Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (579) → Что ждет молодежь на современной «ярмарке жизни»?

Что ждет молодежь на современной «ярмарке жизни»?

№18 (579) / 16 мая ‘10

Лидия ЕжковаВоцерковление молодежи

Должность священника Александра Сандырева – руководитель Миссионерского отдела и Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии – обязывает его постоянно общаться с молодыми людьми, держать руку на пульсе жизни молодежи, заниматься ее духовно-нравственным воспитанием и воцерковлением.

Как отмечает отец Александр, первое, что отличает наше время – это отсутствие традиционного уклада жизни, который существовал в традиционном обществе, где сохранение традиций в социокультурных устоях более высокая ценность, чем развитие. В нынешнее время разные составляющие человеческой личности – дух, душа и тело – развиваются стихийно и неравномерно; традиционный уклад способствовал формированию целостного образа человека – иными словами, если жених брал невесту из достойной семьи, то получал человека с определенными, известными ему качествами, а не «кота в мешке», и исходя из этого был уверен в своей будущей жизни.

По словам отца Александра, неуверенность современных молодых людей в своем будущем происходит из двух причин. Во-первых, из-за большого спектра возможностей, которые окружают современного молодого человека. Во-вторых, из-за отсутствия традиций. Молодой человек начинает жить «с нуля», фактически ему нечему учиться у старшего поколения, кроме выслушивания общих советов. И он оказывается выброшенным на «ярмарку жизни» только со своими индивидуальными способностями, которые еще требуется развить и реализовать.

По опыту своей работы отец Александр заключает, что главная проблема современного молодого человека в том, что он не видит причин что-то кардинально и серьезно менять в своей жизни, предпочитает уходить от возникающих проблем, а потому основной его диагноз – отсутствие ответственности за свою жизнь и свое призвание. Религия, духовность, культура и другие духовно-нравственные ценности для него стоят рядом с жизненными потребностями, развлечением, удовольствием, хобби. В результате резкого смещения ценностей и целей у молодого поколения в отношениях со старшим, а тем более пожилым, в последнее время сложились тотальное непонимание, разрыв межпоколенных связей, снижается передача жизненного опыта и ценностей от старших к младшим.

Поэтому, обращает внимание отец Александр, прежде чем говорить о современных принципах устроения жизни молодежи на приходе, нужно осознать, что молодежь в наше время – это особая социальная группа, которая резко выделяется из всего социума, а потому возникает потребность в особом к ней отношении. Соответственно и на приходе необходимо создавать специальные формы работы с молодежью.

«Всегда все и всегда вместе» – древний принцип устроения Церкви

Церковная община открыта любому возрасту и любой социальной группе, а поэтому молодежь не должна противопоставляться общине: «всегда все и всегда вместе» – древний принцип устроения Церкви (мч. Иустин Философ). Отсюда основная цель – воцерковление молодого человека, каким бы он ни был.

Молодому человеку, особенно подростку, гораздо труднее войти в Церковь, чем старшим, поэтому основное внимание должно быть направлено на помощь в решении возникающих перед ним проблем: «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).

Отец Александр особенно отмечает, что в каждом приходе должна быть сформирована особая культурная среда, которая бы способствовала воцерковлению молодого человека. Для ее создания необходимы особые программы, как разовые (поездки, акции, мероприятия), так и периодические (клубы, кружки, Евангельские чтения). Важную роль играют и организация социального служения, добровольческой работы в приходе, и привлечение молодежи к решению проблем прихода, к миссионерско-просветительской деятельности в социальных и культурных заведениях, находящихся на пастырской территории прихода.

С одной стороны, молодежь должна быть выделена в особую группу, и у нее должна быть возможность общения друг с другом, но с другой – она должна чувствовать себя частью целого, не противопоставляясь, но и не растворяясь среди других членов церковной общины.

Необычайно эффективными становятся культурно-просветительские программы по краеведению, изучению истории своей малой родины. Через историю своего края и культуры своей Церкви молодой человек понимает, что Православие – органическая часть его жизни. Для достижения этой цели можно использовать разные формы работы: например, киноклуб, дискуссионный клуб, литературные вечера, в которых раскрывается история родного края; паломничества, миссионерские экспедиции, сплавы, да и просто турпоходы будут одновременно сплачивать молодежь и формировать у ребят правильное мировоззрение.

Надо создать среду, в которой каждый молодой человек может высказывать свое мнение и проявлять инициативу, особенно в делах служения, милосердия, помощи в храме, на богослужении. Через это проходит мотивация его дальнейшего вхождения в церковную общину, он начинает чувствовать свою востребованность и понимать, что он, обладая некоторыми навыками, нужен всей общине.

При желании можно «двигать горы»

Почти восемь лет назад был организован молодежный клуб при храме Вознесения Господня города Екатеринбурга. Практический опыт его деятельности обобщен и рекомендован для распространения в приходах Екатеринбургской епархии.

Основные формы работы молодежного клуба успешно прошли испытание временем и применяются до сих пор.

Евангельские чтения – базовые встречи, которые проходят еженедельно по четвергам – дают возможность решить мировоззренческие и вероучительные вопросы, которые встают перед каждым неофитом. Эти встречи носят организационный характер: любой, кто побывал на них, знает, что можно прийти и встретиться с друзьями, сделать объявление, попросить о помощи. Регулярность этих встреч дает молодежи ощущение причастности к опыту всей Церкви.

Киноклуб был создан несколько ранее, но имел другие цели. Это, прежде всего, форматная среда общения, в которой можно общаться на основные нравственные темы, выраженные в современном авторском мировом кинематографе. Фильмы отбираются по темам при желании более многогранно раскрыть данную проблему. Организаторы принципиально стараются не навязывать православный взгляд при обсуждении, поэтому киноклуб стал своеобразной миссионерской площадкой, на которой в непринужденной, неформальной обстановке проходят встречи церковной и светской молодежи.

Творческие и дискуссионные встречи, как правило, организовывает сама молодежь, без особого влияния руководителей. На этих встречах у юношей и девушек возникает ощущение творческой среды и возможности реализации своих талантов и способностей. В прошлом году появился дискуссионный клуб «Библия и жизнь», в котором обсуждаемые вопросы всегда рассматриваются через призму Библии. Обсуждаемая проблема начинает открываться для присутствующих в новом удивительном свете, потому что Библия открывает человеку глубину духовной жизни.

Хорошие результаты дала организация совместных походов, сплавов, паломничеств, на которых кроме образовательной части (каждый поход имел свою тему) происходит более тесное и личное общение друг с другом, люди начинают дружить и благодаря этому рождаются христианские браки и семьи.

Все вышеописанные формы работы молодежного клуба Вознесенского храма имеют одну цель – воцерковление и оглашение человека: они помогают молодым людям найти смысл жизни не в декларативном его оформлении, а прежде всего в конкретных образах и формах его жизненного устроения и реализации на практике. Постепенно и последовательно входя в молодежный клуб, человек получает более глубокое и личное наставление в вопросах веры и жизни по вере.

После осознания этих принципов и общих положений остается только развивать и решать проблемы, которые жизнь ставит на этот день. И в молодежном клубе Вознесенского храма были сделаны следующие закономерные шаги.

Поскольку на Евангельских чтениях молодежи становилось все больше, они перестали справляться с задачей мотивации человека к изучению и усвоению Библии и святоотеческой традиции. Чтобы разнообразить формы обучения, была разработана интеллектуальная игра «Познай истину». Опыт проведения игры оказался настолько удачным, что организаторы, адаптировав ее содержание к более мирскому, начали программу интеллектуального досуга среди светской молодежи, мотивируя ее уже не только к изучению Библии и Евангелия, но к изучению и осмыслению истории и культуры России.

Социальное служение, как и организация интеллектуального досуга – перспективное и стратегическое направление молодежной добровольческой деятельности в Вознесенском храме. Участие в церковной жизни храма, в богослужениях и решении социальных задач, которые стоят перед приходом, побудили молодежь общины взять на себя ответственность в определенных направлениях работы. Прежде всего это организация и наведение порядка в храме перед большими праздниками и решение многих организационных задач при их подготовке и проведении.

По мнению священника Александра Сандырева, основная задача приходского духовника – показать каждому прихожанину, что его храм – это его родной дом. И как в своем доме человек рачительный хозяин, так же он должен себя ощущать и осознавать и в храме. Некоторым плодом такого ощущения стал ремонт, произведенный силами молодежи в верхнем приделе храма, который стали называть проектом «Отчий край» – восстановление разрушенного. Следующая задача проекта «Отчий край» – составление карты разрушенных и оскверненных храмов Екатеринбургской епархии и привлечение внимания общества к этой проблеме.

Начало было положено в 2006 году, когда ребята, сплавляясь по реке Чусовой, в поселке Кын совместно с его жителями организовали субботник и навели порядок в храме, который долгое время был в запустении и осквернении. После совместной молитвы и знакомства с жителями поселка у молодых людей появилась надежда: здесь что-то должно сдвинуться с мертвой точки.

Подобные краеведческие миссионерские экспедиции проводятся ежегодно. В прошлом году, например, прошла экспедиция по реке Тагил: от бывшей Тагильской Слободы, где были совершены раскопки разрушенной церкви, до села Фоминское, где вместе с местными жителями был установлен Поклонный крест на месте разрушенного храма и проведены небольшие восстановительные работы в молитвенном доме.

И последнее, самое главное: молодость – это возраст, в котором у человека много сил, амбиций и возможностей; при желании молодой человек может «двигать горы». Поэтому работа с молодежью очень благодатна: надо начинать организовывать и собирать молодежь, потом давать ей инициативу, а дальше сама молодежь все для себя организует и сделает.

 
Объявления

Екатеринбургская учительская семинария объявляет прием

Екатеринбургская Учительская семинария во имя Священномученика Фаддея (Успенского) приглашает желающих на обучение.Цель деятельности – подготовка педагогических кадров Православной Церкви. Учительская семинария дает право преподавать Закон Божий и вероучительные дисциплины в церковно-приходской школе, оказывать помощь руководителям приходов Екатеринбургской епархии в организации приходского образования.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс