Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (449) → Божия избранница

Божия избранница

№32 (449) / 15 августа ‘07

Социальное служение

 В начале прошлогостолетия в Екатеринбургскую епархию из московского монастыря прибыла никомуне известная молодая инокиня. Рассудительная и энергичная, она сразу была направленав верхотурскую Покровскую женскую общину, которая переживала тогда не лучшиевремена.

Духовник инокини Ольги (так звали прибывшую) – верхотурский старецАрефа (Катаргин), ныне прославленный в лике святых, – считал, что она лучшечем кто-либо справится с обустройством жизни в общине. Эти предположения оказалисьверны: через несколько лет небольшая община стала вполне благоустроенным монастырем.Инокиня Ольга была благочинной этой обители девять лет.
 Могли лизнать тогда сестры верхотурского монастыря, что их скромную благочинную будутнекогда почитать как великую подвижницу, основательницу монастырей и молитвенницу,сподобившуюся еще при жизни принять от Бога благодатные дары…

 Богом уготованныйпуть
 Ночной мраки тишина по всей Перми. Спит город, спит и многочисленное семейство купца Кокорева.И лишь в одном окошке его дома горит огонек. Это теплится лампадка в комнатеего малолетней дочери Ольги. Сама купеческая дочь, облачившись во все черное,застыла перед иконами, лепеча молитву. Это ее тайна, ее мечта – стать монахиней,и такими ночными бдениями она готовит себя к будущей подвижнической жизни. Утром«монашка» (так в шутку называли Ольгу ее домашние) побежит на раннюю службув храм, а если, тревожась за нее, мать запрет двери, то, как всегда в такихслучаях, она выберется в форточку, но на богослужение все равно попадет – онане пропускает ни дня.
 Девочке Оледействительно было суждено стать монахиней, причем начался ее иноческий путьбеспримерно рано: восьми лет от роду ее приняли послушницей в Успенскую монашескуюобщину Перми. Вступление на этот путь сопровождалось различными предзнаменованиями.В тот момент, когда ее облачали в послушническое одеяние, раздался удар монастырскогоколокола: благовестили ко Всенощной на Преображение Господне. «Игуменией будешь,— полушутливо-полусерьезно сказала начальница общины, — в первый раз одеваюпослушницу с колокольным звоном». А однажды маленькая Ольга увидела во сне величественногоепископа, который держал в руках небольшую коробку, полную светлых крестиков.На дне ее был виден большой игуменский наперсный крест. «Тут — вся твоя жизнь»,— сказал архиерей будущей игумении Руфине.
 О дате своегопострижения в рясофор Ольга также узнала чудесным образом: этот день предсказалей один блаженный, знакомство с которым произошло, когда послушница Ольга, будучиуже 19-ти лет, была переведена в Соликамский Иоанно-Предтеченский монастырь.Однажды Василий Иванович (так звали того блаженного) передал ей восемнадцатьсвечей со словами: «Вот на свадьбе, на свадьбе-то твоей и поставишь эти свечечки…»Ольга смутилась, не поняв слов юродивого, однако вскоре все встало на свои места:именно 18-го числа, в октябре 1898 года, Ольга сочеталась Небесному Жениху.Василий Иванович в прикровенной форме предсказал инокине Ольге и всю ее последующуюсудьбу. Он приготовил ей странное угощение: смесь из соли, перца, горчицы и полыни. «Не отведаешь горького — не вкусишь и сладкого», — сказал он девице.Превозмогая отвращение, Ольга вынуждена была покориться и пить. К ее изумлению,горечь постепенно стала исчезать, сменяясь приятным вкусом, и, наконец, питьесделалось слаще меда. Годы спустя, вкусив горечь страданий, приготовленных ейуже самой жизнью, но вместе отведав и утешительную сладость Божией благодати,игумения Руфина поняла значение этого пророчества.

 Под мудрым руководством
 В тот жесоликамский период жизни у инокини Ольги произошла еще одна знаменательная встреча– с будущим ее духовником и наставником отцом Арефой (Катаргиным). К моментуих знакомства у Ольги уже имелся хороший духовный фундамент, заложенный в годыжительства в пермском Успенском монастыре. Его настоятельница, игумения Руфина(Брезгун), была из числа насельниц нижегородской Крестовоздвиженской обители,той самой, в которую преподобный Серафим Саровский отправлял многих боголюбивыххристианок, стремившихся к монашеству. Вероятно, правила и устав Крестовоздвиженсткойобители были введены матушкой Руфиной и в Успенском монастыре в Перми. Так,за трапезами и во время богослужений сестрам читались творения святых отцов.Книги духовного содержания, например, сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова),сказания о жизни современных подвижников благочестия сестры читали в свободноевремя. Кроме того, настоятельница никогда не упускала возможности лично побеседоватьс сестрами, дать необходимые наставления. В таких условиях росла и духовно укрепляласьОльга Кокорева.
 В моментсвоего знакомства со старцем Арефой Ольга переживала сложный период: ее началотяготить послушание благочинной Соликамского монастыря, в особенности уважениеи почет, которые оказывали ей сестры. Боголюбивая душа инокини жаждала уединенияи сугубого погружения в молитву. По благословению архимандрита Арефы, в 1899году инокиня Ольга перешла в московский Страстной монастырь, где, как ей представлялось,она могла начать «сугубо духовную жизнь». Опытный духовник предвидел грядущееразочарование, бывающее от преждевременной ревности и самонадеянности молодыхподвижников. И действительно, три года спустя она вернулась в Пермскую губернию,только уже не в Соликамск, а поближе к своему духовному отцу — в верхотурскуюПокровскую женскую общину, ставшую через несколько лет монастырем. По инициативеинокини Ольги там были организованы различные рукодельные мастерские, изделиякоторых вскоре начали пользоваться большим спросом. Ее трудами был создан прекрасныйхор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально послушать пениесестер.
 Современникиуже тогда видели лучшие черты в характере инокини Ольги — талант к руководству,силу воли, способность к самоотверженному служению ближним. Когда в Пермскойепархии встал вопрос о возрождении старинной Чердынской Иоанно-Богословскойобители, именно благочиннуюверхотурского монастыря сочли наиболее способнойк этому многотрудному делу.
 На местонового служения сестра Ольга отправилась уже после пострига в мантию с именемРуфина.

 Монастырь в Чердыни
 В Чердынив то время стояли трескучие морозы. Первое, что увидели матушка Руфина и приехавшиес ней сестры, добравшись до места, – полуразрушенный храм и две сторожки. У новоприбывших не было ни денег, ни хлеба, ни дров. Последующие месяцы сталидля сестер настоящим испытанием; они очень нуждались, но не теряли упованияна Бога. За три года, с Божией помощью, заброшенный монастырь превратился трудамисестер в обширную обитель с двумя храмами, корпусами для сестер, образцовымкрестьянским хозяйством, практической школой садоводства и огородничества. Сестрышили, вязали, вышивали золотом, шелками и гладью по парче, бархату, шелку и полотну, ткали ковры, холсты и дорожки. При этом трудились и за пределами монастыря:по приглашению горожан они выполняли всевозможные домашние и хозяйственные работы,работали сестрами милосердия. Навыки этого последнего послушания очень пригодились,когда началась первая мировая война: часть сестер обители отправилась на фронтухаживать за ранеными.
 «Матушкародная, — писала одна из них игумении Руфине, — столько страдания кругом у нас…Cнаряд может и к нам залететь, но мы не боимся, не боимся плена, не бросим больных!Я лично лучше умру, но в палате у больных; так, надеюсь, и другие сделают».Оставшиеся в Чердыни сестры занялись благотворительностью: в военные годы примонастыре был открыт приют для детей-сирот. Обитель, насчитывавшая семьдесятсестер, содержала приют, в котором было семьдесят пять детей; аналогичных примеровистория русских монастырей не знает!

 «Будете гонимыза имя Мое…»
 Наступилтрагический для России 1917 год… С приходом к власти большевиков игумении и сестрам пришлось сполна вкусить всю горечь нового правления. В это страшноевремя жизнь игумении Руфины становится непрерывным подвигом самопожертвования.С постоянным риском для себя матушка посещает дома нуждающихся чердынцев, обнищавшихблагодетелей, которым приносит под монашеской одеждой кошелки с мукой и сахаром.Однако усиливающийся красный террор оставлял все меньше возможностей для подобнойдеятельности, жизнь матушки и сестер оказалась под угрозой. Матушка Руфина с сестрами выехала из Перми на Дальний Восток.
 Впервые за все годы иноческой жизни матушка оказалась вне стен монастыря: во Владивостокеего просто не было. Устраиваться пришлось на частной квартире. Даже самая скромнаяжизнь требовала тяжелейшего труда. Матушка стирала белье, полоскала его в проруби.Иногда, обессилевшая, она ложилась прямо на лед и отдыхала. Из-за этого началасьтяжелая болезнь печени, которая изнуряла ее все последующие годы и стала причинойсмерти.
 По свидетельствуодной из сестер, послушницы Августы Мичуриной, будущей схиигумении Ариадны,все трудности и невзгоды матушка переносила с истинно христианским смирениеми кротостью, без ропота.
 В новых условияхматушка вновь проявила свою неутомимую энергию и талант руководителя. Она нашлаблагодетелей, с помощью которых смогла устроить монашескую обитель. Однако новомумонастырю не была суждена долгая жизнь. В начале 1920-х годов власть на ДальнемВостоке сменилась, и игумения Руфина с сестрами были вынуждены перебраться в Китай, в Харбин. Матушка навсегда покинула Россию…

 Молитва за весьмир
 Сразу по прибытии в Харбин матушка слегла – началась тяжелая болезнь печени. Однаждыиз-за сильного приступа матушка впала в забытье. «Видим, — вспоминали монахини,— матушка поднимает руки, открывает широко глаза и кротко произносит: «О ничтожноечеловечество! Чего ты лишаешься! Господи! Пошли мне какие угодно страдания,но только не лиши меня этой радости!» Крупные слезы катились по ее лицу. Когдаматушка немного успокоилась и увидела сестер, она сказала: «Сестры, сестры!Ведь я была на небе! Как там хорошо! Как много там святых, все в белых сияющиходеждах и с распущенными волосами, но я никого не узнала. Вдали видела я ГосподаИисуса Христа на престоле со славою и в великом свете»…»
 Вскоре в жизни матушки произошло еще одно необыкновенное событие, свидетельствующее об особом Божием благоволении к ней. В домовом храме основанной матушкой обителина глазах у нее и сестер обновился старинный Владимирский образ Богородицы.От иконы стали совершаться многочисленные исцеления.
 По отзывамсовременников, в это время в настроении и поведении матушки Руфины произошелперелом. Она и прежде отличалась крайним милосердием и состраданием ко всемстраждущим, но теперь, после многих скорбей, очистивших ее сердце, после совершившихсячудес и видений вера и любовь матушки Руфины стали поистине всеобъемлющими.«Матушка как бы возлюбила все человечество в его горестях и в его радостях и не могла пройти равнодушно мимо всякого человека, с какой бы просьбой он к нейни обратился», — вспоминала игумения Ариадна.
 Когда игуменииРуфине приходилось помогать нуждающимся, она отдавала все, так что и обитель,и она сама оставались без единой копейки. Люди, не понимая этих самоотверженныхпоступков, считали матушку богатой и ей же доставляли неприятности. Но матушкаободряла своих сестер, говоря: «Господь поможет, перетерпим». И никогда их упованиене было посрамлено.
 Вероятно,именно в харбинский период своей жизни матушка Руфина обрела дар слезной молитвыи начала молиться за весь мир. Одна из инокинь Богородице-Владимирской обителивспоминала: «Бывало, в ночное время выйдет матушка из келии своей в храм, подойдет<…> к образам <…> да и начнет молиться ей одной свойственной молитвой:как доверчивое, чистое дитя к отцу и матери, так и она, матушка, со слезамиприпадает и целует святые образа, изливая чистую и простую молитву о всех и за вся. И о болящих, и о скорбящих, и о сестрах обители, и о спасении роднойстраждущей России: «Владычица, для Тебя нет ничего невозможного! Спаси! Помоги!Исцели!» — говорит, бывало, вслух и ставит свечки к образам! А слезы так и катятсякрупными каплями…»
 Матушка обладалаи даром предвидения. Так в 1927 году она начала говорить о переводе своей обителив Шанхай, предугадав, что существование монастыря в Харбине скоро станет невозможным.Последующие события – захват Харбина японцами и гонения на православных – подтвердилиее предчувствия. В 1935 году было основано подворье Харбинской обители в Шанхае,вскоре туда были переведены все сестры.

 Последний путьматушки
 Между темприближался конец земного служения матушки Руфины… Летом 1937 года она почувствоваларезкое ухудшение здоровья. Врачи объясняли это новыми климатическими условиями.Сильное обострение болезни печени уже не оставляло надежды на благополучныйисход. Матушка давала сестрам последние наставления, благословляла прихожанШанхайской обители, находя для каждого особое слово любви. До последних минутсвоей жизни матушка Руфина заботилась о ближних: просила отправить доктору «горяченькуюпросфорочку», молилась вслух за никому не известную Веру. А 28 августа 1937года, в день Успения Богородицы, в окружении сестер обители и воспитанниц приютаматушка громко произнесла: «Колокола звонят, поют красиво, народу много, скорей,скорей, пустите, я пойду!», — и вскоре отошла к возлюбленному Господу.
 Вспоминаяо матушке Руфине, ее духовник отец Петр Триодин писал: «Ей было дано от природыто, что обычно приобретается долгим опытом духовной жизни, — слияние всех силдуши в одно духовно неразделимое целое. «Сыне, дай Мне твое сердце» — вот, что требует от нас Господь. И как бесконечно трудно бывает человеку обращаться к Богу не отдельными силами своей души — волею, чувствами, мыслями, а именно всемсердцем, как чем-то единым и всего человека охватывающим. У матушки Руфины подобнойборьбы с собою, со своими мыслями, чувствами, стремлениями как бы и не былововсе. Ее талантом, от Бога ей благодатно врученным, было всецелое, бездумноесамоотдание Богу. И этот талант она в землю не зарыла. Как цветок, обращенныйк солнцу, с младенчества росла она в своей устремленности к Богу — и такой осталасьна всем протяжении своей жизни. Богом и в Боге она жила — в каждом самом маломсвоем движении души, в каждом самом малом деле, в каждое мгновение».
 Матушка Руфинаотошла ко Господу, когда еще существовало разделение на Русскую Патриаршую и Русскую Зарубежную Церковь. Теперь, по милости Божией, это разделение преодоленолюбовью. И зримым символом нашего единства стало то, что недавно сестрами Ново-Тихвинскогомонастыря Екатеринбурга были подготовлены и поданы документы на канонизациюигумении Руфины.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1 сентября

 
Наш приход

Праздник храма – праздник прихожан

 В преддвериипрестольного праздника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимонакорреспонденты «ПГ» задавали священнослужителям и прихожанам следующие вопросы: - Что значатв Вашей жизни святой великомученик и целитель Пантелеимон и храм во имя его?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс