Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (578) → Митрополит Филарет (Вознесенский). Грех и болезнь

Митрополит Филарет (Вознесенский). Грех и болезнь

№17 (578) / 1 мая ‘10

Православие. РуЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь в неделю о расслабленном
Православие. РуЦерковный календарь
Дни памяти Святых

Святое Евангелие повествует нам о множестве чудес, которые сотворил во всей Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос. Но то чудо, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангелии, имеет особый характер, почему, между прочим, оно в году читается дважды: один раз — в Великом посту и потом еще раз — в один из воскресных дней (уже не во время поста).

В этом чуде мы видим, как вера человека дает ему силу, мужество и решимость добиться своей цели, если даже встречаются несомненные препятствия.

Один человек заболел болезнью, которая в Евангелии именуется расслаблением (по-нашему — паралич), и его друзья решили во что бы то ни стало принести его к Божественному Чудотворцу, о Котором слава гремела уже тогда по всей Палестине. Но когда друзья принесли его к дому, где учил Господь, то оказалось, что нет никакой возможности приблизиться к Нему, потому что Его окружала масса народа. У них была тяжелая ноша — они несли своего больного друга в переносной постели или на носилках и увидели, что им никак к Нему не пройти.

И вот тогда они не остановились перед совершенно необычным средством: поднявшись на плоскую, сделанную из черепицы крышу, они ее разобрали; быть может, хозяева дома особого удовольствия не испытывали, видя это, но они сделали свое дело и таким чрезвычайным способом добились того, что переносную постель, на которой лежал расслабленный, опустили прямо к ногам Спасителя.

Но как назидательно дальнейшее повествование об этом чуде! Евангелист говорит, что Спаситель, «видя веру их», говорит расслабленному: «...прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5, 20). Обратите внимание на слова «веру их»; не сказано «веру его», то есть самого расслабленного. Возможно, слова «веру их» относились и к нему, а может быть, и нет, потому что паралич мог его привести в полное расслабление и душевных, и телесных сил. У него самого вера могла и поколебаться, может быть, у него и не было твердой веры, но Господь видит «веру их», тех, кто принес этого больного и свою веру уже доказал своей решимостью и настойчивостью.

Видя веру их, Господь обращается к больному, но не говорит ему сразу «встань», а говорит ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Этим Господь сразу дает нам урок, что нужно смотреть, как говорят, в корень дела и прежде чем врачевать тело человека, нужно уврачевать его душу. Болезнь, прямо или косвенно, всегда есть результат греха. Если бы люди не грешили, то и не болели бы. И вот Господь показывает нам, как врачуется этот корень, и сначала исцеляет душу от греха, от болезни греховной.

Но тут получилось неожиданная «реакция» на слова Спасителя. Когда Он говорил: «...прощаются тебе грехи твои», то среди окружавших Его в это время были и Его враги, книжники и фарисеи, которые из этого случая не замедлили извлечь для себя повод к осуждению и порицанию. Они стали думать, что Он богохульствует, отпуская грехи, так как кто же может отпускать грехи, кроме одного Бога, и не подозревали того, что они в данном случае правы, потому что Отпускавший грехи был именно Бог воплощенный.

Тогда Господь показал им, что Он видит их мысли, и сказал: «Что вы думаете в сердцах своих? Скажите, что легче, по-вашему, сказать: прощаются тебе грехи или встань, возьми постель твою и иди?» (Лк. 5, 24) По существу, сказать первое труднее. Ибо действительно отпускать грехи может только Бог или Его служитель, имеющий на это от Него власть и право. Сказать же «возьми постель твою и ходи» — значит действовать уже в порядках обычной нашей жизни. Но это — по существу.

А с внешней стороны — как и думали книжники и фарисеи и многие из народа — конечно, труднее сказать второе. Потому что сказать «прощаются тебе грехи» легко, а отпущены они или нет — кто может проверить? Сказал и сказал… А если сказать больному «возьми постель твою и иди», а он не встанет и не пойдет, то получится нехорошо. Поэтому, с человеческой точки зрения, судящей по внешности, труднее сказать второе.

Вот Господь: «...чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… тебе говорю, — обращается Он к расслабленному, — встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Лк. 5, 24) (то есть — чтобы вы знали, что у Меня есть та власть, о которой вы говорите и которая принадлежит только Богу, Я делаю на ваших глазах то, что с вашей точки зрения гораздо труднее, — исцеляю расслабленного).

Но я еще раз хочу повторить то, что для нас с вами необходимо всегда помнить: врачевать больного человека нужно с основы.

Вот почему верующие люди, когда они серьезно заболевают и когда вокруг них идут разговоры о том, чтобы пригласить врача, а может быть, созвать консилиум, говорят: «Сначала призови ты служителя Церкви, он укрепит меня таинствами церковными — исповедью, принятием Святых Таин и соборованием (или елеосвящением — таинством, специально назначенным для врачевания). И когда душа моя будет освобождена от тяжести греховной, тогда лечите и мое тело». Так и нужно всегда поступать.

А ведь нам, духовникам, сплошь и рядом приходилось встречаться с печальными случаями, когда человек болен тяжело и опасно, ему грозит смерть, а окружающие его и родные не приглашают к нему священника, говоря: «Мы боимся его испугать».

Разве можно руководиться такими соображениями, когда человек, быть может, стоит вплотную перед концом своей жизни? Как же лишить его главного — того, что необходимо для отходящей души? Нет! Не приглашают служителя Церкви! Говорят: «Боимся испугать».

А между прочим, нужно иметь в виду и то, что человек, который сознает, что его болезнь может кончиться смертью, уже совсем по-другому смотрит на все — у него иное восприятие. Мне, грешному, приходилось причащать за долгие годы священства многие сотни, а может быть, и тысячи больных, и я не помню ни одного случая, чтобы больной испугался. Наоборот — больные всегда с радостью встречают служителя Церкви, несущего им благодатное укрепление и освящение.

Это и есть то первое и главное, что необходимо сделать для больного, а потом уже делать все остальное, то есть врачевать его земными лекарствами. Но прежде всего надо уврачевать его бессмертную душу. Аминь.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковь и общество

Патриаршее приветствие участникам конференции «Православие в судьбе Урала и России: история и современность»

Патриархия. Ру

Дорогие братья и сестры!В светлые дни Пасхальных торжеств искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся на юбилейную конференцию, радостным и победоносным возгласом:Христос Воскресе!

 
Церковный календарь

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь в неделю о расслабленном

Православие. Ру

Сегодня праздник всех нас – расслабленных. Сегодня, братья и сестры, мы в какой-то степени отмечаем день своего ангела, свой праздник.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс