Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (459) → Проповеди на евангельские темы святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Проповеди на евангельские темы святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

№42 (459) / 8 ноября ‘07

Духовные поучения

Стать чистой пшеницей Божией
Слово на Евангелие от Матфея, 13, 24–30.

  Хочу, чтобы вывложили в сердце свое великие слова Христовы о том, что Царство Небесное подобночеловеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришелвраг его, и посеял между пшеницей плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показалсяплод, тогда явились и плевелы… Рабы домовладыки… сказали ему: «Хочешь ли,мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет; чтобы выбирая плевелы, вы не выдергаливместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во времяжатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечьих, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13, 24–25, 28–30).

  Бывает ли так когда-нибудьна том поле, которое засеяно простым земледельцем? Разве не считают все необходимымсвоевременно полоть огороды и поля, ибо известно, что сорняки заглушают доброесемя, мешают расти пшенице, овощам. Поэтому мы спешим поскорее выдернуть их.Но у Бога все иначе, чем у людей, и наши суждения и понимание жизни совсем не похожи на Его понимание. И тот, кто хочет быть первым, да будет последним, да будет слугою всем (см. Мф. 19, 30, 20, 26–27). А в жизни последние всегда последнимии остаются.
  Кто из вас думаетбыть мудрым в веке сем, тот будь безумным (1 Кор. 3, 18). Этим словам следоваливсе юродивые. Они представлялись безумными в глазах мира и получали безмернуюблагодать Божию – дар прозрения будущего. Они читали в сердцах людей как в открытойкниге, пророчествовали, творили чудеса.
  Когда кто-нибудьдумал о том, что надо умалиться, подобно младенцу, и что малые дети должны бытьпримером для взрослых? А у Бога все наоборот: если не обратитесь и не будетекак дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).
  Вот потому ИисусХристос и запретил выдергивать плевелы, ибо в этой притче господин поля, посеявшийдоброе семя, есть Сам Господь, а поле есть мир. Доброе семя, посеянное им, –это сыны царствия, а плевелы, взошедшие среди доброго семени, среди пшеницы,– сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва – кончина века, а жнецы– ангелы (см.: Мф. 13, 37–39).
  Часто приходитсяслышать сетование на то, что Господь слишком долготерпелив. Кто-то даже дерзаетв молитве призывать гнев Божий на тех, кого считает плевелами, – на злодеев,тяжких грешников, всех, кто мучит вас, кто делает вашу жизнь невыносимой. Не терпится вам, хочется, чтобы Бог на ваших глазах покарал всех злодеев, кто такявно попирает Его заповеди, забывая сказанное: «Нет, так не должно быть. Пустьвместе растет все до жатвы; только тогда пошлю жнецов – Ангелов Своих, и соберутиз царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную;там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 41–42).
  О творящих соблазнысказал Иисус Христос: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, томулучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и бросили его в море» (Мф. 18, 6). Есть соблазнители тонкие, льстивые, прикрывающиеся личинойдобра. Всех этих окаянных развратителей и соблазнителей повелит Господь в деньжатвы, в день Страшного Суда связать и ввергнуть в печь огненную, где будетплач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отцаих (Мф. 13, 43).
  Зачем Господь не велит теперь же исторгнуть эти плевелы? Почему на глазах наших не карает Онвсех грешников и соблазнителей, всех тех, от которых исходит тьма? Это ведомоБогу, а мы можем на основании других мест Священного Писания догадываться, зачеми почему так надо. Разве не сказал Иисус Христос, что тесны врата и узок путь,ведущие в Царство Божие (Мф. 7, 14), и разве не сказал: «Если Меня гнали, будутгнать и вас; если слово Мое соблюдали, и ваше соблюдут» (Ин. 15, 20)? Или не слышали из уст апостола Павла, что все, желающие жить благочестиво, будут гонимы(2 Тим. 3, 12)? Господь сотворил наших праотцев, Адама и Еву, для жизни блаженной,покойной и тихой, полной радости и лишенной мучений. Они оказались недостойными,вышли из повиновения воле Божией, и за это Он обрек их на тяжелые труды и страдания.И мы пожинаем плоды их и своего собственного непослушания Богу, а непослушаниятак поразительно много в нас. Потому-то каждый должен взять на себя крест свой,крест страданий, и пойти по узкому пути. Без этого не войдем в царствие Божие.Если же страдания так необходимы для спасения нашего, если это – удобрение,без которого не возрастет чистая Божия пшеница, то понятна причина, по которойГосподь оставляет плевелы на поле до Страшного Суда, ведь от плевел этих исходятнаши страдания.
  И велит Господьв день Страшного Суда Своим ангелам выдернуть все плевелы и ввергнуть их в печьогненную; там будет плач и скрежет зубов. Что же, разве кто-либо посмеет возражатьпротив справедливого Божиего Суда? Да не будет! Будем помнить всегда о том,что задача жизни христианина состоит в том, чтобы стать чистой Божией пшеницей.Да сохранит всех нас Господь Иисус Христос от страшной, ужасной участи, котораяпредстоит всем тем, кто соблазняет людей, кто их мучит! Аминь.

21 ноября 1949 года

Противоядие от беснования – Священное писание
Слово на Евангелие от Луки, 8, 26–39.

  Евангельскоеповествование об исцелении гадаринского бесноватого заставляет задуматься, нет ли бесноватых и в наше время, и было ли возможным их исцеление только в древниевремена? Увы, есть они и сейчас, и довольно много. Не всякий душевнобольной– бесноватый. Есть многие виды душевных болезней, о которых нельзя сказать,что это бесовская одержимость. Но надо знать, что причины многих душевных болезней,в том числе буйного помешательства, не известны даже самым лучшим психиатрам.Мне же представляется несомненным, что в числе буйнопомешанных есть известныйпроцент подлинно бесноватых. Но есть и много людей, которых никто не называетсумасшедшими и которых вместе с тем с полным правом можно назвать бесноватыми.
  Кто же такой бесноватый?Это человек, одержимый духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12). О бесах, об их начальнике – сатане много написано в Священном Писании. Сам Иисус Христос многораз изгонял их из людей и сказал совершенно определенно о том, что бесы, покинувчеловека, могут снова возвратиться: «Когда нечистый дух выйдет из человека,то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идети берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. И бываетдля человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24–26).
  Как нам не веритьв существование диавола и бесов, когда мы знаем, до какой безмерной дерзостидошел сатана, – искушал Самого Господа Иисуса Христа после Его сорокадневногопоста в пустыне. В Священном Писании – Евангелии и в Посланиях апостольских– приведен целый ряд указаний на то, что князь мира сего (Ин. 14, 30) господствуетуже. Он всегда среди нас, в окружающей нас атмосфере, и вместе с ним легионыслуг его.
  Сатана – враг родачеловеческого, в безмерной злобе своей он стремится погубить нас, истребитьв наших сердцах следы веры в Господа Иисуса Христа и подчинить нас своей воле.И он, и падшие ангелы его беспрестанно преследуют и терзают нас.
  Есть много людей,по своим нечестивым делам и мыслям, по совершенному отсутствию веры в Бога легкодоступных духам злобы. Сердца их служат жилищем бесов. Таким людям ничего не стоит вырезать семью в пять человек, зарезать маленького ребенка; они всю жизньсвою проводят в грабежах, пьянстве, разврате. Это ли не бесноватые?
  А что скажем мыо нас самих, о христианах, знающих, что есть сатана, боящихся его и духов злобыподнебесных? Мы свободны от одержимости бесовской? Постоянно, каждый день, каждыйчас проникают бесовские силы в наши сердца. Ибо разве мало в нас гордости, злобы,человеконенавистничества? Разве мало есть людей, которые, помолившись в храме,возвращаются домой и начинают поедом есть своих ближних? Есть, к стыду нашему,даже такие, которые способны на воровство и на блуд, которые легко доступнысиле бесовской, всякой похоти и страстям.
  Но не будем говоритьо тех, которых можно назвать игралищем бесовским. Поговорим о состоянии душитех, кто не крадет, не прелюбодействует, не сквернословит, не предается страстям,о тех, кто ведет жизнь как будто безупречную, кто предан полезной для людейработе, например, врачебной. Недавно ко мне как к профессору пришла молодаядевушка-врач за лечением. «Расскажите, в чем дело?» – «Да вот, неврастения менямучает». – «В чем же она проявляется?» – «Нет у меня покоя: всем раздражаюсь,малейшее замечание на работе выводит меня из себя, тут же теряю самообладаниеи без конца плачу от всякого пустяка».
  Я знаю, что такоеневрастения, и для меня ясно, что это совсем не она. Начинаю анализировать душевноесостояние девушки, расспрашиваю обо всем, узнаю ее интересы – хирургия и ещенемного другого – душевного порядка: немного литература и искусство.
  «Чем вы живете?Толъко хирургией? Этого немного мало. Вы делаете первые шаги в хирургии, а я прошел длинный путь, дошел до славного конца и скажу вам, что это для меня совсемне главное».
  Есть нечто неизмеримоболее важное. Душа человеческая бездонно глубока. Были величайшие христианскиеподвижники, которые всю жизнь проводили в неустанной молитве и посте. Глубинаих духовной жизни доходила до того, что они, подобно апостолу Павлу и преподобномуСерафиму Саровскому, были при жизни восхищены до третьего неба и видели то,что ждет всех святых в вечной жизни. Были подвижники благочестия, написавшиевеликие сочинения, дошедшие до нас, которыми мы питаемся как драгоценнейшейдуховной пищей. Все их помыслы и стремления были сосредоточены на важнейшихзапросах духа. Они обладали бесценным сокровищем – собранностью души на помыслахо Боге.
  Так ли живут сейчасвсе люди? Живем ли мы в глубинах нашего духа? Заняты ли мы помышлением о душе,о важнейших задачах, которые нам надлежит разрешить, – о нашей жизни? Нет, мызаняты домашними и служебными делами, погоней за почестями, за обеспеченнойжизнью, а запросы духа нам чужды. Люди не только не ищут собранности души, а напротив, стремятся заглушить все беспокойные запросы духа, ищут рассеянности:толпами идут в кино, предаются пошлым развлечениям. Они не выносят одиночества,им всегда нужно общество пустых людей, подобных им, с которыми они тратят времяв развлечениях, болтовне и сквернословии, картежных играх, – и тем отвлекаютсвои сердца и мысли от самого высшего.
  Так было и с тойдевушкой, о которой я рассказал. Почему она всегда плакала и была раздражена?Потому что душа ее не знала покоя, она духовно голодала.
  Древний христианскийписатель II века Тертуллиан удивительно глубоко и верно сказал: «Душа по природехристианка». Если она не питается духовной пищей, то наступает тяжелое хроническоеголодание. При духовном голоде, как и при телесном, человек становится раздражительным,и из его глаз легко брызжут слезы. И нет ему покоя, и не может он забыться ни в каких развлечениях. Это признак того, что человек поддался бесовским ухищрениям.
  Почему же людипопадаются на бесовские уловки?
  Человек живет в общественной среде, его миро-понимание, его мысли, желания, дела определяютсяв огромной мере воздействием той среды, которая его окружает. Если здоровыйчеловек будет долгое время находиться возле чахоточного больного и дышать воздухом,насыщенным мельчайшими брызгами мокроты, содержащими туберкулезные бациллы,то, вдыхая этот воздух, он сам заражается. Подобным образом заражаемся мы и от больных гриппом.
  Так и в жизни духовной.Если человек живет, в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнови развращенности, глупости и пошлости, в обстановке безудержных человеческихстрастей, то его душа не может не заразиться скверной.
  Куда же нам уйтиот этой смертельной духовной опасности? Где наша защита от бесов? На все трудныевопросы ищите ответ в Священном Писании. Противоядие от заразы дал нам несколькотысячелетий назад святой пророк Давид: «Только в Боге успокаивается душа моя;от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое» (Пс. 61 — 2–3).
  Если мы будем занятыполезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда лукавый с позором покинет нашесердце. Но бывает, что враг снова возвращается и находит полное гостеприимство,ибо мы вновь легко и быстро допускаем нечистоту и злобу в свои сердца. Тогдаидет он и берет с собою семь духов других, злейших себя, и, войдя, живут в нем;и бывает для человека того последнее хуже первого.
  Да не будет ни с кем из нас никогда этого страшного несчастья, и не найдут духи злобы поднебесныедоступа к нам! Да будут сердца наши всегда чисты и святы! Аминь.

12 ноября 1944 года

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Христианские притчи для чтения и размышления

  ***  Жил-был на светеодин каменотес. Он так много и усердно работал, что Бог его полюбил и вызвалсяисполнить любое его желание. Впрочем, сам каменотес об этом ничего не знал и продолжал день и ночь долбить скалу.

 
Социальное служение

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии примет участие в работе общественной выставки-форума «Православная Русь» в Москве

 Екатеринбург,19 октября 2007 г., «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс