Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священник Игорь Бачинин – председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение». Под его руководством ведется большая просветительская работа, направленная на утверждение здорового образа жизни среди наших соотечественников.
На учредительной конференции о создании в Свердловской области общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» отец Игорь выступил с интересным докладом, в котором рассказал об опыте работы по принудительной трезвости населения, накопленном в дореволюционной России.
В сознании наших современников укоренилось и бытует мнение, что ограничительные и запретительные меры ни к каким положительным результатам не приводят и в принципе привести не могут. Реальная жизнь редко дает нам примеры, опровергающие подобные утверждения. Один из таких примеров – ситуация с употреблением алкоголя в нашей стране в начале ХХ века, подробно описанная в брошюре «Опыт принудительной трезвости» известного ученого, талантливого врача-психиатра И.Н. Введенского в 1915 году.
В наши дни алкоголизация населения приняла угрожающие размеры. Для оздоровления, отрезвления нашего общества необходимо принятие решительных мер, ограничивающих доступность алкоголя. Это очевидный факт, но, к сожалению, находится немало людей, которые пытаются доказать обратное. В результате этих дебатов демографическая ситуация в современной России близка к катастрофической. Показатели рождаемости в России – одни из наиболее низких в мире: в 2006 году рождаемость составила 10, 4 рождений на 1000 человек или примерно 1, 3 ребенка на женщину. Для сравнения, в дореволюционной России этот показатель составлял 4, 2, в СССР до перестройки – 2, 0. При такой низкой рождаемости у нас крайне высокая смертность. По оценкам А.В. Немцова, ежегодно только алкоголем обусловлена преждевременная смерть от 400 до 700 тысяч человек. От причин, связанных с употреблением алкоголя и табака, каждый год в стране умирает не менее миллиона соотечественников. Основной причиной стремительного ухудшения демографической ситуации эксперты считают тотальную алкоголизацию общества.
В октябре 2007 года Указом Президента РФ утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которой говорится, что основная причина низкой продолжительности жизни населения страны – высокая смертность граждан трудоспособного неселения. В Концепции утверждается необходимость разработки мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции.
Государство обязано регулировать потребление алкоголя своими гражданами. Одна из первых попыток такого рода на Руси относится к XV веку, когда Иван III издал указ, запрещающий «гнусное пьянство». По этому указу простому народу разрешалось варить хмельное лишь четыре раза в год – по большим церковным праздникам. При Иване Грозном вообще запрещалось употреблять крепкие напитки. Борис Годунов, будучи ярым поборником трезвости, объявлял, что скорее помилует вора и убийцу, чем того, кто вопреки указу осмелится открыть кружечный двор. Запрещалось продавать вино в посты, по воскресеньям, средам и пятницам.
19 июля 1914 года, с началом Первой мировой войны, значение которой мы, современники, едва ли сможем учесть даже приблизительно, в России были приняты серьезные ограничительные меры в отношении производства и реализации алкоголя. Этим было положено начало беспримерному социальному эксперименту. Огромная страна с населением 150 миллионов человек, с репутацией одной из самых нетрезвых, с растущим из года в год потреблением спиртных напитков, с бюджетом, по справедливости называвшимся «пьяным», вдруг стремительно отрезвела, как по волшебству. Государство приостановило деятельность монополии, бывшей главным источником ее дохода. Не постепенно, не среди нормального течения жизни при благоприятной экономической ситуации, а сразу и перед лицом самых тяжелых испытаний, которые прежде на его долю не выпадали, в предвидении крайнего напряжения всех ресурсов страны. И результаты такого исторического шага оказались впечатляющими.
В результате важного решения царя и правительства в стране резко снизилась преступность, сократилось количество пьяниц и психических больных. Положительное влияние трезвой жизни очень быстро сказалось и на производстве: уже через год производительность труда повысилась в среднем на 9%, а в металлургической промышленности (самой «пьяной») – на 13%. Количество прогулов снизилось в среднем на 27%, а в металлургии – на 43%. При этом не было ни гибели пьяниц, ни алкогольных бунтов (как это утверждали противники ограничительных мер).
В сберегательные кассы стали поступать от населения крупные суммы денег, которые позволили министерству финансов провести ряд серьезных финансовых преобразований. Главное же – это отношение народа к данному закону. Производители алкогольной продукции и виноторговцы предупреждали, что начнутся алкогольные бунты, будут громить винные магазины. На самом же деле народ воспринял это постановление как большой национальный праздник. При опросе 84% населения высказалось за то, чтобы запретительные меры в отношении алкоголя оставить не на время войны, как писалось в Указе, а на вечные времена.
Преимущества трезвой жизни были настолько для всех очевидны, что Государственная Дума III созыва под председательством М.В. Родзянко сочла возможным принять государственный бюджет на 1915 год, полностью исключающий поступления в казну от реализации вино-водочных изделий, дававшие доход в сумме 675 миллионов рублей в год, что составляло около трети государственного бюджета. Государство, проявляя заботу о народе, нашло в себе мужество отказаться от этих «пьяных» денег. Об этом Указе прославленного ныне в лике святых Императора Николая II английский общественный деятель Ллойд Джордж сказал в свое время: «Это самый величественный акт национального героизма, который я только знаю».
Результаты этих серьезных ограничительных мер были подробно изложены известным русским врачом И.Н. Введенским в работе «Опыт принудительной трезвости». Эта работа, знакомая сегодня в основном пропагандистам трезвости, заслуживает большей известности, поскольку приведенный в ней обширный фактический материал из нашей исторической действительности опровергает доводы сторонников «культурного пития» о якобы невозможности и вредности полного прекращения производства алкоголя, о том, что запретительные меры ограничивают права человека. Историческая практика подтвердила эффективность ограничительных мер. Работа И.Н. Введенского наглядно показывает, что именно ограничение доступности алкоголя способно реально изменить жизнь к лучшему, повысить благосостояние народа.
Давайте вновь обратимся к истории государства Российского. 20 декабря 1894 года был издан указ, утверждающий работу «Попечительств о народной трезвости». Целью дореволюционных попечительств о народной трезвости было распространение среди населения здравых понятий о вреде алкогольных напитков и изыскание средств для предоставления людям возможности проводить свободное время вне питейных заведений. Такие попечительства были созданы во многих городах России. Сейчас, возрождая былые традиции, Церковь и государство совместными усилиями сумели создать комплексную систему воспитания народа в духе трезвости.
Для современного сознания может возникнуть вопрос: почему именно Церковь и государство совместными усилиями пытаются решить эту проблему? В первую очередь ответ на этот вопрос заключается в том, что проблема употребления алкоголя – не только проблема личности. Это – проблема социальная. И об этом говорилось уже в 1812 году, когда состоялся первый съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. Винопитие в первую очередь проблема духовно-нравственная. И деятельность просвещения народа в духе тех духовно-нравственных традиций, которые существовали в нашем Отечестве – одна из главных задач.
Принятые меры, комплексная система, которая была выстроена, принесли свои плоды. 19 июля 1914 года, когда началась мобилизация на первую мировую войну, сельским сходам было предоставлено одно простое право: на период мобилизации закрывать все питейные заведения. Нужно сказать, что это решение возникло не на пустом месте: предшествующий двадцатилетний опыт совместной работы и труд по просвещению народа Церковью и государством привел к таким положительным результатам. Государство издало соответствующий закон, а Церковь активно трудилась, чтобы просвещать народ.
Меры по принудительной трезвости просуществовали в России до 1924 года. А когда началась реализация новой экономической политики (НЭП), Сталин, мотивируя тем, что нужны средства для развития экономики, опять разрешил торговлю вино-водочными изделиями в неограниченном количестве. Говоря, правда, при этом, что это – вынужденная и временная мера. Может быть, сейчас и пришло время пересмотреть те «временные» решения, определиться и сделать выбор: что же для нас будет полезным и принесет реальные плоды на пути трезвения общества?
Хотелось бы предложить для размышления некоторую динамику, иллюстрирующую то, что алкоголизация населения это действительно духовно-нравственная проблема. Как в дореволюционной России смогли решить эту проблему, мы с вами видим. Что случилось с нашим государством, в том числе и с Церковью, в 1917 году, мы прекрасно знаем. Когда Церковь была отстранена от решения социальных государственных проблем, то уже в 1931 году в системе МВД появились так называемые «ПОЗы» – пункты охраны здоровья алкоголиков. Их появление было продиктовано самой жизнью: если прежде на улице не было пьяных людей и всех связанных с этим последствий, то к этому времени негативные деяния, которые совершали в обществе пьяные люди, были уже для всех очевидны.
Государство силовым методом пыталось решить эту проблему. И если раньше пьянство рассматривалось как духовно-нравственная проблема и приоритетным направлением ее решения была медицина, а Церковь только содействовала этому, то в советское время, отстранившись от понимания духовности и нравственности, мы получили такой негативный результат. Далее, мы знаем, что в 1976 году в медицине отделяется отдельная область – наркология, которая пытается решить проблему алкоголизации населения. Параллельно с этим появляются учреждения принудительного лечения алкоголизма, потому что существующие меры не давали никаких результатов. Потребление спиртосодержащих жидкостей росло, росли все связанные с этим асоциальные явления. В конечном итоге мы вошли в перестройку с потреблением 10, 5 л спирта на душу населения в год.
Но мы должны хорошо представлять масштабы этого явления. В 2002 году Счетная Палата подсчитала и сказала, что 55% алкоголя, который реализуется на российском рынке – это нелегальный алкоголь. Сложно возразить тем ученым, которые называют другие цифры – 20–25 л потребления на душу населения у нас в Отечестве в настоящее время. Алкоголизация населения страны – главная причина нашего вырождения, и это совершенно очевидный и общепризнанный факт.
В этих условиях обращение к трезвости, к практическим результатам, которых мы достигали в истории нашего Отечества, крайне важно и необходимо. Конечно, формы, которые существовали в дореволюционный России, не совсем приемлемы для настоящего времени. Мы понимаем, что нам предстоит серьезная системная работа, чтобы выработать формы, которые могли бы принести реальные и конкретные результаты.
За основу общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» мы взяли слова Императора Николая II «Трезвость – основа благосостояния народа». И я думаю, что это важно и актуально сегодня: деятельность успешно зарекомендовавших себя Попечительств о народной трезвости необходимо возрождать, наполняя новым, современным содержанием. Только трезвая Россия будет великой.
Материал подготовила Лидия Ежкова
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
«Я хочу, чтобы мне приснилось, что я человек-паук», – так сформулировал свою просьбу знакомый семилетний мальчик, когда я желала ему спокойной ночи. «Илона, я увижу сегодня во сне, как я спускаюсь с крыши дома по канату, а там разбойники?…» Честно, я растерялась: что ответить на такую искреннюю потребность малыша.
1020-летие Крещения Руси отмечали в эти дни и в Австралии. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, в Сиднее прошла Божественная литургия, которую возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.