Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (564) → Род священников Капустиных оставил заметный след в истории Русской Православной церкви

Род священников Капустиных оставил заметный след в истории Русской Православной церкви

№3 (564) / 15 января ‘10

Наш приход

В этой теме:

Наш приход
2010-й год на 2010 километре

 Село Батурино Курганской епархии получило свое название от фамилии первого поселенца – крестьянина Вологодской губернии Варфоломея Ефстафьевича Батурина. Но история села Батурина прежде всего тесно связана с историей священнического рода Капустиных, которая насчитывает более ста лет.

 О роде священников Капустиных как основании созидательной деятельности архимандрита Антонина (Капустина) на Святой Земле сегодня рассказывает сотрудник Паломнического отдела Екатеринбургской епархии Н.В. Козырева.

 – Нетрудно догадаться, что фамилия Капустин образована от названия огородного овоща. По мнению ряда исследователей, которые занимаются происхождением фамилий наших земляков, сама фамилия Капустиных происходила из семинарской среды, то есть выросла из прозвища, что лишний раз подтверждает «капуста – как символ постнической, подвижнической жизни, символ самоограничения и воздержания». Кроме того, у отца Антонина (Капустина) – самого яркого представителя этого рода – была печатка с изображением кочана капусты, датой его рождения и надписью «Не вкусен, да здоров».
 В 1765 году в Батурине была заложена церковь. Это была не первая церковь – первоначально здесь был деревянный храм, который сгорел. Строительство этого храма выпало на долю Василия Трофимовича Капустина, основателя священнического рода Капустиных в селе Батурине. Почему именно там? Дед его, Михаил Капустин, был выходцем из Великого Устюга, а отец – Трофим – служил священником, хотя мы сейчас еще не можем с уверенностью сказать, где именно.
 Зададимся другим вопросом: почему стала возможна такая столетняя священническая линия в одном семейном роду? С XVIII века, как мы хорошо знаем, духовенство было закрытым сословием. И было принято в каждом приходе должность священника передавать по наследству. А если у священника были только дочери, должность передавалась их мужьям, зятьям священнослужителей. Как правило, пост передавался старшему сыну, причем соблюдался и такой обычай, что сын не должен был занимать в приходе место выше, чем его отец. Если, например, это был сын диакона, он не мог в приходе стать священником.
 Но продолжим рассказ о роде Капустиных. Старший сын основателя этого рода Василия – Игнатий служил священником в Камышлове, три его сына тоже были священниками. Второй сын Василия Леонтий служил священником в Далматовском монастыре и в Свято-Преображенской церкви в Батурине, а также исполнял обязанности благочинного. Старший сын Леонтия после окончания Московской академии постригся в монахи с именем Ионы. Иона был ректором Тобольской и Екатеринославской духовных семинарий. Кроме того, он служил в сане митрополита Екатеринбургского, а свою жизнь, по собственному желанию, закончил в Далматовском монастыре.
 В нашем епархиальном паломническом отделе организовываются паломнические поездки по маршруту Чимеево – Далматово и, по возможности, Батурино – настолько тесно эти места связаны между собой.
 Родной брат преосвященного Ионы, отец Иоанн, всю жизнь служил священником в родном селе Батурине. У него было 13 детей, и шестеро сыновей, как и было принято в роду, пошли по стопам отца. Они обучались в Духовном училище в Далматовском монастыре, где обучение было очень строгим, но, как отмечают все современники, несопоставимым с качеством обучения в светских учебных заведениях – в монастырском училище давалось очень хорошее образование.
 Старший сын Платон по окончании духовной академии был женат на родственнице Филарета Московского и до самой смерти был настоятелем нескольких московских храмов.
 Самя яркая фигура в роду Капустиных – конечно же, второй сын Иоанна, Андрей Иванович Капустин. Родился он в августе 1817 года; как и брат, окончил Далматовское духовное училище, затем учился в Пермской и Екатеринославской духовных семинариях, после чего поступил в Киевскую духовную академию. Он был сильнейшим учеником академии – настолько широка была не только его душа, но и личность, его исследовательская натура. Посмотрите, чем он занимался: во-первых, он всю жизнь писал стихи – это было особенностью всего рода Капустиных. Кроме того, увлекался живописью, астрономией – у него было два телескопа, вел изыскания в области полиграфии, археологии, нумизматики. В частности, он пытался по древним монеткам доказать старообрядцам, что почитание единственно восьмиконечного креста неверно: первый христианский крест был четырехконечным. Он в совершенстве владел греческим, латинским, еврейским языками, знал татарский, французский и немецкий языки.
 После окончания академии руководство не хотело его отпускать; ему была предложена должность преподавателя иностранных языков. Но в это время случилась трагедия в его личной жизни – его избранница вышла замуж за его лучшего друга. И единственным для себя выходом Андрей Иванович посчитал постриг в монашество. В 1845 году он был пострижен в монахи и наречен Антонином.
 Через пять лет очень резко меняется его служебная карьера: его назначают настоятелем Посольской церкви в Афинах. Представляете, какой был сделан скачок – из небольшого уральского села в столицу Греции? Там он не только занимается духовной работой, а еще и восстанавливает Афинскую церковь Екодима, представляет список древних рукописей Посольской церкви в Афинах. Последним местом земного служения отца Антонина стал Иерусалим, куда он был назначен в 1865 году начальником духовной миссии, которая была преобразована из палестинского комитета.
 Председателем ее назначается Великий князь Сергей Александрович, который на собственные средства, как это видно из источников, проводил очень много научных исследований и всячески поддерживал русскую миссию на Святой Земле. До начала первой мировой войны на Святую Землю был поток паломников; только из России их численность доходила до 100 тысяч в год. На благотворительной основе для русских паломников были специально вдвое снижены цены для поездки на Святую Землю. Отец Антонин, желая расширить владения Русской Церкви на Святой Земле, начинает скупку земель в Палестине. За 20 лет пребывания на Святой Земле ему удалось скупить 18 участков общей площадью 425 тысяч квадратных метров. Это Горния, Гефсимания, большой участок на Елеонской горе близ места Вознесения Христова, Пророческие пещеры, частично Мамврийская дубрава, сады в Иерихоне… Практически все владения, которые сегодня есть у Русской Православной Церкви на Святой Земле, были приобретены выходцем из села Батурина Курганской епархии отцом Антонином.
 А сделать это, надо сказать, было очень нелегко – на покупку иностранцами земли в Палестине был наложен строжайший запрет. И только благодаря личным качествам и дипломатическим дарованиям отца Антонина задачу приобретения земли Русской Церкви удалось выполнить.
 За выдающиеся заслуги перед Отечеством отец Антонин был неоднократно награжден различными высочайшими государственными наградами. Но, несмотря на то, что этот человек так много сделал для Русской Православной Церкви и вообще для России, село Батурино и род Капустиных, к большому сожалению, со временем все-таки были забыты.
 Потому я и рассказываю об этой странице нашей российской церковной истории – чтобы пробудить интерес верующих людей. Это позволит нам возобновить совершение регулярных паломничеств по местам, связанным с именем священников Капустиных. В годы советской власти храмы в селе Батурине были превращены в коровники; но, слава Богу, сейчас это все возрождается, православные святыни восстанавливаются, а об удивительном роде Капустиных пишутся книги.
 По завещанию отца Антонина, он был похоронен в Иерусалиме. И надо сказать, что перед самой смертью, составляя завещание, он не забыл ни о своем родном селе, храму которого он завещал крест, ни о Далматовском монастыре, в который завещал несколько икон. Вот такой великой души был этот человек…

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 
Наш приход

2010-й год на 2010 километре

 В официальном расписании маршрута движения электропоезда, следующего из Екатеринбурга в Тюмень, эта остановка названа безлико: «2010 километр». Но местные жители хорошо знают, что здесь расположено одно из старейших на Урале сел, которое прежде носило название Куяровская Слобода, а ныне называется село Куяровское.

 
Социальное служение

Профессор И.Маринкин: «Никакая другая специальность так не подвержена оккультизму, как врачебная»

 Конференция на тему «Профессия. Семья.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс