Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (463) → Мы обязаны обличать согрешающих перед богом (Слово на Евангелие от Луки, 13, 10–17)

Мы обязаны обличать согрешающих перед богом (Слово на Евангелие от Луки, 13, 10–17)

№46 (463) / 8 декабря ‘07

Духовные поучения

 В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать летимевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидевее, подозвал и сказал ей: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего».

И возложилна нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом, начальниксинагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: «Есть шесть дней,в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний».
  Господьсказал ему в ответ: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Что же дочь Авраамову, которуюсвязал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сихв день субботний?» И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились,и весь народ радовался о всех славных Делах Его» (Лк. 13, 10–17).
  Это евангельскоеповествование показывает нам великое милосердие, любовь и Божественную силуИисуса Христа, обращенные на благо несчастной женщины. Вместе с тем мы видими злое, тупое лицемерие начальника синагоги.
  Что такоелицемерие, в котором так грозно упрекал Господь? Лицемер выдает себя не за того,каков он есть на самом деле. Лицемер тот, кто носит маску благочестия, будучив душе своей лишенным всякого благочестия, кто выражает любовь и верность ближнемусвоему, говорит ему добрые, хорошие, льстивые слова, а в душе своей таит ненавистьк нему, со злобой строит козни против него. Лицемер прячет от окружающих всезлые, черные движения своей души, все скверные мысли и говорит с ближними, притворяясьлюбящим, чистым сердцем. Лицемерие свойственно очень многим из нас.
  Лицемериеначальника синагоги состояло в том, что, будучи одним из учителей народа, онизображал из себя носителя всякого благочестия и праведности, а в душе своейнисколько не был таким, напротив, был безжалостным и черствым, что и показалаего речь при исцелении несчастной женщины. Он заботился только о соблюдениибуквы закона, а дух закона о любви к ближнему был ему чужд. И надлежало Господуобличить его при народе!
  Может вызыватьнедоумение то, что Иисус Христос, Который нам, простым христианам, запретилназывать ближнего своего даже пустым человеком, Который сказал, что, если назовемкого-нибудь безумным, то подлежим геенне огненной (см. Мф. 5, 22), Сам нередкоговорил слова резкие, как и в этом случае. Книжников с фарисеями многократноназывал Он «лицемерами и змеями, порождениями ехидны».
  Однажды,когда Иисус Христос был в Иудее, Его предупредили, что Ирод ищет погибели его,советовали поскорее уйти из Иудеи. Как же ответил Господь? Он спокойно сказал:«Пойдите, скажите этой лисице: сегодня и завтра делаю и в третий день окончу»(см. Лк. 13, 32). Лисицей навал Он царя! А однажды самому великому апостолу,Своему другу Петру, сказал страшные слова: «Отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).
  Евангелиеговорит, что Господь иногда приходил в гнев, что Он изгонял из храма Иерусалимскоготоргующих скотом, рассыпал деньги, разложенные на столах менял. Однажды Он сделалбич из веревок и погнал торговцев из храма (см. Ин. 2, 14–16). Так грозен былиногда гнев Сына Божия.
  Как разобратьсяв этом кажущемся противоречии в Иисусе Христе, которого не может быть в СынеБожием, ибо у Него все да – да или нет – нет (см. Мф. 5, 37). Объяснение простое:нужно различать то, что запрещает Христос, от того, что Он Сам делал, нужноразличать слова брани от слов обличения. Ибо когда говорим ближнему своему:«дурак, безумный», – то выражаем этим презрение к брату своему, уничижаем его.Такую брань, такое превозношение над ближним Господь строжайше запретил.
  А резкимисловами – змии, порождения ехиднины, лисицы – Иисус Христос обличал людей, достойныхсего (см. Мф. 23, 33).
  Обличение,в отличие от брани, заповедано нам как должное в Священном Писании: «Не участвуйтев бесплодных делах тьмы, но их обличайте» (Еф. 5, 11).  Апостолу Тимофею святой Павел заповедует: «Согрешающих обличай перед всеми,чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20) «Проповедуй слово, настой во времяи не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием»(2 Тим. 4, 2).
  Раз намзаповедано обличение злых дел, мы не смеем и не должны молча и равнодушно проходитьмимо нечестия. Однако Господь, говоря резкие слова, не уничижал человеческогодостоинства, а лишь обличал лицемерие за лживость, ибо «отец лжи – диавол».
  Есть святойгнев, заповеданный нам от Бога, которым мы должны воспылать, когда видим надругательствонад святыней. Святым и пламенным гневом обрушивался Иисус Христос на нечестивцев,торгующих в храме Божием. Такой же гнев побудил великого святителя и чудотворцаНиколая Мирликийского при обсуждении арианской ереси на Первом Вселенском Собореударить ария по лицу.
  Резкие,обличительные слова Господа вполне оправданы. Разве не заслуживал Ирод названиялисицы? Что характерного в поведении этого зверя? Известно лукавство, с которымона обманывает и охотника, и свою жертву. Называя так Ирода, Иисус Христос законнообличил его в хитрости, склонности к предательству.
  ПастыриЦеркви, по завету апостола Павла, обязаны публично обличать грешников, это вменяетсяим в долг. Поэтому ныне обличу вас, Богом данных мне пасомых, в одном тяжкоми всеобщем грехе нашем – в грехе осуждения ближних. Кто из вас свободен от этогогреха? Кто из вас всей душой боится евангельских слов: «Не судите, да не судимыбудете. Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоею, а бревна в своем глазуне чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза» (Мф. 7, 1, 3, 5)?
  А мы занятывсегда не только самыми мелкими сучками, а даже соринками в глазах наших братьев,и осуждаем всех с утра до ночи и с ночи до утра, даже своих близких и любимых.Осуждаем и священников, и архиереев, не боясь ответа перед Богом, не боясь словХристовых: «Не судите, да не судимы будете».
  Судят и меня, архипастыря вашего; судите не столько вы, – пожалуй, от вас такое осуждениеможет быть услышано в виде исключения, – но судят очень резко в Кирсанове и Моршанске. Судят те, которых я вправе назвать окаянными, – бродячие монахи и монашки, внушают народу, что я не настоящий архиерей, что мне не надо подчиняться,что я лишен благодати Божией.
  А за что судят? За то, что я облегчаю страдания множества несчастных братьев наших, пролившихкровь свою за нас, за то, что я спасаю от смерти многих и многих, стоящих не одной, а обеими ногами в могиле. Господь помогает мне извлекать их из могилы.Господь дал мне великое хирургическое искусство и глубину знания, и по заветудвух покойных Патриархов – Тихона и Сергия – я не смею прекращать свою хирургическуюдеятельность. Этого требовали от меня покойные Патриархи.
  А эти окаянные,которые все знают лучше Патриархов, говорят: «Какой же это архиерей, которыйсегодня служит в храме, совершает Литургию, а завтра идет проливать кровь человеческую?»Вот до каких пределов доходит осуждение человеческое, вот на какую неправдуспособны люди!
  Да не будемповинны мы в таком страшном грехе осуждения, от которого в высшей степени трудноизбавиться, ибо грех этот так въелся в сердца наши, что отделаться от него своимисилами мы не можем.
  Как же намбыть? Поучимся у апостола Павла, наставляющего нас: «Братие мои, укрепляйтесьГосподом и могуществом Его» (Еф. 6, 10), – ибо только могуществом силы Господнейможем мы избавиться от страшного греха осуждения.
  Подобнотому, как в светлом лике ангелов девять чинов, так и у сатаны есть начальства,власти, мироправители, духи злобы поднебесные. И наша борьба с грехом – этоборьба против них. Это цель нашей жизни. Для сего «приимите всеоружие Божие,дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13).Как воины, идущие на войну, облекитесь во всеоружие Божие.
  Итак, станьте,препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. Только этой бронейзащититесь от стрел лукавого и осуждения ближних ваших. И обув ноги в готовностьблаговествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угаситьвсе раскаленные стрелы лукавого. Щитом веры, горячей, пламенной веры, вы можетеугасить эти стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, которыйесть слово Божие (см. Еф. 6, 14–17). Этим мечом будете вы посекать всех духовзлобы поднебесных (см. Еф. 6, 12).
  И если будетевсегда вооружены так, как говорит святой апостол Павел, если будете воинамиХристовыми, пламенными защитниками веры, то разжженные стрелы лукавого отскочатот вас, как от каменной стены. Итак, воины Христовы, вперед на борьбу с лукавым,с кознями диавольскими, с духами поднебесными! Аминь.

10 декабря 1944 года

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Бойтесь лукавства и притворства (Слово на Евангелие от Луки, 20, 20–27)

После того, как книжники и фарисеи поняли, что притча о злых виноградарях относится к ним, то стали искать, как погубить Иисуса Христа. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

 
Духовные поучения

Христианские притчи для чтения и размышления

* * * Однажды к престольному празднику шли в монастырь на богомолье две деревенскиеженщины. Одна из них в молодости – давно уже – совершила злое дело и с тех порне могла его забыть, постоянно мучилась совестью, каялась на исповеди.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс