Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (572) → Византия — истоки русского Православия

Византия — истоки русского Православия

№11 (572) / 15 марта ‘10

Лидия ЕжковаПаломничество

Старший экскурсовод епархиального Экскурсионно-паломнического отдела Ирина Владимировна Тверякова стояла у истоков создания нового паломнического маршрута к православным святыням Византии — сегодняшней Турции. 

Она несколько раз побывала там вместе с первыми группами паломников и сегодня делится своими впечатлениями и рассказывает о маршруте тем, кто только собирается познакомиться с древней христианской историей: ведь именно Византия стала в свое время истоком русского Православия.

— Территория современной Турции географически — это Древняя Византия. И здесь разворачивались большие события библейской истории. На турецкой земле сейчас хранятся многие святыни, связанные с расцветом Православия в Византийской империи. И не случайно в свое время многовековой путь русских паломников ко Гробу Господню на Святую Землю шел через Константинополь и Малую Азию — Константинополь стал «воротами» в Иерусалим. Хождение наших паломников в Византию известно начиная с XI века, и поток богомольцев не могли пресечь ни татарское нашествие, ни завоевание Царьграда османами, ни многочисленные русско-турецкие войны XIX века. Паломнические маршруты, разработанные при содействии Императорского Православного Палестинского Общества, начинались из Одессы, откуда выходили корабли, которые доставляли пилигримов в Константинополь. В городе паломники посещали святыни и готовились к отправлению, кто — сухопутным путем, кто — по морю в Палестину или на Святую Гору Афон.

В конце XIX века в Стамбуле были созданы подворья трех русских обителей: Целителя Пантелеимона, Андрея Первозванного и Илии Пророка, где могли останавливаться паломники. Сейчас, к сожалению, сохранилось только подворье Святого Пантелеимона, которое, как и в XIX веке, служит пристанищем для пилигримов.

Как я уже говорила, из большого русского православного наследия в Константинополе и даже в Турции на сегодня осталось очень и очень немного: из 500 прежних православных храмов до наших дней сохранилось более 50; среди них очень мало действующих. В первую очередь это Свято-Пантелеимоновское подворье, которое в свое время расписывал известный иконописец М. Нестеров — пожалуй, оно сейчас главный русский православный центр в Стамбуле.

Современный Стамбул — это один из самых живописных городов мира, и бухта Золотой Рог приводит в восторг и восхищение всех, кто там побывал. Самое яркое и самое сильное впечатление в Стамбуле производит храм Святой Софии. Этот храм сохранился внешне практически в таком виде, в каком он был построен; в 557 году состоялось его освящение. Может быть, внешне храм и не производит особого впечатления, но когда ты входишь в него, проходишь через врата, куда въезжали императоры, — возникает совершенно иное чувство. И в первую же минуту вспоминаешь послов князя Владимира, которые говорили: «Мы не знаем, где мы были — на земле или на небе». При том, что сейчас в храме Святой Софии музей и служить там нельзя.

Турецкое правительство, пришедшее к власти в 1924 году, провозгласило светскую республику, и турки этим гордятся до сих пор: они всячески подчеркивают, что у них — светское государство. И поэтому собор Святой Софии, в свое время переделанный в мечеть, сейчас действует как музей. Турки с иконами обходились достаточно традиционно, как и везде — они просто их забеливали. Таким образом иконы сохранились: если с них снять штукатурку, они предстанут во всем своем величии. Но тем не менее храм Святой Софии был и остается вторым храмом, который был освящен в Константинополе — такой величественный имперский храм. А первый — это храм Святой Ирины, самый старый храм, где сейчас находится концертный зал. В помещении великолепная акустика, потрясающий купол, сохранились крест, хоры. Там сейчас проводятся концерты, и не всегда духовной музыки.

Самое яркое впечатление сегодня производит, конечно, храм Георгия Победоносца. Там находится резиденция Константинопольского патриарха, и наших паломников принимают гостеприимно, очень дружелюбно, показывают все святыни. А святынь там много: чудотворная икона Пресвятой Богородицы, мощи Соломонии, Феофании, императора Льва Мудрого, иконы с частицами мощей на иконостасе храма. Сохранилась и кафедра Константинопольского патриарха, на которую в свое время поднимался и Иоанн Златоуст. А в 2004 году этот храм обрел еще две святыни: мощи святителей Иоанна Златоустого и Григория Богослова. Эти мощи были захвачены крестоносцами, а затем перевезены в Константинополь, и самое первое богослужение у этих мощей в 2004 году возглавлял епископ Марк, тогда один из заместителей нынешнего Патриарха Кирилла.

На северо-востоке города находится храм в честь иконы Божией Матери. На этом месте в 435 году был основан храм, и хотя он был несколько раз перестроен, главная храмовая икона сохранилась. Рядом с иконой есть небольшой источник, и монахи, которые там бывают, дают паломникам воду из него, как и из источника другой замечательной церкви в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Мне очень нравится этот храм. Там, по преданию, был монастырь, и когда турки брали Константинополь, один из монахов в это время жарил рыбу неподалеку от источника. Когда ему сообщили, что Константинополь взят, он сказал, что поверит в это только когда жареная рыба оживет. Он сбросил рыбу со сковородки, и она ожила. Говорят, что в этом источнике до сих пор живут рыбы — с одного бока светлее, а с другого — темнее, и из этого же источника люди берут воду. Источник чистейший, в нем очень вкусная вода.

В храмах «Живоносный Источник» и Георгия Победоносца разрешают служить, и мы служили там молебны.

Хотелось бы рассказать еще о нескольких святынях. Из самых знаменитых — конечно, Демре, бывшие Миры Ликийские. Это место очень посещаемо русскими туристами (я подчеркиваю — туристами), паломниками — меньше. Но в последнее время там в храме начались богослужения. В этом храме не служил святитель Николай, но там пребывали его мощи до перенесения в Италию в Бари. Рака от его мощей в этом храме сохранилась. Одну из первых Литургий в этом храме отслужил чуть больше года назад архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Из местных жителей на ней была только женщина с детьми, во второй раз, когда мы приехали служить, было около десяти человек, а на празднование памяти святителя Николая весной прошлого года собрался уже целый автобус с местными богомольцами — русскими людьми, живущими в Турции. Они и сами причащались у наших батюшек, и детей своих причащали.

К сожалению, мы можем констатировать, что в Турции можно служить в храмах только по специальному разрешению турецкого правительства. Когда в первый наш приезд Владыка Викентий сказал Владыке Марку, что хотел бы отслужить Пасхальный канон в каком-либо православном храме, всю ночь шли переговоры. И только утром нам разрешили это сделать.

Ранее это был огромный православный храм Равноапостольных Константина и Елены — ныне просто заброшенный. Перед нашим приездом там стали убирать, выметать мусор и прочее. Владыка Викентий стоял сосредоточенно, не зная, как на это реагировать. Но мы решили: в храме убрали — это уже хорошо, уже плюс нашего пребывания в нем. Когда мы первый раз служили там, даже стекол не было. И когда шла служба, все проходящие с большим интересом заглядывали в окна, чтобы узнать, что там происходит.

Разрешают служить и возле могилы Иоанна Богослова под открытым небом. Мы служили Литургию под проливным дождем, и эта была, скажем так, одна из самых проникновенных служб в полном смысле этого слова... Все мы промокли до последней нитки, потому что зонты были отданы батюшкам, которые прикрывали ими престол.
Самое красивое место в Турции, на мой взгляд, это, конечно, Каппадокия. Там высокие горы очень удивительной причудливой формы, и создается впечатление нереальности реального мира. В Каппадокии сохранилось очень много православных храмов со старинными росписями IX-XI века, как сирийскими, так и византийскими. Причем образы вполне узнаваемы.

В заключение хочется сказать, что благодаря такому вниманию и посещению русских православных паломников в Турции начинается возрождение не только храмов, но и литургической жизни. И это очень важно. Ведь это место, с которого началось и наше русское Православие, оттуда мы получили свою веру. Здесь мы видим и следы былого величия Византийской империи — самой великой в истории человечества, и что от него сейчас осталось. И если нам удастся возродить православные святыни и традиции, это будет просто замечательно.

 
Архипастырь

Приветственное слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам педагогической конференции «С любовью о законе божием»

Дорогие отцы, братья, сестры!

 
Объявления

«В темнице был, и посетили Меня…»

Сестры Ново-Тихвинского монастыря начинают акцию по сбору подарков для людей, находящихся в заключении. Она будет проводиться дважды в год — на Рождество и Пасху. 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс