Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (451) → «Долг каждого российского патриота — переняв от старших братьев эстафету верного служения Отечеству, делами своими продолжить традиции наших великих предков»

«Долг каждого российского патриота — переняв от старших братьев эстафету верного служения Отечеству, делами своими продолжить традиции наших великих предков»

№34 (451) / 1 сентября ‘07

Социальное служение

 Вопросам духовно-патриотическоговоспитания молодежи в последнее время в нашей стране уделяется большое внимание.И это радует – молодое поколение должно знать историю своего Отечества, гордитьсяэтой историей, быть готовым встать на защиту своей Родины.

 Немало интересныхи душеполезных мероприятий по духовно-патриотическому воспитанию молодежи прошлов нынешнем году в Екатеринбурге в рамках фестиваля православной культуры «Царскиедни». Мой разговор сегодня – c руководителем Отдела культурного наследия Екатеринбургскойепархии Александром Николаевичем Черепановым и сотрудником Отдела по работес молодежью Екатеринбургской епархии, руководителем секции военно-историческихпроектов суворовско-нахимовского клуба Александром Валентиновичем Жихаревым.
 Вместе с моими собеседникамимы обратимся к истокам духовно-патриотического движения в России, поговоримо том, что и как мы можем взять из героического прошлого прежней России для воспитания современной молодежи.
 – Итак, с чеговсе начиналось?

 Слово – АлександруНиколаевичу Черепанову:
 - Еще в прошломгоду ко мне как к одному из координаторов проведения фестиваля «Царские дни»обратился руководитель секции военно-патриотических проектов суворовско-нахимовскогоклуба Александр Валентинович Жихарев. Было поставлено три вопроса: приглашениев Екатеринбург на «Царские дни» императорских кадетов из-за рубежа; организацияи проведение выставки «О воспитании русской военной молодежи Императорской Семьей»;третий вопрос был связан с обеспечением информационной поддержки фестиваля в области и тематике, близких суворовско-нахимовскому клубу.
 Практическирешились все вопросы: выставка состоялась, Владыка благословил приезд высокихгостей… Но срок был очень короткий, и они не смогли к нам приехать. И мы задумались:раз есть такое рвение, надо его поддержать дальше. И мы решили провести в Екатеринбургесъезд. Съезд, который императорские кадеты ежегодно за рубежом проводят самостоятельно.Но, подумав о том, что данное мероприятие может оказаться достаточно «однобоким»,потому что императорские кадеты непоколебимо держат свою веру, основу, символику,– мы решили пригласить их для участия в нашем собственном мероприятии.
 Тогда мы,понимая великое значение «Царских дней», задумали провести Собор. Он выразилсядаже в названии – Всероссийский православный патриотический Собор «Защитим Отечествоверою». И началась подготовка. Но в конечном итоге мы поняли, что, в большейстепени, все это созрело пока только в наших возбужденных головах, а общественноемнение к этому еще не готово. Тогда мы решили осуществлять свою деятельностьпоэтапно. И в этом плане встречались с казачеством, на что они откликнулисьпроведением таких событийных вещей в рамках фестиваля «Царские дни» в нынешнемгоду, как Межгосударственный Совет атаманов казачьих объединений, персональнаявыставка рисунков и акварелей Светланы Наймушиной, посвященная жизни гребенскихказаков. По этому же замыслу начал действовать и Отдел по работе с молодежью,который провел Всероссийский форум православной молодежи «Защитим Отечествоверою».
 В настоящеевремя идет серьезная работа по объединению суворовцев, нахимовцев, кадетов во всероссийском и даже международном масштабах.
 - Какие-то итогиработы уже можно подвести сегодня?
 - В результатемы поняли, что приходим к одному: к некоему результату, который был провозглашенна прошедших «Царских днях». В нашем представлении это Всемирный Собор, но готовитьсяон должен не Москвой, а идти от народа: от казачества, суворовцев, от православноймолодежи.
 Такую задачумы для себя поставили на ближайшее время и начали двигаться в этом направлении.

 Разговорпродолжает Александр Валентинович Жихарев:
 - Идеи, которыеобсуждались в свете подготовки к дням памяти Святых Царственных Страстотерпцев,появились давно и, в принципе, эти идеи – знаменные. Как в переносном, так и в прямом смысле. Я много лет занимаюсь вопросами эффективности развития обществасамых различных стран. Но, поскольку я сам – бывший суворовец и живу в России,меня больше всего интересовало обратное: почему у нас возникает неэффективностьв российском обществе, какие силы на это влияют? Получается, что выход на патриотическиесоображения для меня оказался двойным обретением. Первый раз я пришел к этому,будучи воспитанником суворовского училища, когда мне с малолетства стали говорить:вот она – Родина, вот – присяга, вот – честь, достоинство и все прочее… А второйраз, уже будучи взрослым и имея социологическое образование, я пришел к аналитическимвыводам: эффективность общественного развития была для меня просто рабочей научнойтемой.
 - Каким образомВам пришлось взаимодействовать с Церковью?
 - Патриотизмкак некая научная и практическая парадигма – в конце концов все равно это –любовь. А любовь – это глас Божий, иначе никак. И поэтому, наблюдая положениевещей в кадетском движении, я могу сказать, что кадетство – это определеннаяментальность, которой неукоснительно поддерживается часть нашего российскогообщества. Сегодня на нашей территории насчитывается более ста тысяч человек,которые в свое время закончили суворовские и нахимовские училища. Большей частьюэто отслужившие офицеры. Добавьте к этому еще и зарубежных кадетов (последнийкадетский корпус выпускал своих воспитанников вплоть до 1948 года на территорииЮгославии)… Это те кадетские корпуса, которые в королевство Сербии и Хорватоввывез из России Врангель.
 - Почему быливыбрано именно это королевство?
 - КорольСербии и Хорватов был выпускником Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, и, естественно,покровительствовал кадетам. И даже с наступлением советских войск в ВеликойОтечественной войне немцы оставили кадетские корпуса в их самобытном состоянии.Но когда на территорию Югославии пришла советская власть, советская действительность,они не устояли. Им пришлось рассеяться по миру. Но с 1967 года под девизом «Рассеяны,но не расторгнуты» начинают объединяться и проводят съезды выпускники императорскихкадетских корпусов.
 По электроннойпочте мы общаемся со многими этими выпускниками. Они несут с собой очень серьезнуюкадетскую парадигму, которая была осмыслена и воспринята на нашей советскойтерритории наиболее передовой частью суворовцев.
 - В чем заключаетсяэта парадигма?
 - Характеризоватьее можно следующим образом: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». В этой ментальностисоздаются уникальные образовательно-воспитательные условия, чтобы Россия пополняласьхорошей правящей элитой: хорошими военными специалистами и начальниками, хорошимигосударственными деятелями, которые радели бы за Россию и улучшали политические,технические и экономические, творческие, государственные и духовные задачи.В современной России эта парадигма пока не реализуется, но мы к этому идем.
 - Каким образом?
 - Суворовскиеучилища в нашей стране появились в 1943 году, по постановлению ВЦИК, в которомбыло решено создать учебные заведения для детей-сирот офицерского состава и военнослужащих, погибших на войне, по типу кадетских корпусов. Вот эта маленькаясвязочка сыграла огромную роль. Суворовские училища были действительно образованы«по типу», из запасников нашли форму – первые суворовцы ходили в императорскийкадетской форме. Новых воспитанников стали воспитывать в советских настроениях,но вся педагогика, методика и дидактика осталась такой, какой была в кадетскихкорпусах – служить Отечеству верой и правдой.
 За прошедшеевремя появилась плеяда выпускников суворовских училищ. И сейчас, находясь ужев серьезном возрасте, на информационном переломе девяностых годов прошлого столетия,советские суворовцы задумались о создании собственных объединений, стали помогатьдруг другу, передавать подрастающему поколению традиции.
 Сейчас готовитсядевятнадцатый по счету съезд зарубежных кадетов, и он будет первым всемирнымобъединительным съездом всего кадетского движения. В рамках этого форума можноснять проблему, которая сейчас пока существует – название «суворовец», а не «кадет». По большому счету, звание «суворовец», «нахимовец», «ушаковец», «жуковец»и так далее – это славное имя, которое дается этим воспитанникам и выпускникамвоенных училищ как некая марка чести.
 - С французскогоязыка слово «кадет» переводится дословно как «маленький будущий правитель».Таким образом, если мы говорим сейчас о необходимости воспитания национальнойэлиты, которая будет мудро управлять страной, то можно рассматривать вопростак, что нынешние выпускники суворовских училищ – будущие правители?
 - Другоедело, что, в отсутствие национального проекта по формированию национальной элиты,наши выпускники рассеиваются даже в родной стране. У многих из них, к сожалению,нет того трепетного ревностного отношения к своему делу, которую имела системаобразования в императорский период.
 Из историимы знаем, что Великий Князь Константин Константинович Романов, который в 1918году принял мученическую смерть от рук большевиков-богоборцев в шахте под Алапаевском,был покровителем кадетских корпусов. Он лично руководил ими, управлял всемипроцессами, много ездил, встречался с кадетами, вел большую образовательнуюи воспитательную работу.
 - В начале разговораВы отметили, что прикасаетесь сейчас к знаменным идее и теме. О чем идет речь?
 - Мы должныподнять наши знамена – фактические и духовные. «Знамя», «знамение» – однокоренныеслова и имеют одну серьезную первооснову. Знамя как воинский предмет выполняетвоенно-технологическую функцию, но это не простой воинский предмет, это святаяреликвия, за которую проливается кровь, перед которой склоняется колено и котораянаходится над головами людей. То есть – знамя ближе к Богу.
 Когда мызаинтересовались кадетским движением, то перво-наперво поставили вопрос о воссозданиизнамен кадетских корпусов. Появилась программа «Стяги России» – по возвращениюимператорских знамен в Россию. Кто-то рассматривает эту программу в буквальномсмысле слова: то есть нашли где-то знамя и возвратили его на историческую родину,что называется возвращением культурных ценностей. Но, по большому счету, этапрограмма имеет огромный духовный, идейный смысл: мы поставили вопрос о возвращенииоблика знамен. Ведь для нынешних мальчишек, будущих защитников Отечества, главное– видеть образ. Знамя – это уникальный предмет: свое у каждой воинской части,оно не тиражируется. Мы говорим сейчас уже о предметах, которые приобрели сакральныйхарактер, то есть они являются реликвиями. И этот образ воинской реликвии можноснять, скопировать, то есть воссоздать те реликвии, которые в настоящее времяполностью утрачены.
 Почему жеэта программа является знаменосной, сакральной? Потому что с помощью тех проектов,которые стали развиваться на основе этой программы, появилась фундаментальнаяидея подведения черты гражданской войны.  Представьтесебе, что сейчас произошло благодаря нашей общественности. Президентом Россииподписана программа о реорганизации государственных Военных Сил России. В этойпрограмме был воинский раздел, где было сказано: поменять внешний вид знаменс 2008 по 2010 год на новые образцы.
 Что такоецеремония получения знамени для воинской части? В его древко забивается большоеколичество гвоздиков – от командира полка и далее – по ранжиру, до рядовых солдат.И это очень важно: часть уже воюет под этим знаменем, скрепленным воинским братством.И хотя наше предложение по введению статуса «военно-историческое знамя» не былоутверждено, был введен новый статус «воинская реликвия». То есть раньше прежнеезнамя сдавалась в Центральный музей Вооруженных Сил – там в подвале стоят тысячизнамен. Мы настаивали, что знамя должно оставаться в полку – это была традицияимператорской армии. Из истории мы знаем, что в России было несколько полков,которые имели полную коллекцию всех императорский знамен от своего основания.То есть новый император вводил какие-то новые вензеля, частично менял раскраску,но в основном знамена оставались узнаваемыми.
 Сейчас намеще предстоит отстоять введение этого нового военно-исторического статуса –«военно-историческое знамя». И мы хотели бы провести церемонию прибивки знаменик древку в особом Орлово-Бахтина кадетском корпусе на первом съезде кадетов.
 - Почему именноэтот корпус стал особым предметом вашего внимания?
 - Давайтеопять вернемся к истории. Кадетский корпус Орлово-Бахтина был создан в декабре1843 года. Орловское суворовское училище было создано в 1943 году. Орловскоесуворовское училище не смогло въехать в здание кадетского корпуса, потому что при отступлении немцев из Орла они его просто взорвали. Была надежда его восстановить,но она растаяла.
 Генерал Бахтинорганизовал это учебное заведение на собственные пожертвования в два миллиона,за что ему и был пожалован генеральский титул, и была введена медаль имени Бахтина– за благоволение юношеству.
 И теперьмы переходим к Царским дням. Темы воспитания русской военной молодежи, подведенияитогов гражданской войны должны быть одними из главных во время их проведенияв будущем. Если на «посту номер один» будут выставляться все знамена, наши мальчики,воспитывающиеся в готовности служить Родине, смогут все это видеть. Они не будутвидеть белых, красных, черных и других политических разрезов, они будут видетьединую историю России. Почитание и понимание этой истории можно рассматриватькак уникальный отремонтированный мост – без той трещины, которая катастрофическивозникла в России и которая характеризовалась огромным духовным падением нации.
 АлександрНиколаевич Черепанов в свое время был приемным консультантом программы «СтягиРоссии», живо отнесся к нашим предложениям, поэтому у нас возникли такие доверительныеотношения и сотрудничество. Он пригласил нас к участию в Царских днях, где мыпредставили выставку «Воспитание русской военной молодежи». Здесь речь идетуже о целом пакете развития духовного знания. Каким образом я предложил этосделать? Провести Собор «Защитим Отечество верою». Этот же девиз взяли для себяи участники первого съезда кадетов. Потому что он как нельзя лучше подчеркиваетнашу русскую уникальность и является серьезной объединительной формулой.
 Вроде бывоодушевившись, что мы нашли форму – Собор, через некоторое время мы поняли,что находимся на не совсем правильном пути. Речь идет не о том, чтобы простособрать людей на коллективное мероприятие и назвать его Собором, по сути дела,то же самое, что организовать большой «круглый стол» или съезд. А речь о том,чтобы людей собрать духовно. Задумались над тем, каким образом мы можем этосделать и при чем тут Царские дни? Сегодня мы, наверное, на правильном пути:есть такое ощущение, что мы нашли то, что надо.
 - На чем же оноосновано?
 - Преждевсего, мы поднимаем вопрос о покаянии. Философия нашего православного мира такова,что именно покаяние становится стержнеобразующей традицией. Покаяние перед Богомза полный или частичный отход от Него. И признание того, что все, что произошло– кровавое месиво ради политических и теоретических интересов, – это полноебезбожие. И вот это признание являет собой результат соборной деятельности.Соборность – это уникальное русское явление, которое присуще только нашему духуи нашему православию. Мы действительно долгое время были в тупике, из которогосейчас только-только начали выкарабкиваться.
 - Что же конкретноВы предлагаете?
 - Мы предлагаемразличные формы, разделяющие соборную философию, разделяющие представления о том, что произошло, привести к определенным итогам. Первый и очень важный итог– покаянный. Но не в режиме всенародного покаяния – «равняйсь с миром покаяться!»а в режиме именно исконного, традиционного. То есть каждый человек, участвующийв этом мероприятии, благодаря этому мероприятию обретает смысл Покаяния. То есть ему просто открывается какой-то шлюз откровения, и он произносит свои покаянныеслова перед образом, перед товарищами, перед собой лично. Поэтому везде, гдебыло написано «всенародное покаяние», мы внесли свою поправку и написали «принародноепокаяние».
 - Как это можетвыглядеть?
 - Не такдавно мы разговаривали с казачьими атаманами, приглашали их провести в ЕкатеринбургеВсемирный Собор казачества (не получается по техническим и организационным причинам).Но все равно они согласились, что в дальнейшем на любом их мероприятии — будьто казачий круг, малый круг, совет – искорка принародного Покаяния начнет светиться.Я полагаю так, что внутри самого мероприятия произойдет откровение атамана,где атаман как человек, пользующийся определенным воинским и политическим авторитетом,откроется людям, он сделает свое заявление перед этим казачим кругом. Казачийкруг потом примет примерно такие же по тону, по смыслу и по духовному содержаниюобращения. Обращения к более широкому казачьему кругу, где идет признание кровопролития,признание обезбоживания. Это и призыв, и просьба и мольба.
 Сущностьэтого обращения – молитва к Господу Богу, в которой мы просим прощения за всенаши вольные и невольные прегрешения.
 Для зарубежныхимператорских кадетов их съезды как механическое соединение людей в одном залеуже просто не интересны. Они хотят передать молодому поколению свои воинскиетрадиции. А основа этих традиций, ориентированных на служение России, – этодуховный стержень. Они привезут свои раритеты, свои истлевшие знамена будутпередавать. Но если они не почувствуют, что произошла реальная духовная спайкасоветских суворовцев, которые повзрослели, возмужали, умудрились опытом и раскрылисьдушой – это будет банальный обмен опытом работы. Поэтому я думаю, что наши тезисыдолжны быть поддержаны общественностью. Давно пора поставить точку и в названиях:не может быть споров между суворовцами и кадетами по самому названию, потомучто они – носители некоего титула своего учебного заведения.
 - Александр Валентинович,а какие шаги Вы намерены предпринять в своей дальнейшей деятельности?
 - Считаю,что должен появиться далеко не рядовой, а исключительный документ, в котором бы высказались и казаки в виде их обращения к казачеству и Патриарху, и православнаямолодежь, представители общественных организаций. В нем должно быть выделенопровозглашение движения за проведение народного собора. Наверное, сейчас для этого собора напрашивается такая формула: «Собираем, укрепляем, защищаем настоящуюродину». Защищаем, а не защитим. Недавно я провел социологическое обследованиесреди молодых людей, в котором задал им два вопроса: «Кто такой защитник Родины;считаешь ли ты себя таким защитником?»
 - И что же ониотвечали?
 - «Человек,который должен защитить Отечество, или человек, который отдал свой долг Родине».И очень маленькая, узенькая полосочка с ответами: «Люди, которые служат России».Здесь и сейчас, то есть в настоящем времени. И отсюда у меня пошло предложение,чтобы во все названия наших мероприятий и программ вошли глаголы настоящеговремени, то есть «укрепляем и защищаем» Россию верой и правдой. Не «защитим»завтра-послезавтра, а может быть, через год. А «защищаем» сейчас. Наше мировоззрениедолжно актуализироваться здесь и сейчас, и навсегда. И наша миссия в том, что мы собираем, мы укрепляем и мы защищаем Россию сегодня. Защищаем, прежде всего,верой и правдой.
 И когда мыбудем так это делать, то инструментальная защита – вооруженная защита техническимисредствами, политическими технологическими средствами – у нас удастся.
 Здесь просматриваетсяеще одна грань – волонтерско-просветительская, то есть уже практическая программапо распространению этих мыслей, которые я хотел донести до читателей газеты.Этим могут заниматься молодежные, военно-спортивные, православные клубы.
 К примеру,есть село, в котором разрушается храм. В наши планы входило его восстановление?Да. Мы какие-то усилия уже прилагали? Да. Так давайте же делать еще. И тогдалюди поймут, что все это делается на «единую ось» – то есть восстанавливая храми помогая своему священнику, мы собираем, укрепляем и защищаем Россию. И нашакакая-то локальная акция имеет для этого огромное значение. У всех будет ощущениебольшего единства и большей сообразности – зачем все это делается.
 Помогая старикам– собираем, укрепляем Россию; помогаем сиротам – собираем, укрепляем. Тогдаэто будет звучать как национа-льная идея.
 Вообще любоеобщество существует, чтобы не плодить законы, а выполнить какую-то свою главнуюмиссию. Жить, растить детей, убирать хлеб – и все это осуществлять в правде,в благости, нормально и гармонично. И перспективно, надежно. Чтобы дети не заболели,чтобы нас не тронули никакие лихолетья. Если правовая реальность духовно не осмыслена, она никчемна.
 Что такоеосмысленное общество? В нем перед декларацией должно существовать духовно-нравст-венноеосмысление ее – национальная декларация, отвечающая на вопросы: зачем и куда?У нас эта национальная декларация находится в таком секвестируемом состоянии;перед Конституцией числится. Маленькая, в несколько строк. Душу русского народаона не раскрывает, осмысленность она не дает. Декларативный слой любой Конституциидолжен нести духовно-нравственное основание, отвечающее на вопрос, зачем этообщество живет.
 В Российскойимперии люди жили по заповедям Христовым, то есть главным нравственным документомбыла Библия. Иерархия была понятной: Государь – помазанник Божий. Чему мы служими зачем? Россия живет под Богом, по Божиим Законам – и все понятно. Девизомгосударства были прописные истины, нравственность у людей была в самой душе.Конечно, были и законы строительства отношений, правовой слой. Но под реальностьюсуществовала нравственная, духовная реальность в виде Закона Божия.
 Да, мы можемсказать, что в православном идеале перед Конституцией стоит «Символ веры», но есть многоконфессиональные проблемы… Пусть этот документ просто называется «Россия».К примеру, я сейчас работаю с областным правительством и предлагаю им национально-патриотическуюконцепцию Свердловской области назвать «Опорный край державы». И она дает полныйразветвленный комментарий: почему это держава, почему опорный край, на чем складываютсядоказательства этому. Понятно, что это крылатая фраза, но она уже поставленана герб, она уже превращена в символ.
 В своей беседемы кратко обозначили те грани, которые нам хотелось бы реализовать в ближайшеевремя. Нам нужна помощь многих и многих неравнодушных людей, готовых объединитьсяпод девизом «Рассеяны, но не расторгнуты», суть которого – подлинное стояниев Правде (мы все помним известное изречение Александра Невского «Не в силе Бог,а в правде!»). Пусть верность этому девизу и послужит путеводной звездой всенародногодвижения по объединению России. Долг каждого истинного патриота Родины – перенявот старших братьев эстафету верного служения Отечеству, делами своими продолжитьтрадиции наших великих предков.

Беседовала Лидия Ежкова

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 21 сентябряРождество Пресвятой

 
Социальное служение

Священник Игорь Бачинин: «Кто делает себя рабом хотя бы одной похоти, в конце будет порабощен всеми пороками — это закон духовной жизни…»

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневны и болезненны проблемы пьянства, табакокурения, наркомании, игромании, компьютерной зависимости для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неотвратимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ – таковы плоды преобразований, происшедших в Отечестве.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс