Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (575) → Пасха Господня – основа всей нашей веры

Пасха Господня – основа всей нашей веры

№14 (575) / 7 апреля ‘10

Воскресение Христово

Сегодня наш собеседник – настоятель прихода в честь Владимирской Иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев. И тема нашего разговора – конечно же, Пасха.

– Отец Андрей, какое значение имеет Пасха в жизни христиан, и почему она считается главным праздником церковного календаря?

– Я считаю, что Пасха для христиан не только самый главный день в году. Пасха – основа всей нашей веры, поскольку апостол говорил, что если Христос не Воскрес, тщетны и напрасны были бы наши проповеди. Поэтому Пасха должна быть для православных христиан не только днем, когда мы соблюдаем какие-то околоцерковные традиции: освящаем куличи, яйца, устраиваем пасхальные трапезы.

Пасха должна быть нами понята правильно – прежде всего в вероучительном плане. Еще раз повторюсь: Пасха – не какие-то внешние традиции, а основа нашей христианской веры. Поскольку мы верим, что Христос Воскрес, значит, мы, соответственно, верим, что Он – Сын Божий. Верим, что Господь послал Его в мир спасти людей. Отсюда же вытекает, что мы верим, что Он воплотился от Марии Девы и принял человеческую плоть. Мы верим в то, что Он три года учил и готовил Своих учеников, что Он пошел на Крест, и искупил на Кресте Своей Кровью грехи человечества и Воскрес на третий день, тем победив зло, смерть и плен, в котором находилось все человечество.

То есть если мы будем правильно понимать суть и назначение праздника Пасхи, мы поймем: это действительно торжество веры. Не торжество традиций, не просто хороший душевный и радостный день (хотя все эти пласты, безусловно, есть, и они наверняка нужны), а особенный знаменательный день. Потому что без основы, без Христа, без понимания веры во Христа все остальное у нас будет как некая обертка, фантик, в котором нет сердцевинки.

А если мы будем понимать самое главное в Пасхе – что это основание, фундамент нашей веры: то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, когда Господь пострадал за всех нас, пролив Свою Кровь. Пасха ведь неразрывно связана со страданиями Христа, неразрывно связана с Крестом, со смертью, с погребением и Воскресением Христа. И это не просто какие-то отвлеченные события – это должно касаться каждого человека в отдельности.

То есть я должен понять: как ко мне это относится? А относится совершенно конкретно: я еще должен осознать, во-первых, понять, сердцем принять всю эту истину. И пропустить через свое сердце: а что во мне не соответствует этому дню? Можно ведь Пасху по-разному праздновать. Можно устроить какую-то пьянку, что в народе, к сожалению, есть – а можно, допустим, на Пасху готовиться к святому Причащению, подытожив, что ты за прошедший Великий пост нашел в своем сердце; это же совершенно разное поведение, разное празднование Пасхи, так?

И если человек причастился, готовился на Пасху, то он соответственно и проведет этот день. Естественно, что в его сердце будут совсем другие чувства. Не просто праздник, день, в который человек объелся всевозможными яствами и потерял ощущение праздника, а праздник, предполагающий правильный духовный настрой.

Соответственно, мы же понимаем, что Пасха празднуется не только одну ночь и один день, а целую неделю, и более того, целых сорок дней – до Вознесения Господня. А если еще шире мыслить, то каждое воскресенье для православных христиан – Пасха. Такая особая, Малая Пасха. И если это все осознать, понятно, что каждый христианин должен совершенно по-другому начать относиться к своему времени, к воскресенью, к воскресной службе, к Причастию, к покаянию.

То есть смотрите, как от правильного понимания Пасхи вырастает вся правильно выстроенная христианская жизнь, в которой должны быть обязательно и понимание веры, и покаяние: оно рождается от правильной веры. Ведь если мы через сердце все это будем принимать, то мы очень быстро поймем: да, мы искуплены от грехов, но они в нас есть еще. И нам нужно очень сильно еще потрудиться, чтобы воспользоваться, скажем простым языком, теми плодами, которые дает нам Господь Своими страданиями на Кресте и Своим Воскресением.

Потому что можно и не воспользоваться ими; можно быть крещеным, ходить в церковь, формально исповедоваться, причащаться через определенное время, но в то же время пройти мимо Христа. И Пасха для такого человека будет просто традицией. А если человек видит и понимает веру, очень хорошо знает ее, если он пытается жить по вере, слова Христовы из Евангелия старается применять в своей жизни, Пасха для него имеет совершенно особое значение.

– Жить благочестиво, по вере Христовой многим кажется очень непростым делом; им не по силам...

– Конечно, ведь это же обязательно связано и с молитвой, и с покаянием человека, и с Причастием, то есть нужно готовиться к тому, и надеяться, что со временем это будет совсем другой христианин, совсем другой человек. Тогда для него каждая воскресная Литургия будет Пасхой, а не только праздник Пасхи, который бывает в нашем православном календаре раз в год.

– Батюшка, очень многие считают, что достаточно в праздник Светлого Христова Воскресения постоять на Всенощной, принять участие в Крестном ходе и получить от этого Божию благодать до следующего праздника Пасхи.

– Это, пожалуй, одно из самых распространенных заблуждений и самый распространенный вариант поведения и действий людей. Они думают, что если прошла ночная Пасхальная служба, состоялся Крестный ход, то и Пасха закончилась.

Но, я повторюсь еще раз, если так глубоко и серьезно копнуть, то Пасха для христиан – это событие, которое никогда не кончается, оно отражается в каждой Литургии. Событие, что, так или иначе, отражается в каждом христианине, глубоко подходящем к пониманию и принятию веры.

– Отец Андрей, если люди, не приняв еще Господа, придут на пасхальную службу из любопытства или с кем-то за компанию, они сильно согрешат?

– Да нет, почему? Они вообще не согрешат. Нет греха в том, что человек пришел на службу. Я не скажу, что очень многие, но некоторые люди делились со мной своими впечатлениями, как они пришли в Церковь, обратились к более глубокому пониманию христианства, потому что можно «фантик» усвоить, а сердцевину-то не понять. Кстати, от этого очень много недопонимания Церкви, недопонимания действий духовенства, житий святых – непонятно, почему они так или иначе поступают? Это происходит потому что человек не понимает глубины, сердцевины христианства, а принимает только некую обложку, и она ему кажется нелогичной, непонятной и соблазнительной, может быть, даже.

Поэтому я хорошо понимаю тех людей, которые говорили, что они пришли к более глубокому пониманию христианства после того как побывали на Пасхальной службе. Конечно, все, что на богослужении происходило, они как-то рационально, умом еще не поняли, а сердце говорило: вот то, что нужно! Сердце говорило. Помните, как послы равноапостольного русского князя Владимира впервые появились в Константинополе? Они же не понимали греческого языка в той мере, чтобы понять богослужение. Может быть, на каком-то бытовом уровне они язык знали, наверняка же князь послал людей образованных, грамотных, умеющих договариваться, способных узнавать что-то новое. Но богослужебный язык ведь не бытовой язык. И все-таки что русские посланники вынесли из храма после богослужения? Они вынесли ощущение святости: «Мы были в раю». Язычники говорили: мы были в раю. Так им казалось, такие у них были ощущения при посещении богослужения в православном христианском храме. Не надо ничего: никаких аргументов, никаких доказательств. Они поняли – все, истина здесь.

Я по своему опыту общения с прихожанами знаю, что есть среди них люди, которые остались в Церкви, потому что кто-то из знакомых когда-то пригласил вместе с ним побыть на Пасхальной службе. Они не причащались, они многое недопонимали, но сердца их восприняли все, что происходило в храме. Наверное, сердца их уже были готовы, открыты к принятию Бога. Так или иначе, но такие ситуации есть, и если человек сходит в храм на Пасхальную службу, то он не согрешит. Если он будет трезв, если он будет соблюдать правила поведения в храме, то греха, конечно же, нет. Если он будет вести себя благочестиво, спокойно, именно с настроением ученика, который что-то хочет узнать о Боге и Церкви, то Господь ему даст наверняка те сердечные ощущения, что именно здесь истина. Несмотря на наши человеческие немощи и грехи и наши слабости.

– Пасхальная служба так значительно отличается от остальных богослужений, что ее очень трудно понять начинающим воцерковляться людям?

– Хотелось бы особо остановиться еще и на том, чтобы мы правильно понимали участие христианина в Пасхальной литургии и в Пасхальной неделе. По Уставу Церкви Пасхальные службы служатся на протяжении всей следующей за Пасхой Светлой седмицы. И эта неделя дана нам не чтобы мы ели, пили, веселились, а чтобы мы все эти семь дней были на Причастии. Так говорит Устав. Понятно, что современные христиане так, может быть, и не делают. Создается впечатление, что мы к этому еще не готовы. Не потому что мы слабы физически, а потому что нам нужно еще подготовиться к этому духовно.

Но есть постоянные прихожане в нашем храме, у которых вера крепка, у которых уже выправлена жизнь, у которых уже хорошее покаяние, хорошая молитва. И вот такие люди почему не могут причащаться во все Пасхальные дни? Пожалуйста – могут, конечно.

– Но это, батюшка, при условии, что они не работают, они ведь не могут утром успеть на причастие до работы?

– До работы, конечно, никак не успеть. И это особенность нашей современнсти. Понятно, что в дореволюционной России Пасхальные дни были днями всеобщих выходных, как у нас сейчас Новый год, как Рождественские каникулы. Хотя на Руси и раньше были Рождественские каникулы, но проходили они не с такой интенсивностью как сейчас.

Люди праздновали Пасху все-таки больше и радостнее. Так, например, в Израиле иудеи и в настоящее время отмечают Пасху как государственный праздник в течение десяти дней. Мы такой возможности сейчас не имеем, но, по крайней мере, люди свободные должны в Пасхальную неделю ежедневно быть в храме. Как вариант, можно использовать отгулы, можно оформить краткосрочный отпуск, можно попросить отгулы в счет последующей отработки.

И это есть среди наших прихожан, которые стараются дни Страстной седмицы и Светлой седмицы посвятить церковной жизни. Они две недели ежедневно посещают храм, и никто из них об этом еще не пожалел. Они приходят на богослужения, готовятся к Причастию и получается это весьма неплохо, эти люди показывают хорошие результаты своего духовного возрастания. Они понимают Пасху глубже: не просто как возможность наесться и напиться и после поста бросить церковь.

Вот таким своим наблюдением мне хотелось поделиться; это очень важно. Но еще раз повторюсь, что это должны быть хорошо подготовленные люди, а не просто пришел первый попавшийся человек, как говорится, с улицы, и пошел причащаться – так причащаться, конечно, нельзя. Но людям опытным, постоянным и благочестивым христианам ничто не мешает это делать. Иначе получается очень горько, когда служится Пасхальная Литургия, выходит священник и говорит: «Со страхом Божиим приступите», а никого нет, кто бы приступил.

– Почему?

– Да потому, что мы уже наелись, напились, и нам уже не до причастия. Это так горько получается, потому что мы сердце, сердцевину оставляем без должного внимания и попечения, а второстепенное делаем первостепенным – это неправильно, и очень горестно, что так происходит.

– Но иногда и от священников можно услышать, что в Пасхальные дни причащаться не надо.

– Почему не надо? Можно и надо.

– А креститься можно?

– Конечно, можно.

– Батюшка, и в завершение нашей беседы скажите несколько слов читателям нашей газеты.

– Я поздравляю всех с Пасхой Христовой, и желаю, чтобы те плоды, которые дает нам Господь искуплением Своим, Воскресением Своим не пропали даром: чтобы мы ими пользовались, и не просто хранили, как традицию, а активно применяли в своей жизни, – мы действительно стали правильными хорошими православными христианами.

– Спаси Господи, отец Андрей за добрые наставления и теплые слова. Светлой Пасхальной радости и Вам.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Сразу от нескольких телезрителей пришел один и тот же вопрос. В Екатеринбурге планируется воссоздание храма во имя Святой Екатерины.

 
Воскресение Христово

Уральцы встретили Пасху Христову многолюдными богослужениями и затеплили свечи от Благодатного Огня

Тысячи людей пришли в уральские храмы в праздничную Пасхальную ночь, чтобы единым сердцем и едиными устами славить Воскресшего Спасителя мира.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс