Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (619) → Иконы напоминают, насколько Господь близок к нам

Иконы напоминают, насколько Господь близок к нам

№10 (619) / 7 марта ‘11

Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых

13 марта Святая Церковь совершает Торжество Православия

Сегодня Святая Церковь совершает Торжество Православия. Оно установлено в память того, что на VII Вселенском Соборе Церковью было утверждено почитание святых икон как ответ ереси, которая возникла в середине VIII века :  дескать, иконы, которые почитаются, перед которыми возжигаются свечи и преклоняют колени, – это идолы.

Одним из самых выдающихся апологетов почитания святых икон был преподобный Иоанн Дамаскин, который много живописал в церковных трудах, и с математической точностью доказал, что почитание изображений Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых обусловлено Священным Писанием. И, прежде всего, Боговоплощением. Если Бог стал Человеком, то Его человеческий образ можно изображать.

И образа напоминают о том, насколько Господь близок к нам. Как отмечено Утверждением VII Вселенского Собора, взирая на образ, мы умом возносимся к Первообразу. А человек – это тоже икона, ведь он сотворен по образу Божию. Потому мы и почитаем друг друга... И нет в этом ничего зазорного. Хотя сейчас очень много людей, которые с сектантским задором воспринимают слова какого-нибудь полуобразованного пастыря. Показывают стих из Второзакония, в котором написано: «не сотвори себе кумира», и говорят, что православные творят себе кумиров, значит, они – идолопоклонники.

Проще всего отослать подобных вопрошателей к трудам Иоанна Дамаскина: если хотите узнать истину, пожалуйста, читайте, размышляйте. А  если хотят только уколоть Русскую Православную Церковь, то у нас нет повеления спорить ради спора, в котором никакая истина не рождается.

Но даже в более, казалось бы, очевидных вопросах у людей церковных возникает некоторое недоумение. Господь говорит: «В молитве не будьте многословны, как язычники, а молитесь так» – и открывает нам молитву к Отцу Небесному. Недавно попытался выяснить у людей церковных, образованных, о чем же они молятся, когда читают молитву «Отче наш»?

Даже поговорка есть: «Это нужно знать, как «Отче наш». Что такое «Отче наш», все в основном знают. Но нужно знать еще и о чем эта молитва. Мы ведь не просто должны произносить молитву, как попугаи, мы должны ее осознавать. Начнем с самых первых слов: «Отче наш» – то есть Отче не «мой», а «наш», потому что все мы – дети Отца Небесного, душа любого человека сотворена Христом. Никакой человек не появляется на земле без воли Отца Небесного. А если мы все по духу родственники, откуда тогда распри, откуда вражда, откуда национальная рознь, откуда религиозная ненависть?

Человек, читая эту молитву, не осознает этих слов, и не удивительно, что порой, прочитав ее, через некоторое время идет выяснять отношения с соседом, с начальником по работе. Причем не в мирном устроении, а с враждой, с ненавистью, с гневом.

«Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое». Что значит «да святится имя Твое»? Это о чем? Как имя Божие может святиться? И здесь нормальный христианин должен вспомнить слова Священного Писания, в котором Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки», и люди, видя ваше доброе, прославят Отца вашего, Который на Небесах.

Имя Божие святится жизнью христианской, дабы язычники, взирая на жизнь христиан, останавливались и вопрошали: «Что это за люди такие, что это за Бог у них такой, почему они так любят друг друга, почему так мирны, так кротки, так целостны? Мы  тоже хотим верить в такого Бога».

«Да приидет Царствие Твое». Это о чем? Опять же здесь нужно вспомнить слова Священного Писания, что «ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, и все остальное приложится вам». То есть человек призывает Царствие Божие: «приидет Царствие Твое», желает этого от всего сердца. Но нередко  человек не ставит себе задачу искать Царствия Небесного. Потому что мы ищем всего остального: поесть, попить, чтобы крыша над головой была, чтобы зарплата нормальная, чтобы у детей здоровье было, да чтобы в институтах они учились, да еще и на бюджете…

О Царствии Небесном человек даже и не помышляет. Хотя это цель жизни человека – искать Царствия Небесного и правды его.

«Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Это о чем? Воля Божия на Небеси –  как там волю Божию исполняют, например, ангелы? Трудно себе представить ангела, которому Господь говорит: «Иди, исполни Мое повеление», а тот отвечает: «А знаешь, давай завтра, мне сейчас недосуг, у меня свои дела. Мне хочется отдохнуть, где-нибудь на лужку потанцевать». Ангелы выполняют волю Божию беспрекословно. Ибо это – воля Божия, это – Истина.

И мы об этом просим Бога: пусть «как на Небеси, так и на земли», то есть как бы подписываемся под тем, что готовы исполнять волю Божию. Но в чем воля Божия? Конечно, в том, чтобы дети почитали своих родителей, а не хамили им; чтобы женщины рожали своих  детей, а не убивали их во чреве; чтобы муж был верен жене, а не бросал ее, не изменял ей; чтобы христиане, шесть дней делая дела свои, хотя бы седьмой день посвящали Господу. И так далее, и так далее. Об этом, собственно, Евангелие составлено, Благая Весть – в чем воля Божия. Чтобы человек пришел к спасению и к познанию истины.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Конечно, в основном, мы скажем: это о том, чтобы у нас всегда на столе был хлеб, чтобы мы всегда были сыты, обуты, одеты, и все у    нас было в порядке. Но не об этом  Господь в первую очередь научал Своих учеников. Хлеб, который подает жизнь всему нашему человеческому существу, – это в первую очередь Хлеб жизни: речь идет о Теле Христовом, о Причастии. Поэтому Церковь так всегда это и воспринимала.

И даже определенные канонические правила принимала. Например, если человек, находясь на Литургии, не приступал к Святой Чаше, а просто воспринимал это как театральное действие, просто слушал музыку, то он до исправления отлучался от Церкви. Казалось бы, что за категоричность? Но в том-то и дело, что Церковь всегда воспринимала Причастие как Хлеб жизни. «Если вы будете есть Плоть Мою, пить Кровь Мою, – говорит Христос, – вы жизнь будете Мою иметь в себе». А без этого жизни Божией в нас не будет.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть Господь прощение наших грехов ставит в прямую зависимость от прощения нами наших должников: если вы не прощаете, и прощены не будете. Но стоит каждый раз, читая эти слова молитвы, задуматься: «Господи, а сегодня в моем сердце есть зло и непрощение кого бы то ни было? И если есть, то я не могу честно эти слова произносить, я лгу Богу».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Здесь говорится о том, что мы просим не давать непосильное искушение. Потому что без искушения невозможно возрастание, потому что искушение – это испытание, экзамен, на котором, как на тренажере, человек совершенствует качества своей души. И бесы в этом человеку, трудящемуся над собой, над своей душой, в некотором смысле помогают. Одного святого спросили: «Кто тебя научил молиться?». Он отвечал: «Бесы» – «Как?» – «Ну, они ко мне приступали со всякими помыслами, я с ними боролся и научился молиться».

И далее: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы, читая слова молитвы, не только понимали ее, но старались исполнить ее в своей жизни.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Святитель

Патриарх Кирилл назвал подвигом патриаршество Алексия I и Алексия II

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 25 февраля краткую заупокойную службу по патриархам Алексию I и Алексию II в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Как сказал Предстоятель после литургии, которую он возглавил в соборе, сегодня Русская Церковь вспоминает святителя Московского Алексия

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

17 марта Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Прп. Герасима Вологодского (1178). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прмч. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла и Иулиании (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс