Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (481) → Расписное яйцо – главный символ Пасхи Красной

Расписное яйцо – главный символ Пасхи Красной

№16 (481) / 22 апреля ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
О Причащении в Великий Четверг
Духовные поучения
Дни страстной седмицы

  Днями Великого поста в областном Доме фольклора состоялся семинар-практикум по изготовлению расписных пасхальных писанок. В числе учеников были в основном преподаватели декоративно-прикладного искусства из разных городов области.

То есть люди, которые не только сами обучились новой для них технике послойного резервируемого окрашивания на известковой поверхности (так официально называется роспись яичной скорлупы), узнали историю возникновения писанки, традиции и основные законы росписи пасхальных яиц, но в скором будущем понесут полученные знания и умения своим ученикам.

  Несколько лет назад, видя среди населения возросший интерес к русской Православной Церкви, ее традициям, обрядам и праздникам, некоторые сотрудники областного Дома фольклора по долгу службы занялись подбором литературы и составлением методических разработок по проведению основных православных праздников.
  Мы не представляем празднование Пасхи без яркого, нарядного, крашеного, а еще лучше – расписного яйца. А откуда пошел этот обычай? Вот что рассказывают работники областного Дома фольклора: «Когда мы решили возродить древнюю традицию росписи яиц, никто и не думал, что это так захватит и увлечет многих из нас, что служебный долг превратится в потребность души. Прошло уже несколько лет, но ежегодно по весне Дом фольклора превращается в минимастерскую по росписи яиц».   Поначалу сотрудники просто готовили пасхальные сувениры в подарок либо коллегам, либо членам своих семей, друзьям и знакомым. С каждым годом росло мастерство исполнения, и сейчас в большой коллекции яиц-писанок, с которой можно познакомиться в Доме фольклора, есть такие экземпляры, что впору их на выставке показывать.
Конечно, сотрудники Дома фольклора расписывают яйца не только для личного удовольствия и личного потребления. За неделю-полторы до Пасхи каждый желающий может придти сюда за консультацией, посмотреть на образцы узоров и готовые изделия мастеров, узнать традиции, приемы и методы работы по изготовлению писанок. Никакой особой тайны сотрудники не держат про запас, более того, несколько лет назад они выпустили книгу, посвященную древним пасхальным обычаям и традициям, в которой представлены и образцы росписи праздничных яиц; при желании ее можно приобрести непосредственно в Доме фольклора.
  Как отмечает директор Дома фольклора Андрей Анатольевич Бобрихин, по предварительной заявке они имеют возможность направить для проведения мастер-классов по росписи яиц своих специалистов непосредственно в школы или детские сады, но все же предпочтение отдается обучающим семинарам, которые проводятся на базе Дома фольклора.
  Писанка – расписанное при помощи растопленного воска и красок птичье яйцо. Это яйцо на Пасху освящается, служит главным украшением праздничного стола в Светлое Христово Воскресение, а затем хранится на божнице весь год. Каждая писанка представляет собой хрупкое чудо, которое впечатляет изысканностью рисунка и особой золотистой гаммой цветов, сияет весенним солнышком в наших руках.
  Андрей Анатольевич рассказывает о правилах, обязательных для изготовления писанки, которые существовали в России испокон веков. Вода для очистки яиц и разведения красок бралась непременно освященная, перед началом работы – молитва. Расписывали яйца в основном женщины, в укромном закутке, когда уснут все домочадцы; их помыслы во время работы должны быть чистыми, а мысли – обращены к небу. Во время работы молились они о благополучии своей семьи. Отсюда и главные цвета, преобладающие в рисунке на яйце. Белый – цвет небесного мира, божественный свет; красный – жизнь; желтый – солнечный цвет и богатство; зеленый – трава и растительность, символизирующая здоровье человека, черный – земля.
  В традиционной росписи пасхальных яиц используются чаще всего геометрические мотивы, где самое широкое распространение находит изображение солнца, ведь Пасха бывает весной, когда пробуждается вся природа. Нередко на пасхальных яйцах изображаются птицы, тоже своего рода символ весны, и веточки вербы, так как Пасхе предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим, который называют еще Вербным воскресеньем.
  Но пасхальное яйцо – не только украшение или пища: в крестьянских хозяйствах прошлых веков оно несло и некоторые функциональные нагрузки. Вот что рассказывает директор Свердловского областного Дома фольклора Андрей Анатольевич Бобрихин:
  – Пасхальные яйца съедали не все. Считалось, что пасхальное (обязательно крашеное) яйцо спасает дом от пожара. С таким яйцом сначала обегают загоревшийся дом, а затем бросают его в огонь – говорят, что пламя начинает затихать. Пасхальные яйца использовали целиком, включая скорлупу: это делали для стимулирования плодовитости домашней скотины, увеличения урожая хлеба, льна.
  Водой со скорлупой пасхального яйца поили домашних животных, оберегая их от болезней. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину, а чтобы животное не болело, его шерсть была гладкой, перед первым выгоном на пастбище этим яйцом его оглаживали. Нередко пасхальные яйца нанизывали на нитку и венком развешивали у входа в хлев: по поверьям, благодаря этому домашняя скотина была защищена от дурного глаза недоброжелателя.
  Освященные пасхальные яйца имеют целебную силу и для людей. Чтобы щеки были румяными, на Пасху умываются водой, в которую по приходе из церкви клали крашеное яйцо. Считалось, что умывание и оглаживание лица яйцом принесут красоту и здоровье.
  Многие исследователи, изучающие весенние обычаи и обряды восточных славян, указывают на широкое распространение весенних игр с яйцами на Пасху. Игры с яйцами – это первые игры после Великого поста, длительного периода, когда вообще было принято не играть. Они имеют совершенно точную календарную приуроченность. Повсеместно начинают катать яйца с первого дня Пасхи и делают это всю Светлую седмицу; также есть упоминания о том, что в эти же игры играли на Троицу. Как правило, к Светлой седмице на улице уже тепло, снег растаял. Работать в праздники не положено, даже еду крестьяне старались приготовить заранее. Наступает время качелей, хороводов, уличных гуляний.
  Самая простая игра, сохранившаяся по сей день: двое берут в руки по яйцу и ударяют одним по другому. Проиграл тот, у кого яйцо разбилось, он должен отдать свой «биток». Удачливый игрок может выиграть не один десяток яиц. Второй вариант игр связан с катанием яиц. Правила игры просты. На поляну каждый кладет яйцо или два – по договоренности. Яйца раскладывают произвольно, на расстоянии 5–20 сантиметров друг от друга. Устанавливается горка. Играющие определяют очередь катания, после чего начинают скатывать свои яйца с горки. Если скатившееся яйцо задевает лежащее в поле, то катающий забирает его. А если нет, то скатившееся яйцо остается в поле, а скатывать идет следующий игрок. Каждый игрок катает до тех пор, пока не промахнется.
  Приспособления для игры были немудреные. В фондах областного Дома фольклора есть несколько описаний горок, но нередко для катания яиц использовались естественные склоны или угоры, иногда катали яйца прямо по траве.
  Игры с яйцами – первые состязательные игры после масленичного взятия снежного городка. Позднее им на смену на деревенскую улицу «выйдут» лапта, шаровки, городки, игрой в которые отмечался праздник Пасхи.
  Праздник Пасхи – самый торжественный в христианстве. Называли его поэтому еще и «Праздник праздников», и «Торжество торжеств», и «Царь всех дней», и «Великдень». Символ Пасхи – крашеное яйцо. Когда Мария Магдалина, придя к императору Тиберию, преподнесла ему по древнему обычаю яйцо со словами «Христос Воскрес!», император усомнился в том, что смертный может воскреснуть: «В это трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!» В тот же миг яйцо покраснело.
  Красный цвет символизирует радость и возрождение. Но это и цвет крови Христовой, пролитой во искупление грехов человеческих. Как писал святитель Филарет, митрополит Московский, «наша радость, пока мы в храме славословим Господа, такова, какой ей должно быть. Пусть такими же останутся день и вечер. Эта радость приобретена для нас жертвой и страданием».

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Дни страстной седмицы

О Великом понедельнике.    В богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним.

 
Духовные поучения

«Живет моя отрада…»

  Дорогие братья и сестры! Сегодня вы узнаете еще три истории детей из центра социальной помощи семье и детям «Отрада». Истории пока не длинные, мальчикам только по 8–9 лет, но только от нас с вами зависит, какое продолжение у них будет…  Ваня.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс