Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (465) → Новый год и Рождественский пост

Новый год и Рождественский пост

№48 (465) / 22 декабря ‘07

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Чаша милости
Духовные поучения
Христианские притчи для чтения и размышления

 Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православнымверующим хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения:«Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший годпетуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий,то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой,но все же созданной в услужение человеку.
  Вопрос,который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которымзапестрят интернет-форумы, газетные статьи радио и телебеседы будет иного плана:«Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камняпреткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решенияЦеркви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверныйв малом и в великом неверен будет» (Мф.

25, 14–30).
  Возможно ли сочетание того и другого?
  Ведь с однойстороны в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто прийдёт на праздник языческийили еретический, и будет вкушать лишь разрешённое, и тем лишь спразднует, отлученда будет…», а вот другое, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своегоума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14, 5–7).
  Как же соединить,например, обязательное, годами установленное, посещение и поздравление неверующихродственников с отнюдь не постной трапезой, и необходимостью выполнения постовыхпредписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как они к Тане, и к Оксане, и Пете, живущим на этой же лестничной площадке, обязательнопридет с подарками? Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастыреми прекрасным проповедником отцом Димитрием Смирновым, который предлагает следующийвыход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделюраньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовьдействительно – «самое существенное», но ведь пост тоже выражение любви, причемлюбви к Богу. Менять веками установленные рамки поста, значит идти на поводупротестантов, у которых благочестивые традиции не в чести. Говорить же сегодняо переносе даты начала поста или Рождества, сколь бы ни были аргументированыэти предложения, нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю,было и останется православным Рождеством. В то же время игнорировать государственныйпраздник, да еще и повсеместно любимый, значит поставить себя в маргинальнуюпозицию и что еще хуже – впасть в грех осуждения и превосходства. За негативнымипоследствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений,которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема: «Новыйгод – это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово «антихрист»означает не только «противо-Христос», но и «прежде-Христа». Значит, неправославныйсветский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющийпростых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста –хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является «антихристовым»в чистом виде».
  Ни много,ни мало – все те, для кого Новый год праздник, отправлены в стан воинства врагарода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальныи редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления,направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативновоспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваютсяк новогодним дням. Приводится масса «доводов» о «неправославном» происхожденииНового года, о языческом культе Деда Мороза и Снегурочки и т.д.
  Неудивительно,что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносятв перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадныекостюмы, причем страдают от этого прежде всего дети. Скажите, как отнесетсяв будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливыеглаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных»родителей лишь запреты, упреки и осуждение?
  Несомненно,каждый праздник должен быть благочестив и не нести с собой греховное начало.Необходим принцип: «что через меру, то от лукавого». Ведь не секрет, что нынчелюбое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдьне способствующих нравственному началу. «Ты что, уже с утра празднуешь?» – сталоповсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддвериилюбых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом –беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип«запретный плод сладок» срабатывает всегда.
  Искать жегде-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфониинародного и государственного праздника с православной традицией не надо. Ону нас самих присутствует.
  Все мы прекраснознаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен Церковьюв день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенночеткой целью: лишить этот день языческого содержания. И это удалось. Несмотряна прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купаластал лишь этнографическим событием да костюмированным маскарадом.
  Шествуяпутем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких, всякую охотуи стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не беретсяв учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «пища не приближает наск Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»(1 Кор. 8, 8).
  Смысл постане в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромного. Смысл в другом, в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью Любовь своей насупленностью,запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-надсмотрщиков, которыесвысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь– выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого, значитшествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в ямуи с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».
  Надо другимслужить, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок,то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином православной Церкви,а твои родные между собой, чтобы ты не слышал (они ведь тебя любят) обязательносделают вывод: «Вот до чего попы довели».
  Рождественскийпост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деленашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования,когда пост наш принесет горе и озлобленность.
  Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.
  Как? Да очень просто.
  Помните:«Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве святитель Николай подаркинужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то скореевсего с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды, они нынчев конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемскаяв преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в Вышних Богу»? И разве в словахгосударственного руководства в предновогодних обращениях не слышится просьбы:«и на земле мир и в человецех благоволение»?
  Разумноепразднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все,по тому определению, которое дал преподобный Амвросий Оптинский: «Смотри, Мелитона,держись среднего тона; возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будетсклизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».
  Не в праздникегрех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься,(а в любом городе в храмах в эту ночь совершаются молебные пения), постараешьсяпростить всех и ни на кого зла не держать, то затем смело можно и с Новым годомпоздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видярадостные лица наши, и Господь возрадуется.
  Вместо жемирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:
  «Новый годперед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этотгод вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путемвесь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретитсятрудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потомучто именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принестив это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, бытьдетьми света.
  Будем идтивместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся,окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги,никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и черезнас – во всем мире – любовь, свет, радость».
  И это будетпо-православному!

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий посетил художественную галерею Ильи Глазунова

 15 декабря Предстоятель Русской Церкви посетил Московскую государственнуюхудожественную галерею народного художника СССР Ильи Глазунова и поздравил егос 50-летием творческой деятельности. Во встрече принял участие полномочный представительПрезидента РФ в Центральном федеральном округе Г.

 
Духовные поучения

Чаша милости

9 декабря в Екатеринбургскую епархию прибыла икона БожиейМатери «Неупиваемая Чаша». Крестным ходом она была перенесена в Свято-Троицкийкафедральный собор города Екатеринбурга Чудотворный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» прославился многочисленнымиисцелениями людей, страдающих от пристрастия к вину, табаку и наркотикам.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс