Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (477) → Летопись почитания Святых Царственных Мучеников на Урале

Летопись почитания Святых Царственных Мучеников на Урале

№12 (477) / 22 марта ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Даже в нашем добром небе были все удивлены
Духовные поучения
О питании в Великий пост

  Алексей Кузьмин – редактор екатеринбургского издательства ООО «ОМТА», в последнее время ведет большую исследовательскую работу по изучению истории России начала ХХ века и Императорской Семьи – Николая II, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых. В прошлом году в Екатеринбургской епархии вышла в свет книга «Един от царей» с жизнеописанием Святых Царственных Страстотерпцев и их мученического подвига, составителем и редактором которой стал Алексей Анатольевич.


  В предисловии книги Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, священноархимандрит монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев, пишет: «Родина наша получила в трагедии, происшедшей на Русской Голгофе, пример жертвенного следования за Христом, жертвенного исполнения своего долга и заповедей Христовых. И эта жертва Святых Царственных Страстотерпцев, последовавшие за ней подвиги новомучеников и исповедников Российских всегда находили горячий отклик в народе Божием, звали народ к покаянию, к изменению своей жизни по нравственным законам Святого Православия. По неизреченной милости Божией именно подвиг Святых Царственных Страстотерпцев пробудил души многих наших соотечественников».
  Но так было не всегда. Богоборческая власть, главенствовавшая в России несколько десятилетий, пыталась вытравить из сердец русского народа образ Царя, Императрицы и их детей. Может быть, где-то ей это удавалось, но только не в Екатеринбурге, где немыми свидетелями совершенного 90 лет назад злодеяния были дома, деревья, улицы, по которым проходили и проезжали последний Российским Император и Его Семья.
  На основе материалов, собранных в книге, Алексей Анатольевич Кузьмин подготовил цикл лекций, посвященных 90-летию мученической кончины Царственных Страстотерпцев. Первые лекции он прочитал в Екатеринбурге, в Центре Международной Торговли, где проходила 3-я Международная православная выставка-ярмарка «Русь крещеная, святая…» В конференц-зале собрались слушатели, приехавшие на Урал из многих городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Многое из того, что они увидели и услышали, было для них откровением. Но немало интересного и полезного для души узнали и екатеринбуржцы, которые, как им казалось, хорошо знали историю и события тех трагических времен…
  Десятилетия забвения Правды Божией, совмещенные с диавольской клеветой против самодержавия и убиенной Царской Семьи, не смогли заглушить голос совести русского народа. Почитание Августейших Страдальцев, рожденное искренним покаянием, несмотря ни на какие запреты возрастало год от года. Ныне места, связанные с мученическим подвигом Государя и Его Семьи стали поистине всемирными святынями. И это вселяет надежду на будущее воскресение православно-самодержавной Руси, предсказанное многими русскими святыми.
  …Давайте предоставим слово самому Алексею Анатольевичу, который расскажет о некоторых исторических местах, связанных с пребыванием Святых Царственных Страстотерпцев и новомучеников Российских на Урале.

Вознесенская горка: история и современность

  Промыслом Божиим Царской Голгофой в Екатеринбурге стало место, издавна почитаемое святым. С конца XVIII по начало ХХ столетия здесь стоял деревянный Вознесенский храм, перевезенный после возведения каменной церкви в Нижнеисетск, позже на месте бывшего церковного алтаря была построена часовня во имя Святого Пророка Илии. Часовня стояла перед Ипатьевским домом до начала 1920-х годов. Полуподвальная комната, откуда вознеслись в горние чертоги души невинно убиенных, находилась как раз напротив старого алтаря.
  Конечно, ничего случайного в жизни не бывает. И есть предположение, что место убийства Царской Семьи было выбрано цареубийцами не просто так. Когда мы начали изучать и исследовать историю Екатеринбурга и, в частности, Вознесенской горки, мы узнали много нового и интересного для себя.
  Исторический Екатеринбург расположен на семи холмах – так же, как и Москва была построена на семи холмах. И это тоже символично. Мы и сейчас знаем Вознесенскую, Московскую, Успенскую, Плешивую горки, горки возле нынешнего УПИ и на ВИЗе, на улице Завокзальной… Из всех них Вознесенская горка была самой высокой и являлась особым местом еще до основания Екатеринбурга: здесь было поселение, которое называлось Мельковская слобода. Раньше здесь жили племена вогулов, которых сейчас называют ханты и манси. Мельниковская слобода издревле являлась местом сбором этих племен, и Вознесенская горка, особенно ее западный и северный склоны, являлись местом захоронений.
  Об этом говорят неопровержимые факты. К примеру в 30-е годы двадцатого века, когда закапывали протекающую здесь речку Мельковку и загоняли ее в трубы, были обнаружены захоронения. Из истории мы знаем, что такие захоронения свойственны многим язычникам, населявшим прежде север России. Профессор Уральской архитектурной академии, председатель Уральского общества краеведов Всеволод Михайлович Слукин долгое время жил непосредственно на Вознесенской горке, много и тщательно исследовал ее, поэтому никто лучше него не знает ее секретов и легенд про подземные ходы, про подземные речки. Поэтому он с уверенностью говорит, что на западном склоне Вознесенской горки, на месте, где сейчас высится Храм-на-Крови, находилось когда-то языческое кладбище.
  В этой связи нам важно отметить, что во все прежние времена место пролития мученической христианской крови считалось величайшей святыней. Эта земля была великим даром Божиим, укрепляющим людей в вере; известно немало случаев, когда тяжелобольные люди, просто прикасаясь к таким святым землям, получали исцеление по вере своей.
  Обратимся еще к одному известному факту всемирной истории. Когда-то, создавая грандиозный Софийский собор в Константинополе, император Константин приказал из всех концов земли прислать самое лучшее: мраморные колонны, самоцветные камни, золото и серебро – из Иллирика (нынешней Македонии), из Сирии, северной Африки, Испании… Все ждали: что пришлет древний Рим? И когда из Рима привезли чем-то заполненный маленький мешочек из парчи, император недоуменно спросил, что же в нем находится…
  – Это земля Колизея, насквозь пропитанная кровью христианских мучеников – самое драгоценное, что есть в Риме.
  И наше место в Екатеринбурге, Вознесенская горка, которую еще называют Русской Голгофой, Царской Голгофой, Уральской Голгофой – это действительно святая земля. «И только земля,– по слову святителя Иоанна (Максимовича), – освященная стопами Богочеловека, святее тебя в очах православных».
  Измена Государю с последующим убийством всей Венценосной Семьи, совершенным при молчаливом согласии народа, открыли страшную кровавую эпоху в истории человечества. Ибо из Священного Писания знаем, что нет большего греха, чем убийство Помазанника Божия: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104, 15). Многие десятилетия советская власть пыталась оправдать это злодеяние, но слишком велико оно было, и никакие доводы идеологических лжецов не смогли успокоить совесть русского человека.
  С каждым годом память о невинно убиенных, подобно набату, все явственней и сильней взывала к духовному пробуждению. Одним из духовных ростков всенародного покаяния стало почитание жертвенного подвига Царственных Мучеников. Оно возрастало снизу и предварило последующую канонизацию Царской Семьи. Почитание же Августейших Страдальцев началось со дня их мученической кончины. Почитание это было прикровенным, поскольку преследовалось властями. По рассказам пожилых священнослужителей известно, что начиная с 1918 года в поминальных записках, подаваемых на проскомидию, время от времени попадались имена Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, то есть членов Императорской Семьи – в том порядке, который имел место в дореволюционные годы в ектенье о здравии Царствующего Дома.
  Сейчас это место в Екатеринбурге стало по-настоящему вселенской святыней: на покаянную молитву поклониться месту пролития крови сюда приезжают православные из Австралии, Америки, Африки, из всех стран Европы… Потому что во всей истории человечества никогда не было столь чудовищного факта, чтобы вся семья Императора, его дети и слуги были убиты с такой жестокостью; нет ни одного политического лидера, который бы пострадал за свою государственную деятельность вместе со своей семьей. Насколько их жизнь была высока и чиста, настолько мучительна была их смерть. И мы сегодня хранители этой святыни, которую в Екатеринбурге чаще всего называют «Царское место».
  Но обратимся вновь к истории собственно Вознесенской горки: вспомним, какие события происходили на ней еще до основания Екатеринбурга, до 1723 года. Вся северная часть холма была покрыта густым лесом, часть которого Татищев вырубил для строительства, и до 1725 года вершина горы пустовала. В 1725 году здесь началось строительство загородного командирского дома для основателя города Василия Никитича Татищева – теперь на этом месте находится знаменитый Вознесенский храм.
  Этот комплекс представлял собой укрепленную усадьбу с набором всех необходимых для функционирования элементов: укрепленными подвалами, конюшнями, складскими помещениями. В районе предполагаемого языческого кладбища, где сейчас находится Храм-на-Крови, размещался аптекарский сад, в котором выращивались лекарственные травы. Поэтому это место всегда почиталось горожанами как особенное, сакральное, в некотором смысле – даже целебное.
  Василий Никитич был по военному званию капитаном, но по гражданскому статусу его ранг был «тайный советник», что соответствует генеральскому званию. Поэтому неудивительно, что жители называли новостройку генеральским домом, а холм, на котором он стоял – генеральской горкой.
  После отъезда в 1737 Татищева из Екатеринбурга в доме жили другие командиры, в частности, командир Уральских горных заводов. В очень глубоких и сухих погребах был размещен склад боеприпасов. Сейчас в стенах этих погребов находится трапезная Вознесенского храма, и здесь можно увидеть старинную кладку, мощные, высокие стены.
  В 1764 году жители Мельковской слободы и Шарташа обратились с просьбой о постройке на горе деревянной церкви, в 1769 году строительство началось, а в 1770 году храм был построен освящен. Со временем храм перестал вмещать всех желающих принимать участие в богослужениях, и было принято решение построить новый храм, каменный.
  Интересен тот факт, что мельковцы попросили построить храм не у себя в слободе, что было намного ближе, а именно на западном склоне Вознесенской горки, что еще раз доказывает: этим они подчеркивали сакральность данного места. Во времена существования здесь первой, еще деревянной Вознесенской церкви возле нее появились первые строения. После переноса ее в Нижнеисетск на ее месте был построен пятистенный дом, а на месте храмового алтаря – часовня, освященная в честь Пророка Илии.
  Наверное, неслучайно на первой фотографии Екатеринбурга, которая дошла до наших времен, было запечатлено именно это место. Снимок датирован 1865 годом. На нем мы видим и фундамент Ильинской часовни, и дом-пятистенок, на месте которого будет построен дом инженера Ипатьева.
  В конце XVIII века началось возведение Вознесенской церкви, параллельно шло строительство и харитоновского особняка. Каменная двухэтажная шестипрестольная церковь первоначально была построена в стиле барокко. Нижний храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, верхний – в честь Вознесения Господня. Левый нижний придел был освящен во имя Святителя Митрофана, епископа Воронежского, левый верхний – во имя Пророка Илии, правый нижний – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, верхний – в честь Казанской Иконы Пресвятой Богородицы.
  В 70-х годах девятнадцатого столетия пятистенный дом был разобран, а на его месте инженером Енихорцевым был построен особняк, который войдет позднее в историю как Ипатьевский дом. Стиль этого особняка трудно определить; в нем присутствовало смешение нескольких архитектурных направлений. Особняк был очень добротный, крепкий; казалось, что он будет здесь стоять вечно. Интересен был и сам его хозяин – Енихорцев, известная и неоднозначная личность в Екатеринбурге. Через некоторое время Енихорцев был обвинен в странных грехах в отношении крестьян, попал в опалу. И чтобы как-то загладить дело, он решил продать дом.
  Новым хозяином стал удачливый купец-золотопромышленник Шараев. Шараев был в свое время ямщиком, а купцом стал самым необычным образом. О способах легкого обогащения немало писал Мамин-Сибиряк – Дмитрий Наркисович в одном романе так описывал аферы местных предпринимателей, которые назывались «древние прииски». Обычное ружье заряжалось золотым песком, на определенной территории производился выстрел. А затем сюда созывали потенциальных покупателей земли, им предлагалось сделать пробный смыв… Естественно, что они «находили» золотой песок и покупали землю за огромные деньги. Все они потом, конечно, разорялись, но на этом наживались многие предприимчивые купцы.
  В 1908 году дом приобрел Николай Николаевич Ипатьев – военный инженер-строитель. Его личность тоже довольно интересна, он был известным в городе человеком, гласным городской Думы и при Временном правительстве занимал достаточно высокий пост. Его супруга Мария Федоровна была родом из Петербурга, ее отец Федор Гельцер был известным артистом Императорского театра, а племянница – выдающейся балериной; ее имя занесено во все энциклопедии русского балета.
  Николай Ипатьев был очень деловым человеком. Он занимался строительством железных дорог на Урале, как уже говорилось, был гласным городской Думы, одним из учредителей комиссии по строительству горного института, который строился в Екатеринбурге по указу Императора Николая Александровича.
После революции Николай Николаевич с семьей занимал только верхний этаж дома, на нижнем жили посторонние люди – дом сдавали в аренду. В том самом страшном   1918 году члены исполкома Уралоблсовета потребовали от Ипатьева освободить дом – его просто-напросто выселили. Разве мог он в то время подумать, что и он сам, и его дом, в котором он провел лучшие годы своей жизни, войдут в историю Екатеринбурга?
  Но о доме Ипатьева мы расскажем более подробно в другой раз. Так что – продолжение следует…

Материал подготовила
Лидия Ежкова

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

О питании в Великий пост

  С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом: «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;«варение без елея» — вареные овощи без растительного масла;«разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;«разрешение на рыбу».  Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

 
Духовные поучения

Даже в нашем добром небе были все удивлены

  …Во вчерашние чистые лужицы заглянуло летнее солнце. Над одной из них я, задумавшись, стояла.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс