Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (501) → Все на свете возвращается на круги своя…

Все на свете возвращается на круги своя…

№36 (501) / 22 сентября ‘08

Духовные поучения

  В воскресенье, 14 сентября, Петро-Павловский храм города Первоуральска едва вместил всех желающих принять участие в праздничном богослужении, которое совершил Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентий. В этот день прихожане храма отмечали сразу две знаменательных даты: 20-летие со дня возобновления богослужений в городе и 70-летие со дня рождения настоятеля прихода митрофорного протоиерея Виктора Махонина.

 Накануне знаменательных событий наш корреспондент встретилась с отцом Виктором, и они вместе вспомнили страницы истории первоуральского Петро-Павловского храма.

  Первая каменная трехпрестольная церковь была построена в Васильевско-Шайтанском заводе (так тогда назывался нынешний Первоуральск) на средства заводовладельцев Ярцевых. Главный храм в честь Апостолов Петра и Павла освящен 22 октября 1822 года; правый придел во имя Апостола Матфея освящен 25 июля 1828 года, левый придел во имя Преподобного Иоанна Лествичника освящен 26 июля 1828 года. Храм действовал до 1930 года, затем долгое время стоял бесхозным, а в 1974 году был снесен, а точнее – взорван. Была в Васильевско-Шайтанском заводе и Петро-Павловская единоверческая церковь, которая была заложена 8 июня 1908 года на месте сгоревшей в 1905 году деревянной церкви; с 1911 года действовал молитвенный дом – его закрыли в 1930 году, а недостроенную церковь разобрали. Таким образом, начиная с 1930 года верующие долгое время не имели возможности совершать богослужения в родном городе, а на службу ездили в Свердловск, позднее – в Екатеринбург. Все изменилось десять лет назад.
  Впрочем, предоставим слово самому отцу Виктору:
  – Мы отмечали сразу два юбилея. 10 сентября 1988 года я совершал первую службу в Первоуральске. Она проходила в небольшом молитвенном доме, который был подготовлен на первое время, пока будет строиться храм. Мы сразу же поставили перед городскими властями вопрос о разрешении строительства храма на том же месте, где раньше находился старинный Петро-Павловский храм. Я общался с некоторыми пожилыми женщинами, которые еще ходили в «старый» храм на службу, помнили, как он выглядел внутри и снаружи, помнили священников, которые служили на приходе. Поэтому неудивительно, что мое желание возвести храм на его «историческом» месте совпало с желанием многих жителей города, будущих прихожан нового дома Господня.
  – На этом месте были какие-то строения, которые нужно было убирать?
  – Нет, после уничтожения старого храма это место превратили в свалку. Но тем не менее почти 8 месяцев нам не давали разрешения на начало строительства. Потом все-таки выделили участок размером 0, 7 гектара для строительства храма. Прежний храм в свое время был снесен под предлогом прокладки новой дороги. Церковное здание находилось на небольшой возвышенности, а когда вели новую трассу, строители решили прорезать эту возвышенность и так плотно «прижались» к храму, что встал вопрос о его сносе вообще. По этой причине его и взорвали.
  Когда мы стали планировать, как разместить новый храм, то поняли, что места очень мало: с одной стороны был обрыв, ведущий к реке, с другой – трасса.
  Были, конечно, со стороны администрации и другие предложения: построить храм у пруда, подальше от центра города – мол, там тихо, спокойно, можно обустроить что-нибудь вроде скита. Но для меня важно не где мне хорошо, а где хорошо людям. А для людей удобнее, чтобы церковь находилась поближе к жилому массиву, чтобы к ней недалеко было идти. Это особенно важно для людей пожилого возраста, тем более – в зимнее время или в весенне-осеннюю непогоду и распутицу. Так что от своей задумки мы не отказались. Во-первых, это историческое, десятилетиями намоленное разными поколениями место, во-вторых, оно находится по пути на действующее кладбище, в-третьих – близко к городу.
  – А как шло строительство храма?
  – С немалыми трудностями и проблемами. По той причине, что работники городского управления архитектуры не имели никакого представления о строительстве культовых зданий – их просто-напросто этому не учили. А мы в Первоуральске строили первый на Урале после многих десятилетий богоборческой власти храм. Тогда мы с архитектором Леонидом Соловьевым стали объезжать города и села области, знакомиться с уцелевшими храмами. В итоге за образец «своего» храма взяли Вознесенскую церковь села Больших Брусян Белоярского района. С архитектором нам очень повезло: Леонид Викторович долгое время работал в реставрационных мастерских, принимал активное участие в восстановлении храмов Верхотурья и даже защитил по этой теме кандидатскую диссертацию.
  – Отец Виктор, Вы уже сказали, что новая церковь строилась на месте старого храма. А от прежнего храма что-то удалось найти, восстановить?
  – В начале строительства я пригласил экскаваторщика, чтобы определить контуры бывшего храма. Когда мы разгребли большой слой мусора и земли, «нашли» часть церковного фундамента. Отмечу, что прежний храм был очень красивым; к примеру, его фундамент был окован чугунными плитами. Но за 70 лет и эта малая часть, 15–20% от всего фундамента прежнего здания, пришла в физическую негодность. Была приглашена экспертная комиссия из опытных специалистов, которые и вынесли решение – возводить храм полностью на новом фундаменте.
  …Была и еще одна проблема с началом строительства, в которую сейчас трудно даже поверить. В те времена промышленные и строительные материалы в частные руки не отпускалась. И когда отец Виктор поехал на кирпичный завод с просьбой продать 10 000 кирпичей, ему категорически отказали. Затем он обратился на тарную базу, директор которой посоветовал батюшке собрать среди жителей города удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны, которым по закону можно было отпускать по 2 000 кирпичей для кладки и ремонта печей. Справедливости ради надо отметить, что первоуральцы с пониманием отнеслись к просьбе священника, собрали все необходимые документы, и вскоре первая партия кирпича была доставлена на строительную площадку. Вторую часть кирпича, правда, бывшего в употреблении, приобрели у одного предпринимателя, который разбирал ставшие ненужными ему печи.
  – В августе 1989 года мы выкопали котлован под фундамент, пригласили на его освещение Владыку Мелхиседека, который и заложил первый камень в основание храма. А осенью 1990 года мы заложили фундамент и даже перекрыли его, – вспоминает отец Виктор. – Затем политический климат по отношению к Церкви в нашей стране стал меняться в лучшую сторону, и дальше строительство пошло более высокими темпами. В результате храм был построен за полтора года – рекордные сроки по тем временам.
  – Отец Виктор, а сейчас давайте обратимся ко второму, Вашему личному юбилею. Вам исполнилось 70 лет, большинство из которых Вы прожили в атеистическим государстве. Как и когда Вы пришли к служению в Церкви?
  – 12 декабря 1985 года Владыка Мелхиседек рукоположил меня во диакона. Я в то время был одновременно и архиерейским водителем, и старшим иподиаконом, и завхозом. Епархия тогда была маленькой, не в пример нынешней, поэтому меня рукоположили во диакона без определения на приход.
  В Рождество 1986 года мы с Владыкой объезжали три области – Свердловскую, Челябинскую и Курганскую, которые входили в состав епархии. В одном из приходов Курганской области в то время требовался новый настоятель. Это был очень «бурный» приход, оттуда поступало много жалоб. И один из старост, села Карматыша, попросил настоятеля отца Григория Пономарева перевести его с этого прихода на другой, потому что ему как человеку преклонного возраста тяжело было в этих распрях «копаться».
  На Крещение я был рукоположен и отправлен в Шадринск. В этот приход меня и назначили. А в 1988 году, когда только-только открывался приход в Первоуральске, Владыка Мелхиседек предложил мне стать его настоятелем. Я, конечно же, согласился, потому что в Шадринске жил один, в то время как моя семья проживала в Первоуральске.
 – А семья-то большая, батюшка?
  – Да. У нас с супругой семеро детей. В то время, когда мне нужно было уезжать, все дети учились в школе, и тревожить, срывать их с места я не захотел.
  Через два года произошло «соединение» семьи, и 10 сентября 1988 года я совершил первую службу в новом приходе города Первоуральска. И этот день стал важной датой в новейшей истории города – начало богослужений после более чем 70-летнего перерыва.
  За долгие годы безупречной службы отец Виктор награжден орденом Сергия Радонежского, Архиерейскими Благословенными грамотами, правом ношения митры, а недавно его наградили правом служения Божественной литургии при отверстых Царских вратах от начала богослужения до пения Херувимской – в Екатеринбургской епархии лишь несколько священников, которым дана такая награда.
  За это время выросли и повзрослели дети; все получили высшее или среднее техническое образование. Две дочери вышли замуж за священнослужителей; супруг одной – отец Николай Малета, клирик екатеринбургского храма в честь Вознесения Господня, у другой, которая живет в Москве, супруг – протодиакон отец Димитрий Михайлов. Двое сыновей окончили горную академию, еще один – горный колледж.
  Сыновья не пошли по стопам отца, не стали священнослужителями. Отец Виктор объясняет это так:
  – Они просто еще не готовы к этому. Я ведь и сам в свое время очень боялся начинать священническое служение в Церкви, потому что раньше никогда не собирался этого делать и никогда об этом не думал. Когда пришел в Церковь, мне было уже больше пятидесяти лет.
  Тогда же у меня появилось желание поступить в Московскую Духовную семинарию. В то время она была единственная на всю страну; слава Богу, что возраст мой позволил, и меня приняли на заочное отделение…
  Отец Виктор тогда доказал и себе, и всем остальным, что учиться никогда не поздно. А его личный путь к Церкви и храму – хороший пример для всех: Господь принимает всех, кто приходит к Нему с чистой душой и открытым сердцем, несмотря на возраст и на годы жизни в «безбожии».

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

«Митрополит Никодим отверг предлагавшуюся ему роль благочестивого могильщика своей Церкви и встал на путь ее деятельной защиты»

  Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на церковно-научной конференции, посвященной 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).  Ныне исполняется тридцать лет со дня отшествия ко Господу приснопамятного Владыки митрополита Никодима (Ротова) – выдающегося архипастыря нашей Церкви в ХХ столетии. Деяния этого человека оказывают влияние на ход церковной жизни доныне, а память о его незаурядной личности продолжает жить во многих сердцах.

 
Духовные поучения

«Крылья сложили палатки – их кончен полет…»

  Насыщенной духовной, культурной и спортивной жизнью живут молодые прихожане екатеринбургского храма во имя Святителя Николая на Синих Камнях. Доброй традицией в приходе стало проведение спортивных состязаний и интеллектуальных викторин, ролевых игр на местности, коллективных походов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс