Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (496) → «Хочу верить разумно»

«Хочу верить разумно»

№31 (496) / 15 августа ‘08

Духовные поучения

  Сегодня многие люди, придя к вере и начав ходить в храм, вскоре обнаруживают, что далеко не всё в Церкви для них понятно. Возникает много вопросов, ответы на которые иногда бывает не просто найти самостоятельно.

Чтобы помочь современным людям разобраться в своей вере, несколько лет назад в Екатеринбурге были созданы Миссионерские курсы; ныне они действуют под патронатом Ново-Тихвинского женского монастыря. Скоро, в сентябре, начнется очередной набор слушателей.
О том, как и чему учатся на курсах, рассказывает их руководитель, доктор филологических наук Наталия Дьячкова.

  – Наталия Александровна, насколько мне представляется, обычно те или иные курсы имеют сугубо практическую цель – получение дополнительной специализации по какой-либо профессии. Кажется, у Миссионерских курсов такой цели нет?
  – Наши курсы тоже имеют практическую цель – дать православным людям основы богословских знаний. А они в этом очень нуждаются.
  Многие десятилетия русских людей обманывали, говорили им, что Бога нет. Выросло несколько поколений людей, воспитанных в духе атеизма. Люди были лишены самого главного – возможности вести спасительную духовную жизнь. Теперь, когда все это в прошлом, люди, уверовав, идут в храмы, но через какое-то время начинают понимать, что им не хватает знаний: на литургии не все понятно, читать Священное Писание самому трудно, молитвы написаны на трудном церковно-славянском языке, смысл церковных праздников также не вполне ясен. Так что если говорить о «сугубо практической цели», то она очевидна: люди хотят изучать Священное Писание и Предание, хотят знать историю Церкви, понять догматы Православного вероучения, да и просто научиться читать на церковно-славянском языке и понимать то, что они читают. Некоторые на собеседовании так и говорят: «Хочу верить разумно». И все это мы им даем.
  Но есть и другая мотивация: «Хочу побольше узнать о своей вере не только для себя, но и для того, чтобы рассказать о ней своим родственникам, друзьям, знакомым, коллегам». В такой мотивации уже очевидно миссионерское начало. Основное направление наших курсов – духовное просвещение. Сегодня людям не просто не хватает богословского образования – многие и Закона Божия-то в руках не держали. И все те повреждения, нестроения и крайности, которые мы сегодня наблюдаем в среде верующих людей (неразумное затворничество, уклонение в раскол, желание прославлять не тех, кого нужно, борьба с ИНН и т. п.), проистекают от элементарного невежества, искаженного представления о духовной жизни. Среди наших слушателей (и бывших, и нынешних) встречаются такие, кто уже побывал в какой-нибудь секте. Люди искали духовной жизни, но заблудились, попали не туда, и вот Господь привел их к Православию, а потом они оказались на наших курсах. И это самые убежденные наши миссионеры, потому что они на своем горьком опыте узнали, что значит жить без православной веры, оказаться в секте.
  Образованный в богословском смысле человек – это уже миссионер, потому что он вольно или невольно просвещает тех, кто оказывается с ним рядом.
  Что касается дополнительной специализации, то она у нас тоже есть. За основу преподавания мы взяли государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «теология». Пока, конечно, мы не можем давать нашим выпускникам полноценные дипломы с указанием данной специальности. Однако со временем – даст Бог – так и будет. Мы очень надеемся, что в будущем сможем получить лицензию на ведение образовательной деятельности именно по этой специальности – бакалавр теологии. А пока мы работаем, как это модно теперь говорить, в формате «курсов при монастыре». Наши слушатели изучают догматическое, нравственное богословие, Катехизис, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, патрологию, аскетику, апологетику, историю Церкви, сектоведение и еще много других интересных предметов. Кроме дисциплин богословского цикла, мы преподаем также предметы общегуманитарного характера, например культуру речи, риторику. В новом учебном году хотим ввести древнерусскую литературу, историю Древнего мира и Средних веков, новую и новейшую историю. Миссионер должен быть человеком образованным. Кстати, большинство наших слушателей – это люди с высшим образованием.
  – Миссионером может стать любой человек? По каким критериям вы зачисляете на курсы?
  – На вопрос о критериях ответить несложно. Чтобы быть зачисленным к нам на курсы, абитуриент должен быть человеком, во-первых, верующим, крещеным, во-вторых, воцерковленным, то есть иметь хотя бы небольшой опыт церковной жизни: исповедоваться, причащаться, соблюдать посты и так далее. На собеседовании мы спрашиваем, прихожанином какого храма является наш абитуриент, есть ли у него рекомендация от духовника. Это минимум требований. А еще мы спрашиваем, как давно человек крестился, есть ли у него желание нести свет христовой Истины другим людям.
  Что касается вопроса о том, кто может стать миссионером, то на него ответить не так просто. Это зависит от того, как понимать миссионерство. Если под миссионерством мы имеем в виду подвиги, подобные тем, которые совершили святители Иннокентий Московский, Николай Японский, Патриарх Московский Тихон – то, конечно, такое миссионерство по плечу далеко не всем. Если же под миссионерством мы понимаем деятельность более скромных масштабов (я проповедую Православие и привожу к вере и крещению своего друга, племянницу, старого отца), то такое миссионерство по плечу многим, но тоже не всем. Но есть и другое миссионерство, в последнее время его все чаще называют «внутренним миссионерством». Внутреннее – это миссионерство в среде… крещеных православных людей. Люди крестились, надели крестик на шею, и все. И в храм больше ни ногой. Продолжают жить прежней жизнью. Таких вокруг нас, к сожалению, большинство. Сколько вокруг людей, которые называют себя православными, но которые ни разу не были на исповеди, ни разу не причащались. Евангелие в руках не держали! И наша жизнь в среде таких людей обязывает нас к внутреннему миссионерству. Это миссионерство заключается в том, чтобы самим своим поведением, всеми своими словами – всем образом жизни – свидетельствовать о нашей вере. Показывать пример христианской жизни! К такому миссионерству призван каждый из нас.
  – Чем занимаются выпускники курсов? Насколько активно применяют полученные знания на деле?
  – Большинство выпускников занимается тем же, чем и раньше. Среди наших слушателей есть и врачи, и школьные учителя, и преподаватели вузов, и программисты, и рабочие, и предприниматели, и банковские работники. Как правило, окончив курсы, они остаются работать на прежнем месте. Врач остается врачом, учитель – учителем. Но сами-то они меняются! Меняется круг общения, привычного чтения, развлечений. Всё меняется! Верующий, воцерковленный человек, да и еще и получивший основы богословских знаний, создает вокруг себя некое поле. И постепенно, понемногу меняются и те, кто рядом. Знания, полученные у нас, они применяют прежде всего в своей духовной жизни и в своей семье, а потом уже и среди ближайшего окружения. Духовник курсов, схиигумен Авраам, часто говорит нам, что самое эффективное миссионерство – это миссионерство в малых группах. Именно в беседе один на один можно убедить человека в истинности православной веры. Лекция в большой аудитории, митинг на стадионе могут быть (и бывают!) менее эффективными, чем беседа один на один. В данном случае речь идет о нашем миссионере и о его сослуживце, приятеле, соседе.
  Есть, конечно, у нас и такие выпускники, которые оставляют свою прежнюю работу и уходят служить в различные церковные структуры. Кто-то работает на приходе – ведёт огласительные беседы, готовит людей к принятию таинства Крещения, кто-то работает в воскресной школе, стал учителем Закона Божия. Наши выпускники работают в обществе «Трезвение» у отца Игоря Бачинина, в отделе социального служения при Ново-Тихвинском монастыре, в Духовном центре прихода в честь Рождества Христова у отца Димитрия Моисеева. А есть и те, кто по окончании наших курсов пошел учиться дальше – поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
  – Каким должен быть современный православный миссионер? Насколько он востребован?
  – Прежде всего он должен быть настоящим христианином – верующим, воцерковленным, имеющим богословское образование. А еще миссионер должен быть культурным, эрудированным человеком. Беда, если миссионерствовать возьмется невежественный неофит! Сам недавно пришел к вере, толком ничего не знает, читал мало, говорит плохо, с ошибками. Ужас! Такой не только никого не приведет к вере, но и оттолкнет от Православия. Ведь что подумают люди? Если там проповедуют такие невежественные, косноязычные, неряшливо одетые люди, то стоит ли нам туда идти?
  Обучение у нас вечернее, аудиторных часов не так много, как на дневном отделении, но все же мы стараемся и культуре речи учить, и риторике. Даже иногда собираемся в кружок и читаем друг другу хорошие стихи. А вот со следующего года будем и литературу преподавать. В аудитории всего не скажешь, всему не научишь, но мы говорим нашим слушателям о том, какие книги хорошо бы прочитать, какие словари и справочники хорошо бы иметь в домашней библиотеке. Кроме того, у нас на курсах этим летом открылся читальный зал, в нем столько книг! И сочинения святых отцов, и труды по догматическому богословию, и жития святых – чего только нет! Спасибо монастырю за такой подарок.
  Востребован ли миссионер сегодня? Конечно, востребован! Православный миссионер нужен везде: и в школе, и в вузе, и в больнице, и в армии, и в тюрьме, и на приходе. Миссионеров не хватает! И еще не скоро мы заговорим о том, что их слишком много и пора закрывать миссионерские курсы.
  – Для проповеди Православия разве не более подходят священники, чем обычные миряне?
  – Священника заменить не сможет никто. Об этом не может быть и речи. Что касается проповеди, то это понятие многожанровое: есть храмовая проповедь и есть проповедь миссионерская. Первая звучит в храме, с амвона, вторая – в миру. Одному священнику везде не успеть, ему нужны помощники – грамотные, образованные, благочестивые миряне. Получив соответствующую подготовку, взяв благословение у священника, миссионер вполне может проповедовать Православие. Но мы ведь говорили уже о том, что деятельность миссионера заключается не только в том, чтобы произносить проповеди перед собравшимися. Миссионер примером своей жизни, индивидуальными беседами, по молитвам своим и своего духовника приводит людей к вере или воцерковляет уже верующих.
  – А почему миссионерские курсы созданы именно при монастыре?
  – Монастыри всегда были центрами образованности и культуры. Здесь вели летописи, писали иконы, переписывали редкие книги, переводили с других языков. А монастырские библиотеки, которые насчитывали тысячи томов ценнейших книг! Известно, что монахи любили селиться в отдаленных уединенных местах, вдали от больших и шумных городов, так что можно сказать, что русское монашество все время осваивало новые земли. Но в каком бы глухом, заброшенном, диком месте ни возникал монастырь, он в скором времени становился центром культурной и духовной жизни на многие сотни верст. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии. Монастыри содействовали распространению христианства. Так что совсем не случайно, что именно монастырь открывает миссионерские курсы.

Беседовала Полина
Тимакова

  Справка
  Миссионерские курсы действуют с 1999 года. За эти годы курсы окончили более 100 человек. На курсах работают около 20 преподавателей – священники, выпускники Московской Духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Екатеринбургской Духовной семинарии и других высших учебных заведений; среди них доктор филологических наук, кандидат биологических наук, кандидат психологических наук. Кроме богословских и общегуманитарных предметов слушатели осваивают различные виды миссионерской деятельности: среди иноверцев, инославных, представителей тоталитарных сект, атеистов.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Святитель Феофан Затворник о Преображении

  В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф. 17, 5).

 
Церковь и общество

Дмитрий Медведев посетил Раифский Богородицкий мужской монастырь

  7 августа в Казань прибыл Президент России Дмитрий Медведев. В ходе своего визита он вместе с президентом республики Минтимером Шаймиевым посетил Раифский Богородицкий мужской монастырь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс