Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
День Святой Троицы – престольный праздник Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга, один из любимейших праздников клира храма и его прихожан.
Накануне праздника наш корреспондент побеседовал со старшим священником храма протоиереем Анатолием Канунниковым.
– Отец Анатолий, какое значение для Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии имеет Свято-Троицкий собор?
– Для Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии этот храм – кафедральный. А мы знаем, что кафедральный собор – это главный собор, в котором есть постоянная кафедра Владыки, и он здесь совершает богослужения чаще, чем в других храмах. То есть наш храм – это, можно так сказать, повседневный храм Владыки. Он здесь хозяин, он здесь настоятель, и он следит за благосостоянием храма и за его внешним и внутренним видом, красотой, росписью, благолепием и так далее. Поэтому наш храм и называется кафедральным собором.
– Батюшка, а сами Вы давно служите в этом храме?
– Я здесь служу пятый год старшим священником. До этого служил в другой епархии, но я родом из Екатеринбурга, поэтому и приехал на родину.
– Откуда приехали?
– Я после семинарии попал по распределению в Башкирию, там служил двадцать лет, но в Екатеринбурге моя родина, здесь живут родители, поэтому я и приехал сюда, на место своего нынешнего обитания. Если можно так сказать, вернулся на землю своих предков.
И вот уже пять лет служу под началом нашего Владыки Викентия старшим священником Свято-Троицкого собора. Чем могу, тем Владыке помогаю и в хозяйственных делах, и, конечно же, молитвенным служением. Службы в нашем храме совершаются каждый день, без пропусков, по праздничным и воскресным дням служатся даже две Литургии – ранняя и поздняя. Есть штат опытных священнослужителей, которые не только ведут службы и совершают все требы в храме, но нередко работают и на выезде – в домах и квартирах верующих людей по их просьбам.
– За время служения в Свято-Троицком соборе Вы, наверное, уже можете проанализировать, есть ли в приходе приходской актив, костяк, скажем так, православной общины, и что он собой представляет?
– Конечно, как в каждом храме, есть у нас постоянные прихожане, которые регулярно посещают храм, принимают участие в церковной приходской жизни. Их не так много, но они есть. Считаю, что человек 300-400 – наши постоянные прихожане. Остальные приходят в храм от случая к случаю, но двери храма постоянно открыты для всех желающих, с утра до вечера люди приходят свечку поставить, помолиться, заказать какие-то требы, что-то приобрести для дома из церковных принадлежностей, познакомиться с новинками духовной литературы, которые регулярно появляются в нашей церковной лавке.
– А постоянные члены церковной общины как-то помогают священнослужителям и работникам храма в их ежедневных будничных делах?
– Да, конечно. К приезду Святейшего Патриарха Кирилла, например, нашлось много желающих помочь привести храм в порядок, благоукрасить его и прилегающую к нему территорию. Есть у нас и люди, которые жертвуют на храм личные средства. Они помогают нам закупать овощи на всю зиму для работы благотворительной трапезной, приобретать церковную утварь, необходимую для богослужений, ковры и ковровые дорожки для украшения храма.
Если взять детскую воскресную школу, там тоже есть сложившийся родительский комитет, который помогает конкретно школе. С его помощью для воскресной школы приобретается необходимое имущество, наглядные пособия, дидактический материал, учебная литература и книги по духовно-нравственной тематике.
Но самое главное – все наши постоянные прихожане помогают нам в работе своей молитвой. Потому что молитва в храме – это самое главное. Будет молитва – и Господь все даст, не будет молитвы – не будет ничего.
– Отец Анатолий, воскресная школа у вас работает только для детей. А катехизаторская и миссионерская работа среди взрослых проводится?
– Для взрослых у нас организованы долгосрочные катехизаторские курсы, занятия на которых проводятся по определенному расписанию. Дополнительно для людей, желающих окреститься, проводятся огласительные беседы – подготовка к принятию таинства Крещения: мы работаем по той программе, которую установил и благословил наш Правящий Архиерей Владыка Викентий.
– Батюшка, а как восприняли люди недавнее нововведение о необходимости до Крещения прослушать двенадцать огласительных бесед?
– Конечно, здесь неоднозначное мнение: какой-то человек понял все правильно и настроил себя на серьезную подготовку к Крещению, но есть и такие люди, которые посчитали посещение бесед со священником обременительным для себя делом. Но есть благословение Владыки, решение епархиального собрания по этому вопросу, так что отступать, как говорится, некуда.
Да, мы стараемся поговорить индивидуально с каждым человеком, и если выясняется, что у кого-то есть уважительные объективные причины, по которым он не сможет присутствовать на всех беседах, мы идем ему навстречу и решаем этот вопрос либо с благочинным, либо с Владыкой. Но это все делается опять же с благословения Правящего Архиерея.
– Отец Анатолий, я сейчас была свидетелем такой сцены: умирает от рака человек – на дому, некрещеный, и Вы направляете к нему дежурного священника.
– Конечно, это наша святая обязанность. Бывает, человек умирает без Причастия, без Соборования. Приходят его родственники и просят батюшку как-то помочь им. Плохо, конечно, что они не сделали это раньше, довели человека до такого состояния. Надо бы по-хорошему больного исповедовать, а он в бессознательном состоянии, только по одному дыханию и поймешь, что он еще жив.
Но, во всяком случае, это наш долг – направить священника или самому съездить, окрестить умирающего, чтобы дать ему возможность спастись. Потому что человек некрещеный практически не имеет никакой надежды на спасение, а человек крещеный такую надежду имеет всегда. В нашей земной мирской жизни мы нередко судим о людях по-своему, по-человечески, а суд людской и Суд Божий – это совершенно разные вещи, и надо нам успеть при жизни человека хотя бы приоткрыть ему дверь в Царствие Небесное.
Как всегда, священник в таком случае приезжает на дом не только окрестить больного. Он одновременно проводит беседу с его родными, которые там находятся. Конечно, это плохо, что старый, больной, умирающий – и некрещеный. Надо было бы им раньше обратиться за помощью к Богу и Церкви. Сейчас ведь двери храмов для всех открыты – если вспомним недавнее советское время, тогда все было немножко по-другому. Кто застал, тот знает это время. А сейчас, я считаю, если человек захочет, то он может многое узнать про Бога, про веру, про Церковь. А если не захочет, то, конечно, жизнь человеческая без Бога убивает у человека надежду на спасение.
– Но вернемся к празднику Святой Троицы. Какое значение он имеет для Вас лично и для каждого православного христианина?
– День Святой Троицы для нас, для Свято-Троицкого кафедрального собора – престольный праздник. Суть праздника Святой Троицы заключается в том, что в этот день мы празднуем сошествие Духа Святаго на апостолов в день святой Пятидесятницы. Через сорок дней после распятия Христа, когда Господь вознесся на Небо, в день своего Вознесения Он говорил своим апостолам, что ему уже пора уходить. И обещал им, что сойдет Дух Святой, придет Утешитель, который утешит их и научит, как жить по вере и спасаться. И вот на пятидесятый день на апостолов и на Матерь Божию сошел Дух Святой в виде огненных языков.
Вот это событие мы и празднуем сейчас. Называется праздник День Святой Троицы, потому что Святой Дух является как бы третьей ипостасью Божией. Мы знаем Бога Отца, знаем Бога Сына, а вот Дух Святой явно сошел огненными языками и явил третье Лицо Святой Троицы. События Пятидесятницы стали знаменательным явлением, после которого апостолы смогли пойти по всему миру и исполнить Заповедь Божию «проповедовать Евангелие всей твари». То есть они могли говорить всему миру на разных языках. Именно Дух Святой дал им такую возможность и такую благодать.
– Батюшка, какие особо почитаемые святыни есть в Свято-Троицком кафедральном соборе?
– Особо почитаем, конечно, крест-мощевик, в котором находится несколько десятков частиц мощей святых Божиих угодников, в том числе святителя Николая Чудотворца, Киприана, преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, благоверного князя Александра Невского. Самая главная, наверное – икона с частицей мощей святой великомученицы Екатерины, Небесной покровительницы и заступницы Екатеринбурга и нашей епархии; всегда много верующих возле иконы великомученика целителя Пантелеимона.
У нас есть две храмовые иконы Святой Троицы. Одну подарил Святейший Патриарх Алексий во время своего визита на Урал, когда он освящал наш храм десять лет назад. И нынешний приезд Святейшего Патриарха Кирилла тоже ознаменован тем, что Предстоятель нашей Церкви подарил Свято-Троицкому собору икону Святой Троицы и сказал, чтобы она всегда была в храме и люди могли приходить, молиться, прикладываться к ней и получать от нее просимое. Вот эти две иконы для нас особенно ценны, святыни для нас, да и для всех верующих, приходящих в храм, тоже.
И, конечно же, все чудотворные иконы, все святые мощи, которые прибывают в Екатеринбургскую епархию, встречаем мы – и сразу же доставляем в наш кафедральный собор. А потом уже, по благословению Владыки, эти святыни пребывают в других храмах.
– Можно сказать, что Свято-Троицкий кафедральный собор – «главные ворота» Екатеринбургской епархии, ее «визитная карточка»...
– В каком-то роде, наверное, можно…
– Отец Анатолий, а как престольный праздник будет отмечаться в вашем храме?
– Накануне праздника, в субботу, вечером 22 мая у нас будет совершено торжественное богослужение, которое возглавит наш архиепископ Викентий. И в воскресенье утром состоится праздничное богослужение. Храм будет украшаться зеленью, потому что именно зелень символизирует оживление души человеческой. Сейчас весной вся природа как бы воскрешается, оживляется, пробуждается – и наш храм будет украшен зелеными березками и травой. Как природа начинает просыпаться от спячки зимней и показывать всю свою красоту, так и душа человеческая готовится проснуться, оживиться, обратиться к Богу. А чтобы пойти по пути исправления и очищения души, человек должен приобщаться к Церкви, к Богу, исполнять Его законы, заповеди.
Потому что жизнь духовная должна присутствовать в человеке обязательно, нельзя ограничиваться только одной жизнью материальной. Бесспорно, что мы должны и одеваться и обуваться, и есть и пить, но без пищи духовной человек превращается в безнравственного, лишенного всяческой морали человека. А когда он духовно питается, никогда не будет впадать в отчаяние, уныние, никогда у него на душе не будет злобы. Мы хорошо понимаем, что отсутствие необходимой духовной пищи всегда заполняет сатана.
– Неудивительно, что мы так часто видим вокруг себя людей озлобленных, недовольных и другими, и своей жизнью.
– Потому что им кажется, что у них в жизни, да и везде – все плохо, на душе у них осуждение, раздражение, гневливость, зависть, ненависть... Это все духовные болезни грехов и скверны, которые очень быстро к человеку прилепляются и от которых всегда очень трудно бывает избавиться. Поэтому необходимо духовно питаться – здесь имеется в виду прежде всего молитва как пища духовная, посещение храма, молитва домашняя обязательно, чтение духовной литературы, чтение Евангелия, Псалтири, да и просто-напросто – добрые дела человека. Ведь бывает же так: просто сделал доброе дело кому-то, видишь, что человеку хорошо, и душа твоя переполняется радостью. Вот это и есть тот момент, когда душа напиталась пищей, наполнилась милостью Господней, и хочется еще что-то хорошее другим людям сделать. Человек не должен лишать себя пищи духовной, а если ее нет, тогда и появляются раздражение, отчаяние, уныние. А уныние – это такой грех, который нередко приводит человека к болезням, страданиям и даже суициду.
– Отец Анатолий, и в завершение нашего разговора – Ваши пожелания читателям «Православной газеты»...
– Я всех поздравляю с прошедшими праздниками Днем Победы и Вознесением Господним, с приближающимся праздником Святой Троицы. Конечно же, каждый человек, читая «Православную газету», должен брать из нее для себя духовную истину, которую она, естественно, несет. Истину, которая будет помогать ему приобщаться к Богу. Потому что газету читают разные люди, в том числе немало начинающих, только обращающихся к вере людей и тех, которые пока вообще не думают об этом; читая газету, они получают не только информацию, где что произошло, но и насыщаются знаниями об истоках христианства, о святых отцах Церкви, о Боге и вере. И когда человек прочтет эти материалы, дай Бог, чтобы в душе у него зажглась какая-то искра, чтобы он задумался о смысле жизни, задумался, где истина, а где ложь, обратился к Богу и пришел в храм Божий. А тут уже есть люди, которые объяснят, расскажут так, чтобы он понял. Самое главное – обратить человека к Богу, и этим занимается «Православная газета». А когда человек к Богу обратится, там уже дай Бог, чтобы он спасся.
Беседа 1Немного конфликтологии: ссора или конфликт?Начало ссоры – как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. (Притч. 17, 14)
Екатеринбургская Учительская семинария во имя Священномученика Фаддея (Успенского) приглашает желающих на обучение.Цель деятельности – подготовка педагогических кадров Православной Церкви. Учительская семинария дает право преподавать Закон Божий и вероучительные дисциплины в церковно-приходской школе, оказывать помощь руководителям приходов Екатеринбургской епархии в организации приходского образования.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.