Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К 5-летию Свято-Троицкой Всецарицынской обители села Тараскова
Свято-Троицкий Всецарицынский монастырь села Тараскова – место многочисленных паломничеств верующих из разных городов нашей страны и даже из-за рубежа. Богомольцы молятся у чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», посещают целительные источники, а монастырская жизнь остается во многом закрытой для них.
О том, как живет святая обитель, рассказывает наместник монастыря игумен Алексий (Малетин).
– В настоящее время в нашем монастыре находится 15 монашествующих. Определенного числа послушников нет; когда бывает 10 человек, когда – поменьше: в зависимости от того, как люди стараются прийти в монастырь, как себя ведут. На это смотрит братия, и уже на совете монастыря решаем, кого оставить, а с кем нужно распрощаться.
– Выходит, что в монастырь может прийти любой человек и попроситься там жить?
– В принципе, да. Но, конечно, все здесь не так просто. Бывает, приходят люди, чтобы пережить какой-то трудный период в своей жизни или просто где-то перезимовать. Но, как правило, они долго не задерживаются. Если человек приходит в обитель с лукавством, это сразу проявляется в непослушании – он просто не выдерживает монастырской жизни и уходит. А если человек приходит с желанием духовной жизни, духовного искания и молитвы, с желанием жить по заветам святых отцов, то Господь дает ему по его просьбам и молитвам. И это очень важно. Человек добросовестно трудится, несет все послушания, терпит, держится, и восполняет материальные или физические неудобства духовной благодатью, которую Господь изливает на его душу. А когда душа полна благодатью, человек радуется этому и благодарит за это Бога.
В монастыре для каждого послушника и трудника определены духовники – иеромонахи, которые пекутся о его духовном состоянии, смотрят за тем, как человек пытается жить духовно, советуют ему читать ту духовную литературу, которая ему нужна, ведут с ним беседы, всячески помогают ему. Главное, чтобы у него было желание, ведь Господь может нам помочь только если мы сами помогаем Господу в нашем спасении. И если такое духовное соработничество есть, то человек постепенно движется к монашеству: сначала становится послушником, потом ему дают подрясник, затем духовник ходатайствует о нем и просит за него перед игуменом, а игумен уже перед архиереем просит его благословения на пострижение. Только тогда человек постригается и становится монашествующим иноком.
– Сколько на это требуется времени?
– У каждого человека бывает по-разному: это может быть и год, и три, и пять лет… Тогда человек либо приходит к монашеству, либо, поняв, что это не его стезя, уходит в мир. Есть еще одна категория людей, их еще называют «шаталова пустынь», которые шатаются по разным монастырям. Но сразу видно, что они не стремятся к духовности.
– С началом перестройки в России стали восстанавливаться монастыри, строиться новые обители, сюда притекает немало паломников и богомольцев. И ваш монастырь не исключение. С чего началось становление Свято-Троицкого монастыря?
– Строительство монастыря началось с нуля, но не на пустом месте. Обитель возникла на базе старинного прихода, здесь имелся Свято-Троицкий храм еще дореволюционной постройки. Когда я приехал сюда в 1993 году, здесь был этот храм, даже без куполов. Началось восстановление этого храма, затем по моему обету строится Всецарицынская часовня. Затем промыслительно вокруг прихода стали собираться монахолюбивые послушники, которые ищут монашества, и в 2002 году была образована монашеская община. А 6 октября 2003 года Священный Синод утвердил образование Свято-Троицкого монастыря на базе этого старинного прихода.
За пять лет в обители собралось 15 монашествующих, для нашего времени это неплохо. Для такой провинциальной обители, как наша, это неплохой показатель духовного роста. Приходят люди, стремящиеся к монашеству, они начинают помогать другим людям, которые притекают в обитель.
В основном, в монастыри-то притекают люди страждущие, которые находятся либо в болезни, либо в каких-то скорбных ситуациях. Они притекают в обитель за помощью к людям, которые оставили мирскую жизнь и полностью посвятили себя служению Богу и помощи ближним, исполняя Господню Заповедь. Люди притекают к монахам, прося их помощи. Монах и помолится с усердием, и из глубины души с состраданием даст какой-то совет человеку. Поэтому люди всегда уезжают из обители одухотворенными, с надеждой.
Многие люди притекают к нашей чудотворной иконе «Всецарица», получают от нее помощь. Святейший Патриарх утвердил эту икону как месточтимую, рассмотрев все истекающие от нее чудеса, которые Матерь Божия изливает на притекающих. Многие, кто приезжают к нам в обитель в тяжелейших болезнях, скорбях, получают здесь исцеление. Прежде всего эту помощь несут людям Господь и Матерь Божия, а мы являемся помощниками Матери Божией на ниве духовной по мере наших немощных сил. Она нас благословляет, и мы помогаем людям, паломникам, прихожанам.
Особенно много паломников было у нас 31 августа, на празднование иконы Божией Матери «Всецарица», когда здесь совершалось праздничное богослужение Архиерейским чином, которое служил Владыка Викентий. «Всецарица» – икона греческая, ее чудотворный образ находится на Афоне. По просьбе нашего Владыки Священный Синод рассмотрел и установил в календаре день почитания «Всецарицы» уже в Русской Православной Церкви.
…К престольному празднику обители было приурочено и награждение отца Алексия высокой наградой. По благословению Святейшего Патриарха, архиепископ Викентий вручил ему палицу (палица – «духовный меч» – большая награда в Русской Православной Церкви).
– Я считаю, что это большая милость Божия для меня, некий аванс, чтобы мы еще усердней трудились на ниве Божией, – говорит отец Алексий.
Палица – далеко не первая награда батюшки. Еще в семинарии он был награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского II степени; в течение службы за понесенные труды награжден еще несколькими наградами, в том числе – набедренником и золотым крестом.
– Отец Алексий, Вы – довольно молодой человек; как Вы пришли к Богу?
– У меня глубокие православные корни, верующими были и прапрабабушка, и прабабушка, и бабушка. Дедушка умер в войну, но бабушка говорила, что с его стороны в роду были священнослужители. Я с детства ходил в церковь, мне там все очень нравилось. В школе за то, что я хожу в церковь, меня даже ругали, но постепенно пришло решение служить Церкви. В комсомол я принципиально не стал вступать, мотивируя это тем, что я человек верующий. И даже когда я уже поступал в семинарию, директор школы, старая коммунистка, очень ругалась: как это можно, у нас – советская власть, а он в какую-то семинарию поступает?
– Кроме молитвенного служения монахи занимаются какими-то хозяйственными делами?
– Конечно. У нас ведется строительство, имеется подворье, земельные участки, на которых выращиваем овощи. Все идет по нарастающей. Сначала я думал только отреставрировать старинный храм, затем построить новый; сейчас планируем строительство братского корпуса. Такое наше послушание, и надо его нести со смирением. Но, слава Богу, братия несут такое послушание, чем облегчают мне мое служение.
Планируем расширить и сельскохозяйственное подворье, завести живность – коров, лошадей. Сейчас готовим обитель к зиме: ставим котлы, ремонтируем печи. Ремонтируем печи и в странноприимном доме для паломников.
– Монастыри всегда считались на Руси не только местом молитвы, но и местом духовного просвещения. Какую миссионерскую деятельность несут ваши братия?
– Они являются духовниками воскресной школы, иеромонах Захарий преподает «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе. Притекающим людям читаются проповеди, печатаются и раздаются по населенным пунктам православные листовки катехизаторского направления, проводятся огласительные беседы. Кроме того, наши братия духовно окормляют сельские приходы, где нет своих храмов, встречаются с верующими, совершают необходимые требы.
У многих иеромонахов есть свои духовные чада, которые часто приезжают в монастырь, привозят своих родных и знакомых, которые впоследствии сами воцерковляются и начинают жить духовной жизнью.
Немало таких людей, которые приходят в Церковь после полученного в нашей обители исцеления от болезни, приводят своих детей. Таким образом, Церковь Божия расширяется – благодаря служению монастырей, помощи Матери Божией, благодаря братиям, которые с усердием служат Господу и Матери Божией. Так что миссионерство ведется, люди притекают в Церковь, воцерковляются и становятся православными христианами. Их приводят чаще всего скорбь, беда, трудные житейские случаи, но Господь вот так, с помощью сложных ситуаций, сподобляет души для спасения, для вечной жизни. И слава Богу!
По благословению настоятеля обители, я побеседовала с некоторыми ее насельниками.
Инок Павел был насельником нескольких монастырей, в Свято-Троицкий монастырь сначала приезжал несколько раз, а потом решил остаться.
– Мне здесь понравилось, и я с удовольствием принял приглашение батюшки. Я не жалею о принятом решении. Да и о чем жалеть? О той жизни, которая была в советское время? Это была не жизнь: без Бога – разве это жизнь?
Здесь я молюсь, просто работаю во славу Божию.
– А какая у Вас была мирская профессия?
– В миру я работал по многим специальностям, и это мне очень помогает сейчас.
– Семья у Вас была?
– Я считаю, что только Церковь может внести какой-то смысл в понимание семьи. А в советское время многие люди просто жили совместно, но у многих как таковой семьи и не было. Просто жили, помогали друг другу, расходились и сходились. И сейчас такой ориентир, как семья во многом потерян.
– Вы можете сейчас сказать, что монастырские братия – это Ваша семья, где Вас поддержат, поймут, помогут?
– Братья, конечно, помогают, да и от батюшки-настоятеля помощь есть. Я считаю, что кровные узы в нашей жизни ничего не решают. Возьмем историю любой страны, в которой проходили гражданские войны: они показали, что кровник кровника может поставить к стенке, а православный православного к стенке никогда ведь не поставит… То есть духовное родство гораздо ближе кровного. С Божией помощью люди сейчас приходят к пониманию: «Без Бога – не до порога», что духовный брат ближе кровного, ему можно доверить свои помыслы.
Отец игумен за нас пред Богом в ответе, поэтому ему приходится и читать побольше, и воспитательные какие-то меры предпринимать, потому что многие моральные устои в советское время были утеряны – к примеру, понимание заповеди «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь ты на земле». А Церковь говорит: если хочешь долго жить, хочешь блага иметь на земле, хочешь, чтобы дети твои тебя слушались – чти отца твоего и матерь твою. Потому что все взаимосвязано: ты не будешь слушать – тебя не будут слушать и дети твои, и подчиненные.
В этой заповеди подразумевается не только кровное родство, но и отношение подчиненного и начальника. У нас отцы родные и Патриарх, и архиепископ Викентий, и наш игумен. И они воспитывают и наставляют нас на основании 2000-летнего опыта, на основании духовного опыта старцев, которые прожили и испытали и горести, и искушения. К примеру, садясь в автобус, вы ведь не смотрите на возраст водителя, вы просто доверяете ему свою жизнь – так и мы доверяем свою духовную жизнь отцам-настоятелям, независимо от их возраста…
Иеромонах Досифей служит в приходе с 2002 года; тогда еще не было монастыря, но его целенаправленно привезли сюда как будущего послушника и насельника – потому что нужно было кого-то мобилизовать для создания здесь монашеского общества.
Отец Досифей был первым монахом, постриженным в Тараскове.
– Где Вы находили своих духовных единомышленников?
– Да мы их особо не искали, просто принимали людей, приходивших сюда. Почти 99% из них ушло, а кто-то, очень немногие, остались до сих пор. Это говорит о том, что многие просто не хотят или не могут жить по-христиански, и, так или иначе «сваливаются» обратно в пьянство или блуд.
Нашему игумену приходится порой бороться не столько с финансовыми трудностями, сколько с нашими душевными проблемами. Монастырь-то ведь это не просто стены или забор – это особое жизненное устройство, которое не каждому по силам.
Отец Алексий очень серьезно относится ко всем опасностям, грозящим спокойствию монастыря. Он обычно сразу видит, кто и как относится к Церкви и молитве, кто готов к монашеской жизни, а кто нет. В чем сложность нашей жизни? У нас нет телевизора, радио, мы никуда не выходим из обители, постимся, молимся… Это я говорю для тех, кто в настоящее время стоит перед определенным выбором.
– Батюшка, но очень многие считают именно так: если в жизни что-то не ладится, можно приехать в монастырь, пожить там какое-то время – и все образуется. Монастырь почти отождествляют с больницей…
– Монастырь – это не просто церковный приход, это немного другое заведение. Если ты приехал сюда просто пожить и полечиться от своих душевным проблем – пожалуйста, недельки две живи – Бог и Богородица примут тебя с радостью и помогут тебе. Господь принимает поначалу, словно блудного сына, любого человека, как в гости. Человек может испытывать эйфорию, чувствуя, что Господь принимает его к Себе, слышит его молитвы, и Богородица ласкает его. Но это – только какое-то время, пока человек не «зажился»… А если человек «зажился» в монастыре, то ему надо и поработать. А какая самая главная у нас работа? Это молитва, борьба со страстями, с бесами. А бесы в монастыре злее, чем где бы то ни было, поэтому если люди «заживутся» в монастыре больше, чем они могут это перенести, случаются и грехи, и тяжкие падения. Поэтому такие люди с большой болью для себя и для нас покидают монастырь.
– Многие светские люди воспринимают монастыри только как место паломничества, так сказать, духовного туризма. Как Вы относитесь к такой точке зрения?
– Это замечательно. К нам, например, регулярно приезжают паломники с желанием поработать недельку-две на благо святой обители. Они осознают и понимают, что больше они вынести не смогут, и правильно к этому относятся. Поэтому мы рекомендуем всем людям, которые не способны к монастырской жизни, к интенсивной борьбе со страстями, посещать монастыри с краткосрочными паломническими поездками. Диавол находит пищу во всяком человеке, мы все в большей или меньшей степени подвергнуты духовному тлению, и нужно реально понимать это и не ждать от человека того, что он не сможет сделать.
У нас очень много постоянных паломников из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, из Челябинской области. Люди нашли здесь место, где они могут подпитаться духовно, получить духовный совет. Мы всех готовы принять и выслушать, помочь страждущим своими молитвами.
Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
– Правда ли, что осуждение бывшего Чукотского епископа Диомида на Архиерейском Cоборе 2008 года произошло незаконно, поскольку епископ не был трижды вызван на Собор, как это предписано в 74 апостольском правиле? – Нет, неправда. В 74-м правиле святых апостолов говорится о том случае, когда против епископа выдвинуты обвинения некими «людьми, достойными доверия». В том же случае, когда обсуждению подлежат действия, которые епископ совершает публично и на виду у всей Церкви, как то было в случае бывшего Чукотского епископа Диомида, Церковь вправе ограничиться единократным вызовом.
В Греции с волнением ожидают прибытия святых мощей преподобного Серафима Саровского. Ковчег с десницей святого Серафима Саровского будет доставлен в Афины спецрейсом из Нижнего Новгорода.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.