Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Память – 17 июня
(последнее место служения – Успенская церковь Каслинского завода Екатеринбургского уезда)
Священномученик Петр Беляев родился в 1875 году . Сведений о детстве и юности Петра Васильевича не сохранилось, известно лишь, что он проходил обучение во Владимирской Духовной семинарии, после окончания которой в 1897 году был рукоположен во иерея. В следующем году отец Петр был направлен на служение в женское общежитие при Каслинском заводе Екатеринбургской епархии, позднее преобразованное в Казанско-Богородицкий женский монастырь.
Каслинский чугуноплавильный, литейный и железоделательный завод располагался приблизительно в 125 километрах к югу от Екатеринбурга на широкой живописной равнине. Основание самого завода и поселения рядом с ним относится к 1746–1750 годам и приписывается выходцу из Тульской губернии Якову Коробкову, который в 1752 году передал завод в собственность Демидовым. В 1805 году Демидовы продали завод купцу Льву Расторгуеву, семья которого и владела им более ста лет.
В 60-х годах ХІХ века здесь поселилась крестьянская девица Матрона Узких, села Коневского Екатеринбургского уезда. К ней стали приходить девицы и вдовы, желавшие посвятить себя Богу, и постепенно была основана Каслинская женская община, официально учрежденная в 1871 году. Насельницы стремились преобразовать ее в монастырь. Для «насаждения настоящей иноческой жизни» Каслинское общежитие перешло с 1878 года в зависимость от Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря и стало называться отделением (хутором) этой обители. Зависимость Каслинского общежития была административной: туда назначались начальницы из числа сестер Екатеринбургской обители. На средства одного из благодетелей в общежитии была воздвигнута каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Заложенный 10 сентября 1878 года храм был освящен в 1882 году и приписан к Успенской церкви Каслинского завода. Своего священника у обители не было, поэтому литургии служились только по воскресным и праздничным дням священниками Каслинской Успенской церкви. Насельницы общежития желали, чтобы богослужения совершались каждый день, и в 1894 году при сестричестве открылась вакансия священнослужителя. Духовнику было обеспечено жалованье (благодетель общины И.А. Трутнев пожертвовал капитал в 4000 рублей с тем, чтобы проценты с него шли на содержание священнику), для него было приобретено усадебное место и построен дом со всеми необходимыми надворными постройками. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» писали, что «с открытием вакансии священника при церкви обители последний больше имеет возможности и времени, сравнительно с приходскими пастырями, заведовавшими до сего времени обителью, входить в непосредственные сношения с сестрами, ведя с ними религиозно-нравственные собеседования и разъясняя им истины христианской веры и нравственности, и тем самым содействовать возвышению обители в религиозно-нравственном отношении».
С 1898 года духовником общежития стал отец Петр Беляев. Он начал свое служение в то время, когда общежитие стремилось получить самостоятельность. Как духовник он, по всей вероятности, поддерживал сестер, помогал им. В 1901 году Каслинское женское общежитие было обращено в самостоятельную женскую общину – Казанско-Богородицкую. В день открытия общины было совершено торжественное богослужение. За всенощным бдением отец Петр произнес слово о нравственных обязанностях сестер и об их ответственности перед Богом и людьми, а после литургии прочитал с амвона указ Святейшего Синода об открытии общины. Завершилось торжество благодарственным молебном и крестным ходом вокруг обители с пением канона женам-мироносицам. «Долго, целых 30 лет, подготовлялась община к самостоятельной жизни и благодаря этому она твердо и неуклонно пошла по тому же спасительному пути неустанного труда и постоянной молитвы, по которому шла и прежде, руководимая опытными в духовной жизни настоятельницами Ново-Тихвинского монастыря», – писали «Екатеринбургские епархиальные ведомости» в 1904 году.
Подробностей того, как проходил молодой батюшка свое служение в Каслинской общине, к сожалению, не сохранилось. Но можно предположить, что то усердие, с каким отец Петр совершал возлагаемые на него обязанности все последующие годы, было его отличительной чертой с первых лет пастырской деятельности.
17 августа 1905 года отец Петр был переведен из Каслинской Богородице-Казанской церкви женского монастыря в приходскую Успенскую церковь в Каслинском заводе. Вскоре после этого его назначили заведующим Каслинским башкирским приютом, где обучались и воспитывались в духе Православия дети инородцев. Одновременно отец Петр преподавал в Каслинской церковно-приходской школе. В декабре 1905 года в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» был опубликован отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии в 1904–1905 учебном году. В этом отчете Каслинская школа названа в числе лучших: «За отчетный учебный год наилучшими в учебно-воспитательном отношении были следующие церковно-приходские школы: в Екатеринбургском уезде – Смолинская, Шайтанская, Мостовская, Каслинская женская…». Священник Петр Беляев из Каслинской второклассной школы был назван среди тех, кто «особенно ревностно относился к церковно-школьному делу и заявил себя аккуратным и плодотворным исполнением обязанностей». Проверяющие отметили, что школа находится в «надежных руках, так как заведующий [отец Петр] делает все возможное, чтобы поставить вверенную школу как можно лучше». В 1907 году отец Петр – заведующий и законоучитель Каслинской второклассной школы – был награжден скуфьей за успехи по церковно-школьному делу.
Кроме пастырской и преподавательской деятельности, отец Петр Беляев вел миссионерскую работу в округе, состоял членом Миссионерского комитета в городе Касли.
Как писали в «Известиях Екатеринбургской Церкви», «за все время служения в Каслинском он показал себя тружеником, который с терпением и любовью нес свой пастырский крест». Кроме того, как отмечалось далее, «жил [он] весьма скромно». В свободное от своих священнических трудов время отец Петр занимался хозяйством, благодаря чему мог не только содержать семью, но и дать образование троим детям.
Началась гражданская война. Отец Петр продолжал служить в Успенской церкви. Как и раньше, он совершал богослужения и требы, преподавал в Каслинской школе.
Большевики всевозможными способами старались отвратить людей от Церкви. На митингах и демонстрациях ораторы обвиняли ее в бедственном положении страны, произносили угрозы в адрес священнослужителей… На Каслинском заводе 18 апреля/1 мая состоялся митинг в честь дня международной солидарности трудящихся, на котором опять звучали антицерковные призывы. По рассказам очевидцев, «какими только эпитетами не наградили духовенство, и толпа внимала. В защиту церкви и духовенства никто не выступил, поэтому ораторы и не скупились на свои бранные речи».
Но не все жители Каслей с равнодушием или одобрением слушали призывы большевиков. Напротив, когда начались гонения, многие из них, в отличие от населения других горнозаводских городов и поселков, сплотились вокруг Церкви. Храмы едва вмещали молящихся людей. Не обращая внимания на запреты властей, жители города в понедельник Светлой седмицы 23 апреля/6 мая 1918 года совершили крестный ход от всех приходских церквей к часовне великомученика Георгия, особо почитаемого в Каслях. Отец Петр вместе с другими священнослужителями и прихожанами заводского храма Успения Божией Матери принимал участие в этом крестном ходе. По словам очевидцев, «лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная молитвенно настроенная масса народа – все это создавало неотразимое впечатление. В воздухе неслись торжественные пасхальные песнопения… <…> Народ воспевал Воскресшего [Спасителя] не только устами, но и сердцем… <…> Какой мощью звучали слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его!».
Пасхальная радость вселяла надежду, что смута вскоре прекратится и будет казаться в будущем всего лишь страшным сном. Но напряжение в городе с каждым днем росло, начались столкновения между красными и белогвардейцами. Через некоторое время большевики стали арестовывать священнослужителей.
3/16 июня отцу Петру предстояло совершить отпевание. Несмотря на опасность – за Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения, – он после Литургии проводил усопшего до самого кладбища. Когда священник вернулся домой, то сразу же был арестован. При аресте отец Петр вел себя мужественно и спокойно. До конца сохраняя самообладание, он попрощался со своей семьей и попросил передать, чтобы его простили все, кого он вольно или невольно огорчил. Красноармейцы увели священника.
В ночь на 4/17 июня 1918 года иерей Петр Беляев был расстрелян. Когда утром супруга отца Петра принесла для него в штаб Красной армии хлеб, ей сказали, что арестованный переведен в Екатеринбург. До прихода белогвардейцев семья Беляевых продолжала верить, что отец Петр жив… Его тело было обнаружено после вступления в Касли в середине июля отряда чехословацких войск. Все это время, почти месяц, останки священника оставались без погребения. Горе близких было неописуемо. Кроме всего прочего, его семья осталась без каких-либо средств к существованию. «Тяжелый крест приняла осиротевшая семья. Невольно каждый знавший покойного и его семью просили Всевышнего, чтобы Он помог перенести горе и поднять на ноги слабых детей…».
23 июня/6 июля большевики в бессильной злобе расстреляли еще двух священников: отца Александра Миропольского и отца Петра Смородинцева – и с ними 27 прихожан. Этих страдальцев отпевали вместе с отцом Петром Беляевым 7/20 июля в той самой церкви, где совсем недавно служил он сам. «Храм был переполнен народом, а среди него гробы, гробы, гробы… жутко было смотреть, – вспоминают участники этих событий. – Могуче звучало пение священно-церковнослужителей: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», и казалось, что пели все присутствующие. <…> Погребение окончилось, настала минута прощания – снова плач… он долго не смолкал. Вечная память вам, страдальцы-иереи».
17 июля 2002 года священномученик Петр Беляев указом Священного Синода был прославлен в Cоборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
21 июняНеделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших.
Память – 23 июня(последнее место служения – Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского уезда) Священномученик Василий Победоносцев родился в 1849 году. В двадцать два года Василий Владимирович закончил Пермскую Духовную семинарию, а через несколько лет, в 1878 году был рукоположен в сан священника и направлен для служения в село Травянское Камышловского уезда. Через 13 лет, 9 апреля 1891 года, отец Василий был переведен в Троицкую церковь Каменского завода того же уезда.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.