Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (618) → «Пост – это великая милость Божия»

«Пост – это великая милость Божия»

№9 (618) / 1 марта ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
«Каждый должен найти свою меру поста»
Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь
Дни памяти святых

7 марта – начало Великого поста

Пост – это великая милость Божия всему роду человеческому, и хочется пожелать всем нам внимательного отношения к этому важнейшему подвигу христианской жизни, подвигу воздержания, в первую очередь, конечно же, от грехов; но поскольку человек – существо, состоящее из души и тела, то состояние души после грехопадения во многом определяется состоянием тела, как во внешнем виде, так и во внутреннем – как от положения тела, например, зависит молитва человека. Можно поэкспериментировать: попытаться помолиться стоя, потом сидя, потом лежа, а потом на коленочках. И прислушаться к себе: какая молитва более внимательная, более покаянная, более сосредоточенная? Положение тела влияет на состояние души.

Влияет, во что тело одето. Если одежда простая, скромная, незаметная, человек относится к себе более критично, и, напротив, если он наденет роскошную, шикарную, модную одежду, то изменяются его осанка, походка, самооценка: человек себя начинает ценить гораздо выше. Казалось бы, что изменилось? Мы просто немножко приукрасили свой внешний вид, а изменилось состояние души.

И пища, которую тело потребляет, влияет на духовное состояние человека. Острая, обильная пища способствует большему расслаблению – в организме пища влияет на определенные душевные проявления: и на ум, и на память, и на чувства. Время поста – это как раз время приглядывания, прислушивания к себе. Что произойдет с моей душой, если я немножечко ограничу пристрастия своего тела?

Конечно, речь здесь не только и не столько о пище – она нас к Богу не приближает и отНего не удаляет. Мы едим – и ничего не приобретаем, не едим – и ничего не теряем. Как говорил апостол Павел: «Пища для чрева, а чрево для пищи». Это обычные физиологические процессы, и придавать им такое огромное, прямо выдающееся значение не стоит (как иногда, бывает, человек скрупулезно высчитывает, есть ли там три грамма какого-то молочного или яичного порошка, или нет, но это совершенно ни к чему).

Воздержание зрения тоже полезно во время и Великого, и любого поста; даже в среду и пятницу нужно «сдерживать очи свои от зрелищ». Самое популярное – это телевидение, поэтому, конечно, мой духовный совет: постарайтесь телевизор накрыть белой тряпочкой. По крайней мере, исключите развлекательные каналы. «Союз», «Культуру», «Спорт» можно смотреть, хотя и спорт для многих такой соблазн, что человек готов часами убивать время, высматривая, кто первый, кто второй, кто третий.

Музыку в машине лучше сменить на прослушивание аудиокниг – книги, к сожалению, сейчас мы редко читаем. Ну, например, «Братья Карамазовы» или «Бесы» Федора Михайловича Достоевского. Духовные книги сейчас часто предлагаются в аудиоформате, поскольку много времени люди проводят в транспорте, добираясь до работы. Очень хорошо в те же телефоны мобильные закачать какую-то книгу, и сорок минут ехать и слушать не как болтают старушки рядом, а то, что духовный человек пытается донести до нашего сознания.

Конечно, желательно ограничить алкоголь и не вступать в «клуб ревнителей Устава». Потому что по Уставу восточному, монашескому, вино дозволялось в субботу и воскресенье. Но это не наше вино, которое имеет такую крепость, когда с двух бокалов у человека начинает в голове шуметь – там было вино, хорошо разбавленное водой, очень легкий напиток для укрепления сил, а не для веселости и расслабления. Поэтому лучше от спиртного отказаться.

Тем, кто имеет противоестественную привычку травить себя табаком, если решимости полностью отказаться от этого нет, хотя бы сократить «норму», скажем, с пачки – до двух третей или до половины, – чтобы хоть какое-то упражнение против этой страсти было.

Как говорится, совесть – лучший контролер, и у каждого совесть должна подсказать, над чем работать. Поменьше жене мужа пилить. Детям получше слушаться, по дому помогать родителям, хотя бы посуду начать мыть после совместного ужина, чтобы не просто диета, а и духовные упражнения от наших страстей были.

Последнее воскресение перед Великим постом именуется в Церкви двояко. Первое наименование говорит, что когда-то наш праотец Адам был изгнан из рая, потерял то, что Господь уготовал в его лице для всего человечества – вечную жизнь с Богом. И для спасения человека, для спасения человечества, исцеления его падшей природы понадобилось Самому Богу вочеловечиться и пройти жизнь человека до смерти, смерти же крестной.

Второе наименование – Прощеное воскресение. Мы сегодня, все христиане во всех концах земли, перед подвигом покаяния, исправления грехов, борьбы со страстями, примиряемся друг с другом, со своими ближними, помня слова Спасителя: «Если вы прощаете ближним вашим, и Отец Небесный простит вам согрешения ваши. Но если вы не прощаете, то и вам не простится».

И как бы порой ни были глубоки обиды, как бы ни было тяжело на сердце при том или ином воспоминании, надо понимать, что любовь – долготерпит, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, на все уповает, все терпит и никогда не перестает (ср.: 1 Кор., 13, 4–8). Если злопамятство живет в нашем сердце, это свидетельство, что в нем нет любви. Чтобы простить другого человека, надо его пожалеть. Пожалеть как? Осознав, что все мы больны, кто-то – одним, кто-то – другим. Почему мы осуждаем других, почему сердимся, почему не прощаем? Исключительно из-за того, что мы не знаем своих грехов, не чувствуем своих болезней. Вы представьте такую ситуацию: лежит в больнице человек с переломами позвоночника, привозят другого – и вот он его будет жалеть, потому что понимает, как ему тяжело лежать и не двигаться: зная свою болезнь, он начинает жалеть и другого. Если мы других не жалеем и не прощаем, значит, мы не знаем своих болезней, не осознали своей немощи.

Когда человек видит свои грехи, он сострадает другому. Поэтому одной из основных молитв Великого поста будет молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего». И сегодня мы просто должны сделать усилие над собой и примириться с обижающими нас или с теми, кого мы обидели.

В свете сказанного хочется испросить у вас всех, дорогие братья и сестры, прощения. Как говорит апостол Иаков, кто не согрешает в слове, тот человек совершенный. Осознавая абсолютное несовершенство, понимаешь, что словом можно и обидеть – резким, невнимательным. Где-то сделаешь акцент на одной проблеме, а человек может воспринять это как обиду на тебя. Прошу у вас прощения за, может быть, невнимательные слова, за грехи, которые, так или иначе, возникают в результате слова. Прошу вас простить и покрыть любовью наши несовершенства – и в добрый путь в поприще Великого поста. Пусть и Господь покроет Своей любовью наши согрешения, и Великий пост будет еще одной ступенечкой к светлому празднику встречи со Христом в Его Светлом Воскресении. Храни всех нас Господь, и благословение Божие да пребывает со всеми нами.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

«Каждый должен найти свою меру поста»

Протоиерей Евгений Попиченко

12 марта – день памяти великомученика Феодора Тирона На первой седмице в пятницу любого Великого поста совершаются чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону, память которого мы и совершаем 12 марта.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

5 мартаВсех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс