Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Двойной юбилей отметили 11 сентября прихожане Петро-Павловского храма города Полевского: 215 лет со дня первого освящения храма в 1793 году и 15-летие его второго освящения, когда церковь вернули из поругания верующим. Многие нынешние горожане уже не мыслят своей жизни без белокаменной красавицы-церкви, где можно обрести душевный покой и избавление от телесных недугов, исповедаться у священника и пообщаться с прихожанами.
И в этом они схожи со своими далекими предками, кто одновременно со строительством города воздвигал здесь первую церковь.
Давайте же мысленно вернемся в то далекое время и посмотрим, с чего начинался город и духовная жизнь горожан.
В начале XVIII века между двумя уральскими речками – Полевой и Чусовой – родился город Полевской. Возник он благодаря богатому месторождению медной руды, которую предстояло осваивать и разрабатывать первым поселенцам. Без молитвы и благословения русский человек раньше не мог жить, поэтому очень скоро полевчане написали прошение митрополиту Тобольскому о благословении строительства в их поселении церкви в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В 1731 году была построена и освящена деревянная церковь, которая прослужила полевским прихожанам чуть более 40 лет. Чтобы Божия благодать защищала поселенцев веками, полевчане решили построить каменный храм. На его строительство дал согласие и тогдашний хозяин завода – Алексей Турчанинов. Были наняты лучшие каменщики из Устюга и Соликамска, трудившиеся несколько лет. К 1793 году новый храм был готов к освящению.
В этот храм жители города приходили на богослужения, просили у Бога благословения на труды, помощи в тяжелых обстоятельствах, благодарили, славословили, крестили своих детей, плакали по умершим. Они приносили в храм на Суд Божий свои проблемы и обретали здесь мир и спокойствие в сердце. То была эпоха сострадания и милосердия, подвига и молитвы. Религиозная и нравственная жизнь полевчан того времени была пропитана верой и благочестием. Об этом говорит тот факт, что при небогатом своем существовании они построили четыре часовни, а затем начали строительство нового величественного храма в честь Вознесения Господня.
Но лихолетье 1917-го года ворвалось и в этот тихий городок братоубийственной войной, ненавистью, разрушением и беспощадным гонением на священнослужителей и прихожан храма. Часовни были уничтожены сразу же, а в апреле 1931 года был взорван храм Вознесения Господня. Храм Святых Апостолов Петра и Павла после этих событий действовал еще 10 лет, но и его коснулся недобрый ветер революционных перемен. В начале 1941 года решением исполкома Полевского райсовета здание церкви было передано под клуб пионеров и школьников, но пионерского клуба из церкви не получилось – помешала война.
В декабре 1941 года в Полевской эвакуировали московский завод «Красный металлист», механический цех которого разместился в здании церкви. Чтобы производить необходимую продукцию, здание внутри перестроили: добавили второй этаж в боковых приделах. В Александровском приделе были бытовки, а в Екатерининском кочегарка. В центральном приделе ходил кран-балка и стояли 6-тонные мощные станки. От кран-балки и сегодня остался след над стрельчатами окнами церкви. Рабочие постоянно чувствовали необычность обстановки; с одной стороны, все помнили церковь, с другой – это был цех, где приходится работать. Сохранившиеся росписи, особенно ангелов, многим не давали покоя, привлекали внимание, вызывали странные чувства. Александра Федоровна Охлупина работала в цехе слесарем-инструментальщиком. Она рассказала об одном удивительном случае, который произошел в заводском цехе-церкви. «Мы работали в Пасху в ночную смену. Вдруг центральная дверь открылась, все станки выключились, ремни у станков слетели, закружились. Мы очень испугались, даже закричали от страха. Это было как знак – Бог нас наказывает, что мы работаем в церкви».
Когда в 1961 году состоялось объединение Полевского завода оцинкованной посуды с машиностроительным заводом, производственные цеха переехали в новые корпуса, а здание церкви освободилось, его передали под автовокзал. Голосами диспетчеров, объявляющих посадку в автобус, людской суетой, торопливостью наполнилась церковь на долгие 26 лет. В прежнем Александровской приделе справа была диспетчерская и касса, там, где сегодня стоит Казанская икона Божией матери, продавали билеты, а за алтарем, снаружи, где до революции хоронили священников и меценатов, выкопали туалет… Рассказывают, что мрачно, холодно и неуютно было в оскверненном святом месте.
Но чем бы ни заполнили храм внутри, токарными танками или вокзальными лавочками, он всегда оставался особенным строением. Он освящен специальными молитвами, и у него, как и у человека при рождении, появляется свой ангел-хранитель. Святые отцы говорят, что этот ангел не отходит от храма даже если на его месте остается лишь пепелище. А уж тем более если строение сохранилось, входящих людей не оставляет чувство вины за кем-то сделанные ошибки. «Старый» автовокзал полевчане поэтому и не любили. Неверующие в Бога торжествовали победу, довольно потирали руки: «Где, мол, Он? Церкви-то теперь нет». Осталось обезглавленное строение с несколько странными окнами. Но приходили сюда люди, и шапки снимали при входе. А верующие, входя, шептали молитву.
Храм снова оказался в центре жизни, пусть в необычной для себя роли, но снова отправным пунктом и конечной остановкой, своеобразным перекрестком в жизни полевчан. А старожилы, особенно верующие, помнили, каким красивым храм был раньше. Им было особенно горько видеть «мерзость и запустение» святого места. Дома перед иконами, которые из «красного» угла переместились в малозаметное место, они молились за здравие и упокой родных и знакомых, тайком от «просвещенных» партийных родственников крестили детей и внуков. И не переставая молили Бога о возвращении храма верующим, собирались тайно у кого-нибудь на молитву и совершали «мирским чином» некоторые православные службы.
Познакомимся с воспоминаниями Матрены Ивановны Глинских о тех сумрачных временах: «Мы собирались молиться в доме моей сестры. Избушка у нее была маленькая, помещалось только человек десять. А в праздники как-то до сорока человек входило, и все молились. В Рождество мы молились всю ночь, были среди нас люди, которые имели благословение отца Николая Дягилева на чтение праздничной службы. Одна наша сестра, Мария Константиновна, ездила в Серов, в действующий храм благословляться на чтение службы без священника. Там ей подсказали, как молиться, и мы так и делали. В молельном доме мы встречали праздники все годы, пока не выхлопотали себе храм».
«Благословение на ведение службы мирским чином также получила Евгения Михайловна, – вспоминает Валентина Алексеевна Шейкина. – Я тогда уже медсестрой работала. У нас в городе были скрытые молельные дома, куда я и ходила до и после работы молиться. «Валя, ты грамотная, ты читай», – говорила мне Евгения Михайловна. Я постепенно научилась и потом была чтецом на клиросе».
Валентина Алексеевна рассказывала, о том, что и ее дом на некоторое время превратился в молельный. В ее же дом впервые за послевоенные годы приехал священник. «Когда Владыка привез отца Олега, служить было негде. Тогда мы с детьми решили, что отдадим на время две комнаты под молитвенные. Батюшка даже некоторое время жил у нас. Помню, что на Благовещение в 1990-м году, на Вербное воскресенье было очень много народа».
Добиваться регистрации православной общины на законных правах в то время казалось невозможным. Но однажды произошло чудо. Марии Прокопьевне Андреевой было видение: ангел вел ее к храму, в котором служил молодой священник. Видение было несколько раз. Мария Прокопьевна поняла, что Господь призывает ее не бояться и идти к властям с просьбой о возвращении храма.
Тогда она в одиночестве пошла в горком партии и сказала: «Я из общины верующих, мы просим возвращения храма». В горкоме удивились: откуда в городе взялась община? Пригласили комиссию из Екатеринбурга на встречу с верующими. В назначенный день и час она снова пришла одна. Председатель спросил: «Где же община?» «Люди боятся, что вы станете их преследовать, и послали меня. А мне нечего терять», – Марии Прокопьевне не хотелось подвергать опасности людей.
При том разговоре власти впервые согласились на легальное существование в городе православной общины. Мария Прокопьевна сообщила об этом другим верующим, и они стали ходатайствовать о молельном доме и храме. Решение просить здание автовокзала под церковь пришло не сразу. На первую встречу с представителями горкома партии и уполномоченным по делам религии пришло всего 15 человек – люди помнили еще то время, когда за веру ссылали или можно было лишиться работы.
Но желание обрести потерянный дом Божий побороло страх и малодушие. Вот что говорит о тех временах житель города Виктор Александрович Колмогоров: «Можно сказать, что это было стечение обстоятельств. Помещение автовокзала уже не устраивало никого: не было нормального отопления, подсобок, был один общий зал. Да и само строение было уже «в возрасте», надо было его либо ремонтировать, либо… Пришли верующие, попросили отдать здание им, вот и вернули. А почему бы не сделать доброе дело?»
Но все так просто было только на словах. Церковь пообещали вернуть только тогда, когда будет построена новая автостанция в южной части города. Несмотря ни на какие трудности в связи с будущим восстановлением храма, православная община пристально следила за строительством нового автовокзала. От сроков сдачи этого жизненно необходимого объекта зависело открытие не менее важного объекта – Петро-Павловского храма. Надо отдать должное вере и мужеству братьев и сестер – когда одни не видели в этом аварийном, безобразном, с огромными трещинами в стенах здания даже подобия храма, полевская община очень ждала дня, когда сможет получить ключи от него и начать его восстановление.
Наконец этот день наступил. 15 февраля 1992 года, в праздник Сретения Господня, совершилось долгожданное событие – возвращение церкви верующим полевчанам. Тогда символический ключ от храма священнику Владимиру Ермолаеву передал начальник полевского автопредприятия И.Бахтияров.
«Отдали ключи, и мы зашли в храм, – вспоминает Матрена Ивановна. – Господи, но какой храм нам сдали… Окна в фанере, побитые, стены ободраны, заходить страшно. Крыша горела и была наспех заделана непонятно как, аварийная. Екатерининский придел отошел от центрального – трещина была шириной в ладонь».
Техническое состояние церкви было настолько неудовлетворительным, что неоднократно вставал вопрос о демонтаже. Но прихожане решили во что бы то ни стало восстановить святыню. Администрация города этому не препятствовала. И хотя каких-то целевых, капитальных вложений на восстановление храма со стороны государственных органов не было, но многие предприятия – криолитовый, машиностроительный, трубный заводы – давали материалы, участвовали в ремонте. Леспромхоз помогал лесом. Всем миром, кто чем мог, восстанавливали старинную церковь.
– Я был назначен сюда настоятелем в 1994 году, – говорит отец Сергий Рыбчак. – Уже год здесь совершались службы. До меня уже были начаты ремонтные работы. Прихожане самоотверженно трудились, многие забывали даже о своем преклонном возрасте. Ими были сделаны первые, самые трудные шаги по восстановлению храма. Но когда я впервые приехал сюда, впечатления у меня остались удручающие. Я понял, что предстоит огромный труд и что нужно искать средства, чтобы привести все здание в подобающий для храма вид. Чтобы храм был не только местом молитвы и встречи с Богом в таинствах, но и иконой, свидетельствующей об иной жизни.
Господь говорил Своим ученикам о том, что наступят времена, когда христианскую проповедь слова Божия и Его учение люди захотят слышать, и если она умолкнет, тогда «камни возопиют» (Лк. 19, 40). Храмы – это те камни, которые в поруганном виде были и укором, и проповедью. Поэтому силы зла с такой ненавистью в начале прошлого столетия принялись за их уничтожение. Уж так повелось со времен христианства: сначала проповедь, основание, утверждение, гонение, мученичество, а дальше – слава. Господь милостиво сохранил полевчанам эту святыню.
16 лет идет восстановление храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И если внешне храм за эти годы приобрел законченный вид, то внутри еще предстоят серьезные работы по росписи центрального придела. Прихожане храма очень надеются, что милостью Божией и небесным покровительством святых апостолов Петра и Павла в скором будущем внутренний вид тоже обретет свое былое благолепие, на радость всем богомольцам храма сего.
Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В 1999 году, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, был открыт Епархиальный центр социальной реабилитации, основной задачей которого является оказание духовной, психологической и социальной помощи людям в избавлении от наркотической зависимости, а также членам их семей. В настоящее время в епархии работают два реабилитационных центра.
Одна из величайших тайн на Земле – православная икона, вобравшая в себя все черты небесного: молитвенную собранность, гармонию духа, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она возвышается в ином плане бытия… В Екатеринбурге, в Храме-на-Крови открылась выставка «Мерная икона: история и современность».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.