Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (623) → Соборование: молитва веры спасет болящего

Соборование: молитва веры спасет болящего

№14 (623) / 4 апреля ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
В Великий пост надо трудиться и бороться со страстями
Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь
Дни памяти святых

13 апреля – день памяти священномученика Ипатия

13 апреля именины совершают христиане, нареченные в честь Иннокентия и Иоанна. Мир и благословение Божие да пребывют с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня, помощи Божией во всех ваших благих делах и начинаниях, сочувствия и сострадания Господу нашему Иисусу Христу.

В этот день Святая Церковь совершает также память священномученика Ипатия. Святой был епископом города Гангры в Пафлагонии в Азии и жил в IV веке. Присутствовал на I Вселенском Соборе. За свою богоугодную жизнь был удостоен дара исцелять болезни, изгонять из людей бесов. Еретики погубили его за то, что он сильно поражал их и словом, и примером своей жизни. Однажды, когда святитель возвращался из Царьграда, они из скрытного места напали на него с палками и избили до смерти. Святитель, подобно Самому Господу и архидиакону Стефану, в это время молился за своих врагов.

Убийцы не были открыты и наказаны судом человеческим, но Сам Господь раскрыл их и наказал страшной болезнью так, что они раскаялись и при гробе святителя получили исцеление.

Однажды Господь со Своими учениками пришел в Вифанию и там увидел некое дерево – смоковницу, от которой хотел получить плоды. Но, подойдя, не нашел на ней ни одного плода и сказал: «Да не вкусит больше от тебя плодов никто вовек», и смоковница тотчас засохла, – говорит один из евангелистов, описывая это событие. А другой повествует, что когда на следующий день ученики возвращались, увидели смоковницу засохшую, и один из них сказал: «Господи, смотри, то дерево, которое Ты проклял, погибло».

Под этой смоковницей толкователи Священного Писания подразумевают Ветхозаветную Церковь, которая имела вид благочестия, а силу его отвергла, – уча народ, накладывая бремена неудобоносимые, учением человеческим, а сама и пальцем двинуть не хотела, чтобы исполнить передаваемое ею учение. Прежде всего, конечно, речь здесь идет о книжниках и фарисеях, но все же немножко непонятен этот сюжет: чем провинилась смоковница, почему Господь так с ней поступил?

Дело в том, что смоковница – дерево особое, на ней листья появляются после плодов. И когда мы видим смоковницу, покрытую листвой, логично предположить, что на ней уже есть плоды. Вот так думал и Господь. Но, подойдя, Он увидел: внешность плодоносящего дерева есть, а плодов нет. И проклял эту бесплодную смоковницу.

Не так давно в храме проходило таинство Соборования в Великий пост. Это традиционное богослужение, в котором люди участвуют и молитвой, и каким-то своим сердечным движением к Богу. В Послании апостола Иакова об этом таинстве, из которого, собственно говоря, таинство и возникло, есть такие слова: «Когда кто из вас болеет, пусть позовет священников, и помажут его елеем во имя Господне, молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и если какие сотворил грехи, отпустится ему». Таинство направлено на исцеление от грехов забытых, неосознанных, совершенных в неведении. Но есть момент, который мы часто упускаем.

Когда кто-то болеет, не может прийти в церковь, поучаствовать в таинствах Покаяния, Причастия, пусть позовет священников. Среди людей, которые пришли на Соборование, а их было около двухсот, больных не оказалось. Спрашивается, как человек мотивирует себя на это таинство? К сожалению, при более тщательном рассмотрении оказывается, что кто-то приходит «ради профилактики», кому-то просто посоветовали сходить, так, на всякий случай, а кто-то пришел, находясь, что называется, «не в теме».

У людей есть такой рефлекс: если стоит толпа, значит, нужно присоединиться. В результате такое отношение профанирует таинство, показывает, насколько неосознанно некоторые воспринимают в своем сердце то, что предлагает им Церковь. А благодать церковная подается тем христианам, которые находятся в Теле Христовом, то есть в Церкви.

Бывают такие забавные случаи. Приходит человек и просит батюшку благословить или освятить, или рассказывает о своих проблемах и спрашивает, что ему теперь делать. Я спрашиваю: «А как ваша христианская жизнь?». И выясняется, что она абсолютно не настроена. То есть человек фактически живет вне Церкви и думает, что есть какие-то рычаги, нажав на которые, он может от Церкви какую-то благодать почерпнуть. А как люди живут в Церкви? Естественно, напитываясь в таинстве Телом и Кровью Христовыми. И не случайно одно из правил Вселенских Соборов гласит, что человек, в течение трех недель не причащающийся Христовых Таин, отпадает, то есть выпадает из церковного организма, прерывает эту связь.

Вот и критерий. И мы начали выяснять, как давно были у таинства святой Евхаристии те, кто пришел на Соборование... Кто-то год назад, кто-то пять лет назад, кто-то три месяца назад. Получается, что человек помнит: нужно пособороваться в Великий пост, а самое главное в жизни духовной у него как-то мимо сознания проходит.

И здесь, конечно, стоит вспомнить эту историю со смоковницей. Потому что каждый из нас должен быть плодоносным деревом, приносить плоды. Какие? Плоды Духа Святого: любовь, радость, милосердие, веру, кротость, воздержание – в этом прежде всего соль христианства, свет миру, когда христиане в соединении с Богом: «Тако да просветится свет ваш пред человецы, дабы люди, видя ваше доброе, прославляли Отца, который на Небесах». Но это невозможно без Христа, невозможно без теснейшего единения с Богом. И получается, что мы форму какую-то соблюдаем, как фарисеи и книжники, но силы Божией отвергаемся. Жизнь проходит бесплодно. Так давайте призадумаемся, дорогие братья и сестры, насколько мы в Церкви, насколько веточка привита к лозе, насколько соки, которые живут в лозе, доходят до нас, сколько плодов жизни духовной можно собрать в нашей душе? Очень важные вопросы, и дай Бог вам найти на них ответы.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

В Великий пост надо трудиться и бороться со страстями

Протоиерей Евгений Попиченко

12 апреля – день памяти преподобного Иоанна Лествичника 12 апреля свои именины совершают христиане, нареченные в честь преподобного Иоанна Лествичника. Мир и благословение Божие да пребывают с вами

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

12 апреля Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. X.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеймона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс