Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26-27 (443-444) → «Богоизбранный Тагил, или о Скорбященском монастыре»

«Богоизбранный Тагил, или о Скорбященском монастыре»

№26-27 (443-444) / 8 июля ‘07

Наш приход

В этой теме:

Наш приход
Земля Тагильская — Земля Святая

 Пожалуй,мы с вами уже привыкли к разного рода чудесам и аномалиям. Не в диковинку они.

Но сегодня я хочу рассказать действительно о чуде, которое стало известно мнев результате исторических изысканий.
 Да, многоесделано разными экстрасенсами, эзотеретиками и их начальниками и друзьями —«барабашками», чтобы позабавить Русь Православную, но сегодня вы увидитечудо другое, заставляющее благоговеть и радоваться, ибо это действительно чудо— чудо Божией милости.
Когда тагильчанин думает о православных святынях Свердловской области, ему в первую очередь приходит на память Верхотурье. В нем действительно собраны величайшиесвятыни Екатеринбургской епархии: мощи святого праведного Симеона Верхотурскогои всея Сибири чудотворца, чудотворная икона Богородицы, мощи других верхотурскихподвижников. Эти святыни находятся в двух верхотурских монастырях: Свято-Николаевскоммужском и Покровском женском.
 Помню, сам,когда участвовал в паломнической поездке к мощам праведного Симеона, был свидетелемчуда. Вхожу в храм, где они находятся, чувствую какой-то необычный запах — отмахнулся:ну мало ли где как пахнет? Но когда прикладывался к мощам, в нос мне ударилименно этот сильный запах. Серафим Саровский говорил, что присутствие СвятагоДуха выдают яркий свет, тепло, покой и благоухание. Не только мощи святого Симеона,но и всех верхотурских подвижников источают благоухание, правда, Симеоновы сильнее.
 Из двух святыньу нас есть печальные места убийства и уничтожения Царя русского, всей его Семьи— Святых Царственных Страстотерпцев и его родни — преподобномучениц ЕлисаветыФеодоровны и инокини Варвары и Великих князей Дома Романовых. Они расположеныв Екатеринбурге, в окрестностях города — в урочище на Ганиной яме и под Алапаевском,в урочище Межная. Многие уничижают Николая II, Царь он, может быть, был действительноплохой, но человек — хороший. Да и что он как Царь мог за последние 20 лет сделать,будь он даже хорошим? Такова была логика истории.
 Есть ещенесколько хороших монастырей — это мужской монастырь Всемилостивого Спаса и женский в честь Ново-Тихвинской Чудотворной Иконы Богородицы — оба в Екатеринбурге.
 Получается,что святых мест не так и много, а Тагил наш Нижний и вовсе обделен Божией Милостью.Но это было лишь до нынешнего года. Недавно я стал писать историю Скорбященскогоженского монастыря, который находился в Нижнем Тагиле до большевистской революции,и в результате этих изысканий мне открылись документы, говорящие об особой избранностинашего города.
 В 1855 году,когда в наш город еще не ходили поезда, из далекого Отенского-Трехсвятительскогомонастыря неведомо как сюда добрался его архимандрит.
 Действительно,мужской Отенский монастырь находился на реке Большая Вишера, в глухих лесахпод древним и славным когда-то Новгородом, по прямой оттуда до Тагила две тысячикилометров. А представьте себе тогдашние пути сообщения, да еще сан человека:ведь архимандрит — это последняя ступенька перед епископом. Поехал бы он простотак в далекий и, пожалуй, неведомый ему Тагил? Конечно же, нет.
 Он приехалк нам для закладки на Малой Кушве, недалеко от пруда, креста. Этот крест онзаложил камнями из Иерусалима, со Святой земли. Причину этого поступка первыйлетописец монастыря Сергей Павловский (его статьи тоже имеются в книге. — Ред.)указал как «архимандрит облюбовал», лишь позже он откроет истиннуюпричину беспокойства. Поистине, забыл представить: архимандрит Израиль.
 С 1855 годапрошло время, на месте креста вырос храм, его постройка окончилась в 1864 году.Но власти запретили освящать его, потому что купец Ив. Ив. Сергеев, завещавшийденьги на его постройку, хотел, чтобы он был кладбищенским, а кладбище у прудаи допускать не хотели.
 С 1864 годахрам одиноко стоял в Кушвинском лесу, рядом пролегал Невьяский тракт (ул.Красногвардейская),а в 1878 году открылось железнодорожное движение Пермь — Н. Тагил — Екатеринбург. И вот в 1883 году некие благочестивые женщины пришли к нему с намерением ни больше ни меньше как основать здесь свой монастырь. И дело пошло…
 Они появилисьвесной, сколько и кто там был, видимо, точно уже не установить, но известно,что руководила небольшой общиной Мария Невзорова. Добрым женщинам выделили дведесятины земли под дом, выделили место под кладбище за трактом (напротив Кушвинскойпожарной части), а храм по осени освятили в честь иконы Богородицы «Всехскорбящих Радость», приписав его в приход Введенской церкви.
 Трудно былоосновывать новые обители в XIX веке, потому что в то время все монастыри былиподелены на штатные, получавшие содержание из казны, и заштатные, кормившиесяза свой счет. Новым общинам, желавшим стать обителями, редко помогали. И вотв таких условиях дерзновенные женщины стали возводить монастырь. И, как видно,дела пошли сразу.
 В 1886 году,уже по железной дороге, в гости к женщинам приехал архимандрит Израиль. Лучше,если я поведаю вам о том, что он сделал для Тагила. Он в 1889 году прислал свойпортрет, на котором было написано: «Сей мой портрет прошу поместить в трапезеСкорбященского общежития, что на Малой Кушве Нижнетагильского завода, которуюя заложил по особому откровению Божию иерусалимскими камнями в 1886 году, испросиву гг. Демидовых две десятины земли в 1883 году, и послал свою лепту в 500 рублей».
 Вот так Тагил!По особому откровению Божию в нем закладывают монастырь!
 И мы, дорогиетагильчане, не обойдены Божией милостью и у нас есть особо избранные места!
 Каковы жебыли женщины, созидавшие монастырь? Вот что они писали: " Богадельня естьместо призрения сирых и убогих, не могущих сыскивать себе пропитание, мы жени с кем ставить себя в обязательства не намерены и не желаем».
 Вот такиммогучим духом за 20 лет небольшая община превратилась по сути в монастырь, и в 1904 году, 23 октября, эту суть Святейший Синод облек в подходящую ей форму— община была преобразована в монастырь. Настоятельницей стала монахиня Мария.Мирское имя ее Феозва Крузе, «русская немка», как она о себе говорила.Феозва, а вместе с ней Татьяна Деева переняли управление у Марии Невзоровой;в память о ней, видимо, и нарекли Феозву Марией.
 В монастыреперед закрытием было около 150 сестер, и только трое были монахинями, остальныебыли послушницами. Все сестры работали в монастыре и молились. Каких толькомастерских там не было: цветочная, чулочная, чеботарня, белошвейная, переплетная;были пашни, покосы, скотный двор, в летний период выделывали кирпич, из которогопостроен огромнейший и до большевиков-варваров красивейший в городе храм.  Главныйего престол был освящен в честь Вознесения Господня, два придельных — в честьНиколая Чудотворца и Серафима Саровского.
Сестры пели в церкви, их хор был лучшим в городе. Некоторые непрестанно, круглосуточно,читали Псалтырь по усопшим, ведь монастырь-то был рядом с кладбищем. Начиналии оканчивали день длинными молитвенными правилами, вечером читали вечернюю и повечерие, а утром полуночницу, утреню и часы.
 Все в монастырешло хорошо, но народ пошел за большевиками, отдал им власть, совершил революцию.Неправильно думать, что народ русский был тогда атеистом, нет. Он пошел за большевиками,будучи верующим; уже потом, после цикла репрессий и воспитания новых поколенийв духе атеизма большая часть россиян разуверилась в Боге, который 1000 лет велстрану нашу. И не Бог виноват: Он ведет только тех, кто хочет за Ним идти.
 Итак, большевикиобобществили всю собственность, отобрав имущество; монахов и священников лишилимногих гражданских прав. Скорбященский монастырь, приспосабливаясь к новым условиям,создал Женскую трудовую общину, главой которой стала всего лишь послушница,а не игуменья. А в 1920 году монастырь приказом Предсовтрударма просто закрыли,создав на его территории, представьте себе, большевистский концентрационныйлагерь. Иными словами, лагерь принудительных работ.
 Но монастырьне пропал совсем. Начальство лагеря милостиво (без усмешки) обнесло оба храмаколючепроволочным ограждением, и через два месяца по закрытии возобновиласьприходская жизнь. Приход окормлял бывший монастырский священник Леонид Черепанов(будущий епископ Лев), игуменья (к несчастью, бывшая) Мария и ее сестра-подругамонахиня Валентина.
 Большинство же послушниц образовали на технической и сырьевой базе закрытого монастыря сельскохозяйственнуюкоммуну с очень удачным названием «Улей». Бывших теперь уже послушницпереселили на улицу Тагильскую, в дом некоего Гаряева, но работали они на тех же полях, своими семенами и орудиями труда. Правда, в 1921 году их коммуна из-за каких-то разногласий распалась.
 Приход просуществовалдольше. В 1922 году лагерь в связи с нерентабельностью и высокой смертностьюзакрыли. На его месте решили устроить Детский городок. В конце 1922 года привезлидетей. Если концлагерное начальство благоволило к прихожанам, то педагоги сразурешили от них избавиться. Вняв слезным письмам «пролетарских детей-сирот»о нехватке помещений для «работы и жилья», власть, в общем, легкозакрыла Вознесенский приход, который незадачливые прихожане просто зарегистрировали.Лукавая же власть объявила его несуществовавшим. Впрочем, почти не кощунствовали:все богослужебные сосуды из алтаря убрал вызванный священник. Время было ещене то, люди были вернее, а власть слабее. Вот в 30–60-х годах это происходилоуже по-другому. Закрыли приход уже в марте 1923 года.
 Вот так потерялисвою обитель, по-житейски говоря, путевые, трудно точнее назвать, добрые насельницы.С 1883 по 1923 год, от зарождения до смерти, монастырь существовал ровно сороклет. Ровно через семьдесят лет (вавилонского плена, сказал бы православный)в 1993 году храмы монастыря вернули церкви, в них был организован Крестовоздвиженский(так вспомнилось название Вознесенского храма) приход, а еще через пять летвновь был открыт монастырь. Но это уже совсем другая история.
 Как приходомокончилась жизнь обители, так и началась. Ну вот, дорогие мои тагильчане, такоевот чудо: под 2000 Своего Воплощения открыл наш Господь, что, оказывается, и наш Тагил не забыт у Него и даже особо отмечен.
 Примечание:Наука все время движется вперед: сегодня она говорит одно, завтра утверждаетдругое, растут над собой и авторы науки. Трапеза — это алтарь, а не трапезная.Архимандрит заложил по откровению церковь, а не трапезную. Он благословил камнямииз Святой Земли кушвинскую, тагильскую землю, преподал благословение земли иерусалимскойземле тагильской. Она теперь как новый Иерусалим — Земля Святая.
 Несомненно,не останутся без внимания православных читателей акафист, тропарь и кондак священномученикуЛьву Нижнетагильскому. Акафист благословлен к чтению архиепископом Екатеринбургскими Верхотурским Викентием, тропарь и кондак благословлены к пению на молебне.Дается и краткое описание жития Льва Нижнетагильского.
 Будущий епископНижнетагильский Лев родился в 1888 году в семье священника, протоиерея ВсеволодаЧерепанова. Когда он вырос и окончил Пермскую духовную семинарию, то женилсяи был рукоположен в сан священика и служил пастырем сначала в Оханске и Перми,затем в Скорбященской обители — благословенном месте Нижнего Тагила. С 1917года он совмещал должность священника монастыря с должностью благочинного, в 1919 году окормлял приход бывших монастырских церквей.
 У отца Леонида(так звали епископа Льва до пострига в монашество), умерла жена, и его постриглии рукоположили во епископа с кафедрой в Нижнем Тагиле в 1923 году. Он недолгоправил: в том же году его репрессировали и отправили в лагерь, после выходаиз которого в 1927 году его направили на кафедру в Алма-Ату, где он стал епископомАлма-Атинским и Туркестанским. Там он тоже проводил жесткую православную линиюи опять не понравился властям, почему был вновь репрессирован. По возвращениииз лагеря он не получил возможности вновь служить епископом. Служил он в 1932в храме Александра Невского в Нижнем Тагиле на клиросе регентом, но, по рассказустарожила, епископ Лев и церковнослужители иногда закрывали храм, и без постороннихглаз служили Литургию по архиерейскому чину. В 1933–34 годах он был епископомСтавропольским. Потом его опять репрессировали, и он принял мученическую смертьв Казахстане.
 «О добрыйпастырю наш и мучениче, Льве-избавителю! Царствуя на Небе над Родиной нашей,подай ей крепкаго и благочестиваго земнаго царя для укрепления веры спасительнойв России и во всем мире. Освяти землю нижнетагильскую, чтобы жизнь текла здесьсвято и непорочно и чтобы еще прославились на ней подвижники благочестия…"
 Приобрестикнигу «Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре» можно в нижнетагильском храме во имя Александра Невского, в библиотеке Свято-ТроицкогоАрхиерейского подворья, в Казанском мужском монастыре, а также в сети магазинов«Тагил-книга».

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 
Наш приход

Земля Тагильская — Земля Святая

 28 апреляв Краеведческой библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника состоится презентациякниги «Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре». Книгавышла по благословению благочинного Горнозаводского округа Екатеринбургскойепархии протоиерея Геннадия Ведерникова.

 
Социальное служение

«Много деток – хорошо!»

 17 июняв Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии состоялось учредительноесобрание регионального отделения Всероссийской организации «Много деток— хорошо». Удивительная женщина, Валентина Николаевна Гусева — мать 11детей и президент фонда «Большая семья», побывав в Москве на Всероссийскомфоруме, вернулась в родной город с миссией организовать в столице Урала отделениеорганизации, призванной поднять в глазах общества и власти престиж многодетныхсемей, а также семей, в которых воспитываются приемные дети.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс