Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (606) → «1700 лет в честь этой святой дают имена, строят храмы и основывают города»

«1700 лет в честь этой святой дают имена, строят храмы и основывают города»

№45 (606) / 1 декабря ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых

7 декабря – память святой великомученицы Екатерины

7 декабря именины совершают христиане, нареченные в честь святых Екатерины, Евгения, Михаила, Александра, Алексия, Иоанна, Митрофана, Августы. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

В этот день Святая Церковь совершает память святой великомученицы Екатерины. Всех екатеринбуржцев мы поздравляем с именинами нашего города. Желаем, чтобы по молитвам святой великомученицы град Екатеринбург соответствовал своему великому имени в честь святой, жизнь свою положившей за Христа. Не так много городов мира носят имена святых. Наверное, их можно все очень быстро пересчитать. Мы знаем слова Евангелия: «...ко-му много дано, с того много и спросится». Наверное, на жителях городов, именующихся в в честь святых, лежит ответственность жить по-христиански и строить свою жизнь согласно воле Божией, ведь уже в названии города заложен правильный духовный ориентир. Человек внимательный может задуматься и задать себе вопрос: «а в честь кого назван город, в котором я живу?». Далеко не каждый образованный человек сможет ответить! Мы попытались организовать опрос горожан: кто как представляет себе наименование нашего города. Очень удивительные, иногда просто забавные ответы: «в честь Екатерины I», «Екатерины II», а иногда говорили «третьей», как бы спрашивая у журналистов: «Правильно?» О великомученице Екатерине, может быть, сказали процента три. Вот так мы знаем историю. Тем не менее наш город назван в честь святой великомученицы Екатерины, и Предание Церкви говорит о её жизни следующее.

Происходила святая из царского рода, жила в Александрии. Отличалась особой мудростью и красотой. Когда наступило время её замужества, она поставила своему отцу условие, что если найдется в каком-то государстве юноша, соответствующий ей красотой, образованием, мудростью, за того она и выйдет замуж. Многие желающие терпели фиаско, потому что то в одном, то в другом не соответствовали этим высоким требованиям. Но Господь, ища спасения всякого грешника (а Екатерина до определенного времени была язычницей), нашел путь обратить ее к Себе. Однажды ее мать-христианка привела ее к некоему пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося дать ей благой совет. Священник, видя мудрость, внимательность, чуткость Екатерины, сказал ей: «Я знаю одного юношу, Который во всем превосходит тебя. Его красота светлее солнца. Премудрость Его управляет всем миром, Его богатства неистощимы, благородство неизреченно. У Него нет земного отца. Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи бессмертна душой, вознесена была после своей смерти, в воскрешении из мертвых, с душой и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей как царице. Если ты хочешь видеть этого юношу, исполни мои повеления». Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках и велел ей провести всю ночь в молитве перед иконой. «Помолись с верой, – прибавил он, – и ты увидишь лицо Сына Пресвятой Матери». Когда она пришла домой, провела всю ночь в молитве и от утомления заснула, ей приснилось, что пред ней Царица Небесная держит Младенца, от Которого исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца – Он отворачивал от нее Свой прекрасный Лик. Когда Мать просила взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил: «Она безобразна, безумна и убога. Она должна идти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лицо Младенца». Утром Екатерина пришла к священнику и просила его помощи и совета. Старец рассказал ей о вере христианской и просветил светом святого Крещения. Возвратившись домой и встав на молитву перед иконой, она вновь заснула и увидела, что Младенец смотрит на нее с любовью и лаской. И, обращаясь к Матери, говорит: «Теперь она столь же богата и премудра, сколько раньше была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была моя нетленная и вечная невеста». Затем Младенец надел на ее руку чудесный перстень. Когда Екатерина проснулась, она увидела, что именно этот перстень находится на ее руке. В это время в Александрию прибыл царь Максимин, жестокий гонитель Церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Екатерина явилась на этот праздник, обличая царя в служении бездушным идолам и увещевая его познать истинного Бога. Царь позвал мудрецов, философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина своей мудростью, а точнее сказать, силой Божией, победила в споре, убедительно доказав превосходство веры христианской над язычеством. Разгневанный царь приказал казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которые она перенесла с дивным терпением. Затем ее бросили в темницу. Сам Господь явился к ней с ликами святых ангелов и сказал: «Я всегда с тобой. Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствие Максимина жена его Августа, в крещении Василиса, в сопровождении военачальника Порфирия и двухсот воинов посетила Екатерину в темнице, и мученица своей беседой всех их обратила ко Христу. Возвратившись, царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною, затем и ее саму. Святая была обезглавлена в 310 году.

Святая великомученица Екатерина была невестой Христовой, Сам Господь обручил ее Себе в чудесном явлении и дарении перстня. Но каждый христианин в свое время, по своей воле, в добром уме, в твердой памяти или в добром уме своих родителей и крестных также сочетался со Христом. Душа каждого христианина стала невестой Христовой. Уста произносили, когда священник спрашивал:

– Сочетаваеши ли ся Христу?

Человек говорил:

– Сочетаваюся.

Еще раз спрашивал:

– Сочетаваешься?

– Сочетаваюся.

Потом еще уточнял:

– Сочетался ли ты еси Христу?

– Сочетался.

– И веруешь ли?

Человек говорит:

– Верую Ему как Царю и Богу.

– И поклонися Ему.

В знак признания власти Христа над своей жизнью, над своей душой человек полагает на себя крестное знамение и делает поклоны:

– Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

Эти слова произносили десятки миллионов людей, живущих в нашей стране. Насколько человек отвечает за свои слова? Насколько осознанно эти слова были им произнесены? Ведь слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Если мы обещали Богу верность, как невеста обещает верность жениху, а жених невесте, то вся жизнь должна пройти под знамением данного обещания или, по крайней мере, под стремлением. Господь в Откровении Своем говорит: «О, если бы ты был холоден или горяч! А так как ты тепл, а не холоден и не горяч, извергну тебя из уст Своих».

Во времена великомученицы Екатерины был очень четкий контраст, граница: вот язычники, которые не стесняясь исповедуют дьявола своим богом и служат ему и ради него приносят в жертву христиан. Вот христиане, которые, понимая свои перспективы, тем не менее остаются христианами до последней капли крови. А сейчас все перемешано. Человек называет себя христианином, а живет хуже язычника – делает вид, что служит Богу, Христу, верит в Него, а фактически живет как антихристианин. И очень часто уподобляется демонам, совершая такие вещи, которые даже животным в голову прийти не могут. Как разбудить человека, как освободить его от этой теплохладности, убежденности, что «не хуже других, все так живут»? Как говорит один мой знакомый: «У меня друг очень хороший человек. Очень хороший. Он, правда, жену с двумя детьми бросил. А в остальном все хорошо». И вот таких «хороших человеков», которые совершенно спокойно считают себя христианами, а поступают как демоны, очень сложно привести к осознанию, что их жизнь лицемерна. Нет ничего отвратительнее, чем иметь цвет, но не иметь плода. Господь многократно обличал это состояние в Священном Писании.

Вот и хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, дорогие екатеринбужцы, брать пример со святой великомученицы Екатерины в ее мудрости, последовательности, решимости, бескомпромиссности, несмотря на огромные жизненные возможности – царское происхождение, красоту, богатство, мудрость. Столького она могла бы достичь, если бы была более «толерантна», терпима к предложениям гонителя. Именно эта нетерпимость, принципиальность в главных вопросах, с одной стороны, сократила годы жизни святой, а с другой – прославила ее в веках: 1700 лет прошло, а в честь святой дают имена, строят храмы и основывают города. Вечная память, которой не сподобился ни один земной правитель, ни один выдающийся деятель науки, потому что все земное канет в лету, а небесное, духовное – вечно.

Дай Бог нам по молитвам святой великомученицы Екатерины быть христианами, а не казаться ими.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Святая Екатерина

Инна Анатольевна Мишарина: «Мощи святой Екатерины в России не были ни разу – такое в России происходит впервые»

Несколько десятков уральских журналистов отправились в Египет, чтобы посетить храм, где хранятся мощи покровительницы Екатеринбурга святой великомученицы Екатерины. Вояж начался в Екатеринбурге, прошел через Краснодар-Екатеринодар и вышел к своей финальной точке – египетскому Шарм-эль-Шейху.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

6 декабряСвт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Прмч. Серафима (1931); св. Иоанна исп. (1932); сщмчч. Бориса, еп. Ивановского, Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс