Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (464) → Протоиерей Георгий Митрофанов:«Для жителей уральской столицы тема новомучеников должна быть незаживающей раной: в этом городе не только есть свидетельство, напоминающее о Царской Семье, но и по-прежнему увековечена в названиях улиц память их палачей»

Протоиерей Георгий Митрофанов:«Для жителей уральской столицы тема новомучеников должна быть незаживающей раной: в этом городе не только есть свидетельство, напоминающее о Царской Семье, но и по-прежнему увековечена в названиях улиц память их палачей»

№47 (464) / 15 декабря ‘07

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Как приготовиться к Причастию?
Духовные поучения
Советы готовящемуся к исповеди

В 2008 году мы будем отмечать 90-летие со дня мученической кончины Царской Семьи. На базе благотворительного фонда «Русский предприниматель» в октябре текущего года создано Екатеринбургское отделение Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС проводит линию на объединение общества во имя возрождения России, содействует единству всех национальностей России на основе ценностей, которые соответствуют религиозной и культурной традиции России).

В связи с 90-летием со дня мученической кончины Царской Семьи Екатеринбургское отделение ВРНС выступило с инициативой проведения полномасштабных, в рамках всей страны мероприятий, посвященных этому трагическому событию истории России, а также съезда Екатеринбургского отделения Всемирного Русского Народного Собора в июле 2008 года в Екатеринбурге. Это предложение принято президентом ВРНС. В связи с этим Екатеринбургским отделением ВРНС подготовлен план мероприятий, в котором отражена связь современности с трагической историей нашей страны.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов – член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Не так давно отец Георгий выступил в Екатеринбурге с докладом «Семья Царственных Страстотерпцев в контексте культурно-исторических противоречий современной эпохи». Как отметил отец Георгий, тема его выступления достаточно неординарна, потому что, к сожалению, в нашей церковной жизни при размышлении на тему канонизованных по жизненному благочестию, как правило, преобладает создание их церковного образа, противоречащее обыденным современным представлениям.

Мне приятно было увидеть в Екатеринбурге выставку фотографий семьи Святых Царственных Страстотерпцев, которая представляет Венценосную Семью во многом более адекватно, чем это подчас приходится видеть на многих других экспозициях.

Я не знаю, обращал ли кто-то внимание на выразительный взгляд Императора Николая II на многих фотографиях, но для меня как церковного историка, члена Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, которая занималась вопросами канонизации Царской Семьи более шести лет, было очень отрадно увидеть такие необыкновенные фотографии Царя.

Напомню, что многолетняя работа по канонизации Царской Семьи, которую мы осуществляли, воплотилась в довольно объемную брошюру, где собрано немало материалов. Она выходила и отдельным изданием в Петербурге, и в сборниках. Здесь не только житие Святых Царственных Страстотерпцев, но и подробные исторические справки по тем или иным острым проблемам, связанным с жизнью Императорской Семьи.

Возвращаясь к тому, о чем я сказал изначально, замечу: благочестие сможет стать для нас примером, благодаря которому мы будем преображать нашу современность, только тогда, когда мы избавимся от очень многих стереотипов, которые мешают нам видеть в святых реальных людей. К сожалению, у нас существует стереотип, что святые – это какие-то сверхчеловеки: им была дана какая-то благодатная сила для избежания грехов, многих человеческих немощей, и поэтому им было намного легче преображать свою жизнь и оказываться праведниками.

Между тем жизнь любого святого – это путь от совершенства к совершенству, это постоянное желание преодолеть в себе человеческие немощи. И при этом каждый святой продолжает в течение всей жизни жить в том несовершенном мире, в котором живем и мы с вами. И не надо говорить, что наша жизнь более или менее совершенна, чем жизнь предшествующих поколений.

Когда мы рассматривали материалы, связанные с канонизацией Царской Семьи, мы очень хотели представить портрет живых людей, которые были тесно связаны со своей эпохой, исполненной больших противоречий: и культурных, и духовных, и нравственных.

Вот мы видим на снимке семью Императора Александра III. И перед нами открывается история детства, отрочества, юности Императора Николая II. Давайте задумаемся над тем, кто, собственно, занимался его воспитанием? Воспитанием Николая занималась, прежде всего, конечно же, мать. Мария Федоровна получила традиционное протестантское образование. Можно сказать, что того, привычного для нас «обломовского рая», когда детей с детства холят и лелеют, в Царской Семье не было.

С другой стороны, будущий престолонаследник, конечно, должен был получить образование, но образование домашнее. Это образование завершилось у него в 22 года, при этом он прошел курс высшего военного и высшего юридического образования. Образование это осуществлялось под руководством выдающихся русских ученых, причем не все они одинаково трепетно и благоговейно относились к Православной вере. Но они были специалистами в области экономики, права, военных наук, поэтому их приглашали к будущему императору.

Его образование действительно было светским, хотя с детства его, как и всех русских государей, воспитывали в приверженности Православной вере. Но мы все прекрасно знаем, что такой сердечной, глубокой веры, как у Николая II, подчас не было у его предшественников – разве что император Павел I может сравниться с ним по глубине своего личного религиозного опыта.

Однако жизнь шла своим чередом, и будущий император, как все члены Семьи Романовых мужского пола, должен был пройти военную службу. Он уже в детстве был записан в лейб-гвардии Преображенский полк и молодым человеком проходил службу в русской гвардии. Некоторое время Николай Второй служил в военно-морском флоте, но его основной стезей была именно гвардейская пехота.

Гвардейские офицеры – особый вид офицерства, который обладал своими специфическими традициями. С одной стороны, это была элита русского офицерства, потому что в гвардию принимали только лиц дворянского происхождения, хорошо окончивших военные учебные заведения. С другой стороны, религиозность русских офицеров, в том числе и гвардейских, оставляла желать лучшего.

В этой среде представители Дома Романовых служили на общих основаниях, и никакого преимущества у престолонаследника не было. Военная служба приучила будущего Государя уметь пить. Он умел выпить, но всегда оставался в твердой памяти. Одним он отличался от холостых гвардейских офицеров своего времени, которые «славились» любовными приключениями, – целомудрием. Это в значительной степени было связано с тем, что в 16-летнем возрасте Николай II познакомился с сестрой невесты своего дяди – Алисой. У него было чистое, а потом юношеское возвышенное чувство любви к этой почти еще девочке.

Эти небольшие примеры и детали дают нам возможность почувствовать, что Государь Николай II – плоть от плоти человек придворной жизни. Он был глубоко религиозен, но был и совершенно светским человеком, который и по своему образованию, и по образу жизни, подобно своей невесте, был представителем царствующих домов Европы.

Что касается Императрицы Александры Феодоровны, то она сначала тоже была представительницей совершенно нецерковного мира. Она изначально получила воспитание в строгих протестантских традициях, но, рано потеряв мать, она воспитывалась при дворе английской королевы Виктории в жестких традициях английской аристократии. Она получила тоже хорошее образование, имела ученую степень по философии в Оксфордском университете, но всегда считала себя очень последовательной, искренней протестанткой.

А затем возникла их любовь. Когда в 1889 году Николай Александрович заявил о своем решении вступить в брак с Алисой, он получил категорический отказ. По одной простой причине: государи не могут вступать в брак по собственному желанию, их брак – это всегда международный союз с тем или иным необходимым их стране правящим королевским домом. В то время Александр III активно создавал союз с Францией и планировался брак Николая с французской принцессой как символ связи России и Франции. Получив категорический отказ, Николай очень переживал, но он был послушным сыном и не мог идти против воли родителей.

И вот опять перед нами кажущийся исключительным эпизод из жизни будущего Российского Государя. Молодой офицер, влюбленный в девушку, которую очень мало знает… Они редко встречаются, в основном переписываются. Переписываются на английском языке, который так до конца дней для них и останется языком личного общения. Но это не помешает им оставаться православными христианами.

В этой ситуации у престолонаследника происходит естественный человеческий срыв. Товарищи по гвардии утешают его, предлагают отвлечься, развлечься… И так появляется в его жизни балерина Матильда Кшесинская. Но даже в этом недостойном, неординарном поступке, понимая, что Матильда никогда не может стать его женой, Николай вел себя с ней так, чтобы не уронить ее человеческое достоинство.

Переживал сам Николай, переживали его родители, и только кругосветное путешествие 1890 года стало для престолонаследника своеобразным избавлением от этой страсти. Путешествие оказалось для Николая почти трагическим, он получил ранение в Японии, но вернувшись в Петербург, Цесаревич преобразился. Казалось бы, проявляя неуважение к воле своих родителей, он твердо заявил, что женится только на Алисе, принцессе Гессен-Дармштадтской.

И вот тогда по-женски очень мудрая Мария Федоровна навела об Алисе очень основательные справки, и, убедившись в том, что она ревностная протестантка, дала сыну согласие. Радостный Николай Александрович отправился к Алисе и обнаружил неожиданно то, что, видимо, он первоначально и забыл: вступая в брак с престолонаследником, любая европейская принцесса должна была перейти в Православие до брака. И Алиса ему отказала на этом основании – она не могла предать свою веру.

Последовал долгий период мучительных объяснений, и в конце концов Алиса согласилась. Это была ее жертва – первая из многих жертв, которые она принесет России. Она смогла отказаться от своей веры, веры своих предков. Это случилось в 1894 году. Алиса, пройдя курс катехизации, уже была осмысленно подготовлена к принятию Православия, хотя она, в отличие от своей сестры, еще мало знала Россию, мало знала Православие.

Вся последующая жизнь Александры Феодоровны будет по-немецки методичной, по-протестантски основательной в попытке познать Россию. Она с протестантской основательностью будет не отстаивать, а отсиживать православные службы в любимом Серафимовском храме Феодоровского собора, разложив перед собой на аналое книги, внимательно следя по этим книгам, что читает псаломщик, что поет хор. В этой основательности сказывалась ее глубокая человеческая серьезность по отношению к той вере, которую она так мало знала.

Таким образом, можно сказать, что Николай Александрович и Александра Федоровна были люди, казалось бы, пришедшие к своему брачному союзу, к своей «малой церкви», из таких разных миров. И, тем не менее, вся их последующая жизнь была действительно жизнью в созидании православной семьи.

Опять-таки не надо думать, что в этой православной семье все было в традициях московского царя Алексея Михайловича. Да, был построен Феодоровский городок в Царском Селе, и это было самое дорогое для Венценосной Семьи место пребывания. Но Александровский дворец напоминал типичный особняк европейских аристократов, а семья Романовых была типично аристократической царственной семьей. Ничего специфически православного вроде бы и нет. Да, имеются фотографии, где мы видим Николая Александровича и Александру Федоровну на богослужении. Известная фотография коронации, когда они идут под палантином из Успенского собора. Это был обыкновенный европейский царский двор.

Уклад жизни в императорской семье был чисто английский. В очень суровом воспитании детей Императрица доходила до самых крайних мер. Достаточно сказать, что Великие Княжны сами штопали свои чулки, донашивали друг за другом одежду, можно даже было увидеть Цесаревича Алексея, донашивающего одежду своих сестер.

Со временем православные темы начинают звучать в императорской семье все более и более ощутимо. Они не перестают при этом быть современными европейскими государями, но религиозность их веры передается не столько во внешней атрибутике, а в их душе. Хотя Александровский дворец и Феодоровский городок, воспроизводивший архитектуру Москвы XVII века, где они часто проводили время, стал их воплощенной мечтой жить какой-то другой, сугубо православной жизнью.

Если внимательно рассматривать фотографии Государя, сделанные в хронологическом порядке, нетрудно заметить, как меняется его лицо. Постепенно он начинает все более и более походить не на европейского принца, а на простого русского крестьянина. Поразительные перемены на его лице – особенно на фотографиях позднего времени. Он действительно, подобно Императрице, стремился войти в толщу русской народности: как и многие его современники, он разделял ту иллюзию, что в России хранителем веры является простой народ.

А ситуация между тем была уже совершенно иной. Одно из главных культурно-исторических противоречий той эпохи было то, что традиционное вековое патриархальное благочестие, основанное на православном быте и православных ценностях, уже рушилось, а осмысленное православное мировоззрение, позволявшее людям в сложные проблемы современной жизни давать христианские ответы на вопросы времени, у народа еще не успело сложиться. К сожалению, Церковь не успевала в своей просветительской деятельности. И перед народом стоит трудный выбор: традиционное бытовое патриархальное благочестие уходило в прошлое, в новой жизни оно уже не работало.

Об этом писал И.Шмелев уже в конце XIX века. А мы сейчас тщетно пытаемся возрождать именно ритуально-бытовую имитацию прежней церковной жизни, хотя правильнее было воцерковлять наших современников современной культурой, принимая от нее лучшее и отбрасывая худшее. Иначе не получится ничего. Нельзя нынешних православных людей одеть в платки, посадить их на лавки у русской печки под иконой, рекомендовать им соблюдать посты и читать молитвенные правила и ожидать конца света, который уничтожит этот игнорирующий нас быт.

Христианство должно быть осмысленным, мы должны быть способны доказать это миру. Вот как раз Царская Семья показала, что Государи одной из самых динамично развивающихся стран Европы могут оставаться подлинно православными христианами. У Венценосной Семьи было стремление приобщиться именно к народному благочестию – вот почему для Императрицы так значима была поездка в Саров в момент канонизации преподобного Серафима Саровского. Вот почему, наконец, забеременев после этой канонизации мальчиком, она считала, что именно по молитвам преподобного Серафима она зачала этого младенца. И вот почему самым дорогим для нее храмом был подвальный храм Феодоровского Собора в Царском Селе во имя преподобного Серафима Саровского. В этом сугубо русском святом она видела покровителя земли русской, она стала действительно глубоко русским человеком, с чисто русской интеллигентской верой в простой народ, в правителя и высший суд.

Пройдет время, и, может быть, самым страшным переживанием в их заточении станет то, что никакого широкого народного движения в защиту плененного Государя так и не возникло. Заточение стало для членов Императорской Семьи тяжелейшим испытанием. Они, привыкшие жить в привилегированном положении, в комфорте и уюте, оказавшись узниками, в течение практически целого года переживали страшные дни.

Действительно, бывало так, что Император, ради мира в своей семье, иногда допускал серьезные ошибки в государственной деятельности. Безусловно, давление Императрицы подталкивало к тому, чтобы отправить в отставку Столыпина, и только убийство Столыпина предупредило это. Это было бы ошибкой. Нередко Государь во имя мира в своей малой семье пренебрегал интересами своей большой семьи – государства. И за это поплатился и он сам, и его страна.

Но что получилось? Получилось то, что его малая семья, малая церковь оказалась поразительно способной явить в этот страшный, последний год своей жизни пример подлинного стояния за Христа. Ведь нам даже не представить того, что переживали Император и Императрица, потому что они не только ожидали своей кончины, они ожидали и гибели своих детей.

И с определенного момента стало ясно, что, скорее всего, они все погибнут. И продолжалось это при всеобщем по сути дела безмолвии страны. Только когда-то ушедший после конфликта с Государем в отставку бывший министр земледелия Александр Васильевич Кривошеин, был единственным человеком, который посылал ему посылки в советское время в Тобольск.

Вот почему собственно в житии Царской Семьи значительная часть уделена именно периоду их заточения. Мы видим, как в тяжелейших условиях эти люди являют себя в полной мере людьми, верящим в Бога, уповающим на промысел Божий, и, самое главное, незлобивыми в отношении своих палачей. Не абстрактных, а вполне конкретных палачей, которых они наблюдали каждый день. Их письма, их дневниковые записи рисуют нам картину, как эта благополучная, казалось бы, семья, при первом же соприкосновении с социальными катаклизмами обреченная погибнуть, проявляет поразительную духовную жизнеспособность. И вот это действительно является выдающимся примером.

Здесь происходит то, что особенно, может быть, оказалось для Императрицы трогательным – особая любовь, нежность и забота по отношению к ней. Из истории мы знаем, что она была не особо любима и в императорской семье – там всеобщей любимицей была ее свекровь Мария Федоровна, – да и в обществе Императрицу не очень жаловали. Приведу один пример. Когда в Ставке Верховного Главнокомандующего, где находился Николай II, стало известно об убийстве Распутина, офицеры, в том числе и преданные Государю, не могли сдержаться от восторга и нарочито приветствовали друг друга на глазах у Царя словами «Христос Воскресе!». Этим самым они показывали свою радость по поводу убийства Распутина. А ведь они не могли не понимать, что это означало для Императрицы, которая, увы, продолжала верить Распутину под видом представителя народного благочестия до самой его смерти.

Обратите внимание, что Император и это простил своим офицером, как он простил и убийц Распутина, ни один из которых не был осужден. Еще одна ошибка Государя. Каким бы ни был Распутин, его убийцы должны были понести заслуженное наказание. После того как этого не произошло, ощущение вседозволенности стало проникать в народные массы.

Императрицу действительно не любили, не любили многие, не любили незаслуженно. И даже клевета об Императрице как о немецкой шпионке разделялась подчас даже в высоких кругах общества. Нетрудно понять, как мучительно это было для Государыни, учитывая, что она была человеком, безгранично преданным России и православной вере.

Ее часто упрекали только за то, что она так и не научилась без акцента говорить по-русски. Но Императрица за всю свою жизнь в России сделала очень много для того, чтобы стать истинно русской христианкой.

И если мы поразмышляем о кончине Святых Царственных Страстотерпцев, о том, что этой кончине предшествовало и в каком состоянии духовном состоянии они находились столь длительное время, то придем к выводу, что они совершили великий духовный подвиг. В их положении они были способны молиться о палачах, даже своих. Государь и Государыня были поддержаны в этой ситуации своими детьми. Дети были способны вечерами читать художественную литературу, играть в какие-то привычные домашние игры.

Что же произошло в конечном итоге? В конечном итоге Государь и Государыня сподобились чисто русского венца. Мы часто говорим о том, что «русские умирать умеют лучше, чем жить». И это случилось с Царской Семьей, потому что их пребывание в заточении и кончина нашли совершеннейший венец духовного преображения. Все вторичное, все наносное, которое сопровождало их в жизни, уходит на второй план, и проступает нечто такое, что может быть, наверное, так ярко и не проявилось, не случись с ними такая ситуация.

Да, было отречение Государя от власти – и это еще одна его серьезная политическая ошибка. Но этот факт не может быть препятствием в его канонизации, он эту ошибку искупил своей кровью.

Но вместе с тем гибель Царской Семьи стала прообразом гибели огромного количества, сотен тысяч людей России. И далеко не все эти люди умирали так, как Святые Царственные Страстотерпцы. Многие семьи распадались, не выдержав испытания. Вы помните, что потом произойдет, в тридцатые годы? Когда для того, чтобы выжить или остаться на свободе, дети будут отрекаться от родителей, родители – о детей. Целые русские сословия были обречены быть лишенцами и врагами народа. К примеру, сыну священника, для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение, нужно было отречься от семьи и своего отца – иначе его бы просто не приняли на учебу. И таких примеров можно привести множество: отречение и предательство стали нормой жизни.

Завершая разговор, я бы хотел заострить ваше внимание вот на чем. По мере того как мы будем проникаться историей жизни Царской Семьи, мы будем стараться как можно больше быть похожими на них, брать в качестве примера для своей жизни их духовность и неиссякаемую веру.

В Екатеринбурге я не знаю более выразительного примера того, что являет собой святость Новомучеников. Для жителей уральской столицы это должно быть незаживающей раной: в этом городе не только есть свидетельство, напоминающее о Царской Семье, но и по-прежнему увековечена в названиях улиц память их палачей. Это важная и очень серьезная проблема. Знаете, как тяжело было видеть, когда Марию Федоровну везли по Петербургу мимо памятника Ленину – мимо памятника убийцы двух ее сыновей и пяти ее внуков. Зачем, спрашивается, нужно было везти ее в город, где увековечена память убийц ее семьи? Это серьезная проблема, причем не архитектурная, не скульптурная, а духовная.

И тем не менее я понимаю, что для многих жителей Екатеринбурга Царская Семья представляется самым ярким примером подвига новомучеников. Так вот, я призываю вас, чтобы вы воспринимали не только их отретушированный образ как православных благочестивых сверхчеловеков, а попытались бы понять их жизнь и дела. Понять, что они, будучи пусть и яркими, талантливыми, но, в общем-то, ординарными людьми, вышедшими из далеко не благополучной духовной среды, смогли в конечном итоге и в себе лично, и в своих детях вырастить то, что сделало их страстотерпцами. И вот это очень важно.

Будем помнить вот о чем. Мы сегодня живем в мире, который не более и не менее несовершенен, чем тот, который был в начале ХХ века. Хотя, конечно, Россия очень много потеряла, и прежнюю историческую Россию сейчас просто не восстановить. Будет рождаться какая-то другая страна, не похожая на ту Россию, которую мы потеряли и в которую вмещается жизнь наших Царственных Страстотерпцев. Но какой будет эта страна, в какой мере она будет ощущать себя продолжателем тысячелетней исторической России, а не семидесятилетней безбожной совдепии, зависит от всех граждан нашей страны. И в первую очередь, от священнослужителей и педагогов.

От того, как они смогут заронить в сердца своих духовных чад и учеников ощущение, что они должны быть продолжателями жизни и служения наших российских святых. Причем святых не каких-либо придуманных, далеких от обычной человеческой жизни, а тех самых святых, которые жили совсем недавно, могли преображать эту жизнь и быть верными Богу до самой своей мученической кончины. Наши с вами ученики почувствуют свою связь с русской землей именно тогда, когда почувствуют свою связь с такими же, как они, подчас немощными и несовершенными людьми, которые нашли в себе силы для духовного преображения. И только тогда мы можем надеяться, что случившаяся именно в Екатеринбурге гибель Царской Семьи станет символом для преображения города.

Материал подготовила Лидия Ежкова

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковная жизнь

Турецкие власти разрешили совершить Божественную литургию в храме святителя Николая в Мирах Ликийских

 Город Миры в исторической провинции Ликия, на средиземноморском побережьеМалой Азии, носит ныне название Демре. Основанный здесь в IV веке храм, носящийимя Святителя Николая Чудотворца, Епископа Мир Ликийских, преобразован в музейи находится сейчас на реконструкции.

 
Духовные поучения

Как приготовиться к Причастию?

Желающий причаститься должен достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к этому Святому Таинству. В церковной практике это приготовление называется говением.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс