Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (545) → 8 сентября — празднование Владимирской иконе Божией Матери

8 сентября — празднование Владимирской иконе Божией Матери

№32 (545) / 22 августа ‘09

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Александр Ярославич Невский

Владимирская икона Божией Матери — одна из самых чтимых святынь Русской Церкви; почитается чудотворной.

История иконы

По церковному Преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно Преданию, попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н.э. при императоре Феодосии.

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Переехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский в 1155 году перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование), где она хранилась в Успенском соборе.

Переезд в Москву

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Православная Церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

3 июня — избавление от Махмет-Гирея;
6 июля — избавление от Ахмета;
8 сентября — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

Местонахождение

Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону Царских врат иконостаса. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

В 1918 году ее изъяли из собора, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Сейчас находится в церкви Николы в Толмачах (храме-музее), что при Третьяковской галерее.

Предание

Согласно традиции, считается, что икона написана апостолом Лукой.

Как гласит Предание, доска, на которой она изображена, взята от стола, который находился в жилище Иосифа и Марии в детские годы Иисуса Христа.

Существует легенда, по которой в декабре 1941 года по непосредственному приказу Сталина был совершён облёт Москвы самолётом с Владимирской иконой (аналог Крестного хода вокруг стен города).

Считается также, что Владимирская икона оберегает восточные пределы России.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса» («Умиление»). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута так, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV в. (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.

Датировка и сохранность

Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были наращены поля. На протяжении своей истории была записана по меньшей мере четыре раза:

– в первой половине XIII века;
– в начале XV столетия;
– в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля;
– перед коронацией Николая II в 1895–1896 годах реставраторами О.С. Чириковым и М.Д. Дикаревым.

Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты: «К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона».

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 г. сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057–1185).

Оклады

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656–58 гг. по указу Патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате).

Списки

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получила особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

  • Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва);
  • Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.);
  • Псково-Печерская «Умиление» (1524);
  • Заоникиевская (из Заоникиевского монастыря, 1588);
  • Красногорская (Черногорская, 1603);
  • Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь).

Влияние на другие иконографические типы

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери» – создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т.д.

Интересные факты

Фрагмент Владимирской иконы (глаз и нос) в 1989 г. взяла в качестве логотипа американская кинокомпания Icon Produ-ctions, принадлежащая Мелу Гибсону. Среди фильмов, выпущенных студией, «Страсти Христовы» и «Анна Каренина».

Материалы из Википедии –
свободной энциклопедии

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Александр Ярославич Невский

Александр Ярославич Невский (6 июня 1220, Переяславль-Залесский – 21 ноября 1263, Городец) – князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1263), Великий князь Владимирский (1252–1263).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс