Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (489) → Летопись почитания Святых Царственных Страстотерпцев на Урале

Летопись почитания Святых Царственных Страстотерпцев на Урале

№24 (489) / 22 июня ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Свет мира
Духовные поучения
Пути любящих Господа

Храм-на-Крови – знак покаяния Православной Руси перед Богом и Царем

  Большой отклик у наших читателей вызвали беседы с составителем «Жизнеописания Святых Царственных Страстотерпцев» Алексеем Кузьминым. По вашим многочисленным просьбам мы продолжаем рассказ о святых местах, связанных с Венценосными мучениками.

Главным из них является Храм-памятник на Крови.
  28 декабря 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II свидетельствовал, «что народ наш, проходящий через испытания, наложенные Богом за грехи богоотступничества, цареубийства и гражданской смуты, и раскаивающийся в грехах, нуждается в видимом знаке покаяния», и благословил строительство в Екатеринбурге Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших.
  23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил торжественную закладку памятной капсулы в восточной стене фундамента будущего храма.
  16 июля 2003 года состоялось долгожданное освящение Храма-на-Крови. В ночь с 16 на 17 июля, в 85-ю годовщину убиения Царской Семьи, в новоосвященном храме архиепископы Аргентинский и Южноамериканский Платон и Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершили Всенощное бдение и Божественную литургию, по завершении которой состоялся покаянный Крестный ход до Ганиной ямы.
  Благочестивая традиция совершать Крестный ход от Царской Голгофы до Ганиной ямы привлекает в Екатеринбург большое число паломников со всех концов России и из-за рубежа. Каждый год ранним утром 17 июля после многочасовой службы идут, превозмогая усталость, по последнему пути Царственных Страстотерпцев с молитвенным пением священнослужители и миряне, взрослые и дети – все, кому дорога память о невинно убиенных Помазаннике Божием и Его Семье. Преодолев путь длиною в двадцать километров, многотысячный людской поток прибывает в святое урочище. Для благочестивых паломников июльский Крестный ход – подвиг, рожденный желанием пострадать за Царя. Для многих русских людей этот путь стал путем покаяния, нравственного преображения, вселяющего надежду на духовное возрождение нашего многострадального Отечества.
  Путь к Храму-на-Крови от его идеи до строительства – особенный период в судьбе русского народа. За полтора десятка лет произошло великое переосмысление истории ХХ столетия, совершился душевный переворот в сердцах многих наших соотечественников. Дорога к Храму вывела нас из беспамятства к памяти, из плена предрассудков к покаянию, и дай нам Бог не свернуть с нее, а молитвенным предстательством Святых Царственных Страстотерпцев прийти в объятья Отчие.
  Храм-на-Крови по своему устроению разделяется на верхний и нижний. Престол верхнего храма освящен в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. В левой части иконостаса помещена икона Святых Царственных Страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Этот храмовый образ написан художником-иконописцем Ольгой Штукатуровой. Под ее же руководством сделаны и росписи купола – лик Христа, и алтарные апсиды – Христос Спаситель на престоле с предстоящими, Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Иконный ряд иконостаса выполнен сестрами женского Ново-Тихвинского монастыря в византийском стиле, поскольку при жизни своей Государь-Страстотерпец являлся почитателем древних традиций Второго Рима – Константинополя. Работы монахинь тоже имеют духовную связь с прошлым: в 1918 году сестры Ново-Тихвинского монастыря в знак своей верности приносили Царственным Узникам продукты питания, проявляли искреннюю заботу о их здоровье. Подобно евангельским Женам-Мироносицам, следовавшим за Царем Небесным до гроба, следовали в июле 1918 года за Царем земным к месту его Голгофы одни из последних его верноподданных – смиренные сестры Ново-Тихвинской обители.
  В верхнем храме пребывают две особо чтимые святыни. Одна из них – икона Божией Матери «Троеручица» являлась свидетельницей душевных страданий и горячих молитв Святого Государя и Его Семьи за «больного ребенка» – тяжко согрешивший русский народ, который, нарушив соборную клятву 1613 года, предал Помазанника Божия в руки нечестивых убийц.
  Память Царской Семьи духовно связана с преподобным Серафимом Саровским, к 100-летию канонизации которого Екатеринбургская епархия приготовила дар Дивеевской обители – новую раку для мощей преподобного. В благодарность за понесенные труды по изготовлению новой раки и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий решил передать старую раку, в которой с 1991 года, после их второго обретения, покоились мощи старца, Екатеринбургской епархии.
  12 октября 2003 года торжественным Крестным ходом в Храм-на-Крови прибыла рака с частицей мощей преподобного, хранившая в себе в течение 12 лет чудотворные останки этого великого святого земли Русской. В последнее время отмечено немало случаев чудесного исцеления от раки святого Серафима.
  Нижний храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев воплотил в себе идею симфонии духовной и царской власти, соединившихся в чертогах Небесного Царя в лике новомучеников и исповедников Российских. Росписи алтаря раскрывают образ Церкви торжествующей, семенем которой, по слову святых отцов, явилось мученичество. За Горним местом в алтарной апсиде изображен Сам Господь Вседержатель, восседающий на Престоле, Ему предстоят ангелы Божии и святые отцы – столпы Церкви Христовой. Одесную от Спасителя после святых отцов предстоит власть духовная, далее – священномученики минувшего столетия, почитание коих связует нас с мучениками древними. На противоположной стене, соединяющей алтарь с приделом на месте убиения Царственных Мучеников, изображены князья страстотерпцы, начиная с Бориса и Глеба, заканчивая Царской Семьей, шествующей от Ипатьевского дома к Ганиной яме. Здесь же преподобномученица Великая княгиня Елисавета с мученицей инокиней Варварой, а за ними на западной стене – три екатеринбургских священномученика Аркадий, Лев и Иоакинф. Росписи алтаря выполнены в византийском стиле иконописной мастерской Екатеринбургской епархии под руководством Татьяны Водичевой. Иконы в иконостасе нижнего храма написаны сестрами Ново-Тихвинского монастыря, а сам иконостас изготовлен из фаянса Сысертским фарфоровым заводом.
  Идея мученичества, заложенная в концепции алтаря, развита и в центральной части храма, где с одной стороны в навесных киотах (наподобие византийских храмов) разместились иконы десяти святых правителей Руси от святого равноапостольного князя Владимира до Святого Страстотерпца Царя Николая, возглавляемые образом Державной Божией Матери. С другой стороны ряд первосвятителей от митрополита Ионы до Патриарха исповедника Тихона венчает Владимирская икона Пресвятой Богородицы.
  Главная святыня Храма-на-Крови – место полуподвальной комнаты, где приняли мученическую кончину Царственные Страстотерпцы. На своде перед мемориальным храмом написаны лики святых покровителей Царской Семьи, которые, подобно звездам небесным, светили Венценосным Страдальцам «невечерним светом» в кромешной тьме той страшной ночи убийства.
  Внутреннее пространство нижнего храма духовно подчинено Богослужению Великой Субботы – таинственному схождению во Гроб и последующему Воскресению Господа Иисуса Христа. Место мученической кончины Царской Семьи стало своеобразной кувуклией в подражание Храму Воскресения на Святой Земле, образы которого вдохновляли многие поколения зодчих и всех строителей земли Русской… «Ей, священна ты, Русь! Прав был древний писатель, сказавший, что ты Третий Рим и четвертому не быти. Ты превзошла древний Рим множеством подвигов мучеников, ты превзошла и крестивший тебя второй Рим своим стоянием в Православии, и ты останешься непревзойденной до кончины мира. Лишь освященная страданиями и земной жизнью Богочеловека земля святее тебя в очах православных» (святитель Иоанн Максимович).
  В подобие храма Гроба Господня здесь, на месте пролития Царской крови, возвышается алтарь и совершается Божественная литургия, на которой во время Великого входа священники выходят с Преждеосвященными Дарами, чтобы затем поставить их на Престол, где приносится Бескровная Жертва. Такого рода действие приоткрывает священный смысл и живую связь Преждеосвященных Даров и жертвы Мучеников.
  Храм-на-Крови – святыня особенная, ибо она призвана достойно прославить высоту подвига Святых Царственных Страстотерпцев. Недаром еще до воздвижения храма это место нареклось в народе Царской Голгофой. Здесь в подражание Христу в кротости и смирении приняли мученическую кончину Венценосные Страдальцы.   Златоглавый храм, подобно царской диадеме, украшает Вознесенскую горку, а тем самым и весь Екатеринбург – город, омраченный страшным злодеянием, но освященный пролитием мученической крови. Ныне, когда возносятся на святом месте покаянные молитвы и совершаются богослужения, бывший град-цареубийца преображается и становится святых градом – в этом состоит великий смысл покаянного храма, где в молитвенном единении кается перед Богом и Царем вся православная Русь.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Завещание преподобного Феодосия Печерского

  …На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы…истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник…Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их… Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить…(Ин. 9, 39; 10, 1, 8, 10)  Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского написано в XI веке Киевскому великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью. Нет необходимости комментировать завещание, настолько ясны и проникновенны мысли и чувства, заложенные в этом богодухновенном творении великого христианского подвижника, основоположника русского монашества, одного из величайших святых, прославленных Церковью. Без сомнения, ревностный призыв великого Аввы найдёт отклик в сердце каждого, кому дорого святое Православие, кто ещё не омертвел душой, кто не утратил окончательно связь с духовным наследием своего великого народа.

 
Духовные поучения

Покаянный Крестный ход – яркое проявление любви к Святым Царственным Страстотерпцам

  Во вторник Страстной седмицы, 22 апреля, в Екатеринбурге состоялся многочисленный Крестный ход в память о Святых Царственных Страстотерпцах. Задолго до начала Крестного хода на железнодорожную станцию Шарташ стали подходить люди.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс