Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (459) → Профессор, доктор медицинских наук, протоиерей Сергий Вогулкин: «У женщины, сделавшей аборт, на всю жизнь в душе остается фантом убитого ребенка»

Профессор, доктор медицинских наук, протоиерей Сергий Вогулкин: «У женщины, сделавшей аборт, на всю жизнь в душе остается фантом убитого ребенка»

№42 (459) / 8 ноября ‘07

Социальное служение

Беседа в прямом эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, дорогие друзья! В наш век, на пике развития цивилизации, наряду с достижением сверхтехнологий человечество дало жизнь еще одному изобретению – абортам. Только в России ежедневно убивают 21000 беззащитных детей.

И сегодня об этом «изобретении» мы будем говорить с гостем нашей студии – это протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук, проректор по науке и развитию Уральского гуманитарного института.

Здравствуйте, отец Сергий.

– Вечер добрый.

– Отец Сергий, в начале XX века цивилизованная, в общем, держава – Советский Союз – принимает декрет, разрешающий убивать своих детей руками отцов и матерей. Наверное, в ветхозаветные времена сказавшего, что можно убивать ребенка, еще не родившегося на свет, сочли бы сумасшедшим. Но тем не менее сейчас это абсолютно узаконенное в нашей стране убийство. Если говорить даже не с моральной точки зрения, а с физической… Очень многие врачи говорят, что аборт – это не опаснее, чем удаление гланд, например: операция самая безобидная и без последствий. Как врач и священник что Вы можете сказать?

– Я должен сказать, что даже удаление гланд – довольно серьезная операция, которая влечет за собой определенные последствия. Что же говорить о таком вмешательстве, как искусственное прекращение беременности? Это тяжелейшее воздействие на организм женщины. Сейчас много говорят о том, что есть аборты хирургические, медикаментозные, микроаборты и т.д. Разницы по осложнениям никакой нет – по статистике они в том же количестве. Ранние осложнения – 10–20%, поздние, то есть те, которые иногда наблюдаются через несколько лет после этой операции, – до 30%.

Но это даже, может быть, не столько физиологическая, сколько психологическая травма для женщины. Ведь на всю жизнь у нее в душе остается фантом убитого ребенка. Она о нем никогда больше не забудет, как и то, что она убила его своими руками. Это остается навсегда. Когда я читаю лекции молодым психологам, всегда говорю: «Учтите этот факт. Для женщины, которая хотя бы раз в жизни допустила аборт, – это серьезнейший психологический стресс, и он у нее останется на всю жизнь».

Недаром ведь Православная Церковь обязывает исповедоваться в этом страшном грехе всю жизнь человеческую. То есть на Исповеди священник не может полностью отпустить этот грех. Потому что этот грех – детоубийство – не в нашей власти. Святые – и Иоанн Златоуст, и Макарий Оптинский, и другие – считали, что аборт хуже убийства. И объясняли это следующим образом: убийца убивает уже рожденное, уже произведенное на свет, а когда мы убиваем младенца в утробе, мы предупреждаем рождение. То есть мы идем не просто на уничтожение, а препятствуем Божиему произволению. Этим ребенком Господь дал нам возможность продлить нашу жизнь. Мы, однозначно, не просто нарушаем какой-то завет, а категорически выступаем против него.

А с точки зрения медиков, конечно, аборты – тяжелейшая встряска для организма, и ни один аборт не проходит бесследно. Если проанализировать последствия по гинекологическим заболеваниям, то после первого аборта четверть женщин страдают гинекологическими заболеваниями, после второго – 40%, после третьего – 100%. То есть с каждым разом тяжесть все увеличивается и увеличивается. Причем это не только последствия, которые прямо следуют за этим вмешательством. Даже, как говорят сейчас, легкое вмешательство – медикаментозное – приводит к тому же. Практически внутри матки создается огромная зияющая рана. Проникновение туда инфекции, попадание воздуха с последующей мгновенной смертью человека, кровотечение (иногда тяжелейшее, смертельное) – это реальные вещи. Поэтому разговоры о вариантах безопасного аборта – это ложь от начала до конца. Это как было дьявольским изобретением, так и остается.

Еще до христианства Гиппократ в своей клятве писал, что врач не должен давать никому абортивного средства. Эта клятва сейчас не входит в клятву наших российских врачей: фактически сейчас государство сделало ответственными за это действо еще и врачей. Еще VI Вселенским Собором было установлено, что в убийстве виновны те, кто дает абортивное средство и кто принимает абортивное средство, – они одинаково считаются убийцами. Это положение до сих пор остается в Православной Церкви. Никто его не отменял.

– Другое дело, что в обществе это положение вычеркнулось из нашей нравственности…

– Общество было такое – диктаторское общество, противорелигиозное. Оно стремилось всеми силами избавиться от нравственности. Россия первая отменила запрет на аборты, сделав их легальными. Такой пример очень характеризует наше государство того времени.

А потом наступает момент, когда женщина готова и хотела бы родить ребенка, а не получается… Мы знаем массу случаев, когда после единственного аборта женщины становятся бесплодными навсегда. Вы знаете, организм человеческий – это же прекрасный механизм, отлаженный и сделанный на высочайшем уровне, и вмешиваться ни в коем случае нельзя. Нарушение мышц шейки матки приводит к тому, что она перестает работать как положено. И следующая беременность заканчивается выкидышами – вероятность выкидышей возрастает в несколько раз! Женщина беременеет, а выносить ребеночка уже не может.

– Вопрос от телезрителя: «Если аборт был до того, как человек крестился, надо ли в этом исповедоваться?»

– Исповедоваться в этом грехе все равно надо. Независимо от того, крещены мы были тогда или нет, – душа-то загублена. Душа убитого младенчика вопиет к нам.

Так получилось, что сейчас очень поздно крестятся, осознав необходимость Крещения. Но это не в полной мере избавляет нашу душу от тех грехов, которые совершены были до Крещения. О них надо помнить. Это нам с вами нужно для нашего исправления. Мы должны понять, насколько мы упали. И только когда мы поймем, где мы находимся, мы можем начать восхождение, мы можем начать подниматься. Надо понимать, что, по милости Своей, Господь может, конечно, в конце нашей жизни простить этот грех. Наверное, так. Мы узнаем об этом на Страшном Суде. Надежда такая у нас с вами есть, поэтому на протяжении жизни мы должны делать массу добрых дел. Прежде всего – для детей, для обездоленных, для сирот, с тем, чтобы хоть как-то искупить этот грех.

– Вопрос от телезрителя: «Жене 40 лет. Не опасно ли ей рожать?»

– Спасибо за вопрос. Есть у меня прихожанка – чудесная женщина, ей 46 лет. Она собралась рожать ребеночка, несмотря на то, что у нее уже взрослый сын. Мы всем приходом ее поддерживаем в этом. Она даже помолодела и расцвела во время беременности. Все зависит от состояния женщины. Этот вопрос должны решать, конечно, врачи. Безусловно, некоторая опасность существует, если это первая беременность. Врачи могут оценить ее вполне объективно и предложить подходящий способ родоразрешения.

Если роды уже не первые, то опасности здесь вообще нет. Повторные роды, как правило, проходят без существенных осложнений. Надо только крепко-крепко всем молиться. Когда раньше рожала женщина, то вся семья стояла на коленях и молилась. А ведь раньше семьи были не то что наша нынешняя семья – два-три человека; весь род, все родственники стояли на коленях и молились, чтобы роды прошли благополучно и ребеночек родился здоровым. Как правило, так и случалось.

Мы думаем все время о здоровье женщины. Мы совершенно не заботимся о здоровье будущего ребенка. Понятно, что этот ребенок погиб (был убит). А следующие дети? Нам кажется, что сейчас нам некогда: к примеру, учиться надо, диссертацию защищать, денег пока у нас нет, жить особенно негде отдельно от родителей, а вместе мы жить не желаем… Но вот сейчас это все пройдет, и уж второго ребеночка мы родим здорового, крепкого. Дело в том, что так не получается. Дети, рожденные после абортов, в 2–3 раза чаще болеют, чем дети, рожденные у матерей, которые никогда не делали аборт. Его последствия отражаются на будущих детях. И мы ставим их под удар, совершая такой большой грех. Это тоже надо учитывать, но об этом как-то не думают, хотя это факт. Необходимо, чтобы женщина берегла себя, берегла свою нравственность, свою целостность, оберегала себя от всяких дурных привычек.

Взять, к примеру, курящую женщину. У нее шансов заболеть после аборта гинекологическими заболеваниями в 20 раз больше, чем у некурящей. Я уже не говорю о последствиях курения для ребенка – они будут самыми неблагоприятными.

Знаете, все грехи наслаиваются друг на друга. Иногда бывает просто очень жаль тех девочек, которые бегают чуть не голыми по холоду, курят в подъездах, пьют пиво, вечерами стайками носятся по улицам. Как будто им некуда голову приклонить, что ли…

– Это жертвы безумной моды…

– Не знаю даже… Мне задавали вопрос не так давно: «Как быть, если беременность случилась во время изнасилования?». Давайте откроем статистику: изнасилована девушка в 2 часа ночи в городском парке. Что она делала в 2 часа ночи в городском парке? Я вечером выхожу со службы из храма в Историческом сквере – уже достаточно темно, но я наблюдаю стайки, состоящие из 2–3 девочек, совсем молоденьких, по 12–14 лет. Что они там делают в такое время? Где их родители? Почему они позволяют это своим детям? А потом ранние беременности, ранние аборты… Вот откуда все это идет. Все взаимосвязано.

– Послушаем еще вопрос: «Моему сыну от первого брака 16 лет, он остался жить с отцом. Как-то я ему сказала, что возможно, рожу еще одного ребенка. Он категорически против. Более того, пригрозил, что если я рожу – он уйдет из дома. И теперь я забеременела и не знаю, как ему об этом сказать».

– 16 лет – это уже взрослый мальчик. Он должен понять, что вы затеяли доброе дело. Ему надо объяснить, что он не будет ущемлен, что этот ребенок будет радостью для всей семьи. Это будет не простое объяснение. И в этой ситуации именно мужское слово, слово его отца должно быть решающим – ведь мальчики идентифицируют себя с отцом, берут пример с него. Я думаю, что в такой ситуации надо просто спокойно, правдиво, открыто все объяснить, рассказать – все ваши планы на будущее, как будет построена ваша семья – как человеку равному, как взрослому.

– Есть еще вопрос: «Можно ли делать УЗИ при беременности?»

– Я однозначно не могу ответить. Само по себе УЗИ в тех дозах, которые делаются во время беременности, во время обследования, абсолютно безвредны. Более того, мы можем еще заранее, до родов, познакомиться со своим будущим ребеночком. Пообщаться даже с ним, заранее узнать его пол. Сейчас даже есть трехмерное УЗИ, где можно сделать первое фото своего ребеночка…

– А если, не дай Бог, нашли какой-нибудь порок у ребенка?

– Это вторая часть вопроса. Один западный гинеколог, совершивший в своей практике 60 000 абортов, в конце жизни осознал, что делал убийства, увидев изображение ребенка на экране УЗИ. И он повторил слова христиан, что ребеночек сразу после зачатия – это уже человек. Но проблема вот в чем: УЗИ часто используют с целью отыскать какие-то дефекты в ребенке. Когда моя дочь была беременна, УЗИ постоянно показывало какие-то недостатки в развитии плода. И врач 5 (!) раз направлял ее на аборт. Я уже потом не выдержал и попросил этого специалиста отвязаться от нас, сказал, что она будет рожать все равно. Дочь родила ребеночка на 9 баллов из 10 – здоровее не бывает. Хорошо, я как священник смог объяснить ей всю ситуацию. И надо помнить, что УЗИ – это не абсолютный метод диагностики. В каждом методе есть погрешности. Надо оценивать и медицинские взгляды, и моральную сторону. Причем моральная сторона должна быть все же определяющей.

– Наша мораль оправдывает применение противозачаточных средств: «Зато я не совершу греха – аборта, человекоубийства». Почему же Церковь против и контрацепции тоже?

– Потому что абсолютно безвредных противозачаточных средств нет. Сейчас больше всего пропагандируются гормональные препараты. Это опаснейшая вещь. Они обладают абортивным свойством, то есть если даже произошло зачатие, препарат не дает этому уже сложившемуся маленькому человечку прирасти к матке. Фактически ребенок задыхается. Он погибает от удушья, от голода. Потому что ему нечем питаться. А также эти препараты приводят к бесплодию, к привыканию. Они входят в женский организм, становятся его собственными гормонами. На этом фоне возможны очень тяжелые осложнения. Вплоть до развития опухолевых процессов. Церковь говорит: если пока вы не хотите ребеночка, лучший способ предотвращения беременности – воздержание. Оно дисциплинирует душу, безвредно для здоровья. Это то же самое, что и посты. Это способ, доступный каждому человеку, он должен стать основным. Если люди в браке, они должны рожать детей. И чем больше, тем лучше. Потому что иметь детей – это радость.

– Действительно, многие женщины не могут себе представить этой радости, пока они ребенка не родят. Они добровольно отказываются от ребенка, просто не представляя, от чего они отказываются…

– Раньше, как только ребенок рождался, его хватали и уносили. А сейчас ему позволяют поползти по мамочке. Добраться самому до груди, присосаться самому…

– Женщина, родив ребенка, абсолютно по-другому смотрит на жизнь…

– Конечно.

– Действительно, степень гуманности общества определяется тем, как общество относится к самым слабым – детям, стрикам, инвалидам. Если позволено убивать младенцев, то почему не позволено убивать всех остальных? Если можно уничтожить одну группу людей, почему нельзя сделать это по отношению к другой? Мы забываем, что насилие, совершаемое внутри, рождает насилие внешнее. Это очень важно нам помнить в нашей жизни…

Спасибо, отец Сергий! Благословите наших телезрителей.

– Благословение Господне да пребывает с вами и с вашими детьми, и поможет вам во всем Господь!

– Спасибо Вам.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Социальное служение

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии примет участие в работе общественной выставки-форума «Православная Русь» в Москве

 Екатеринбург,19 октября 2007 г., «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

 
Социальное служение

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Врач, делающий аборты — хуже, чем „битцевский маньяк“

  Глава Синодальногоотдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, руководитель медико-просветительскогоцентра «Жизнь» протоиерей Димитрий Смирнов назвал аборт «сумасшествием народным»,которое нужно лечить, сообщает «Интерфакс».  «И, конечно, сразуне вылечишь.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс