Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (441) → Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: «Сегодня на Кавказе совсем не так страшно, как это кажется из Екатеринбурга или даже из Москвы»

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: «Сегодня на Кавказе совсем не так страшно, как это кажется из Екатеринбурга или даже из Москвы»

№24 (441) / 22 июня ‘07

Духовные поучения

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 1 мая2007 года

 - Христос Воскресе!Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире программа «Духовное возрождение России»,в студии ее ведущая Полина Митрофанова. Я рада представить вам нашего уважаемогогостя, епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, ректора Ставропольскойдуховной семинарии и члена общественной палаты Российской Федерации.


 Христос Воскресе,Владыка!

 - ВоистинуВоскресе!
 - Владыка, для начала познакомимся с Вашей епархией. История Православной Церкви на СеверномКавказе имеет свои особенности. Эта земля была одной из первых, где развернуласьапостольская проповедь. Есть свидетельства, что эту землю посещали апостолыАндрей Первозванный, Симон Кананит, Варфоломей. Но не все было просто. Былиочень сложные времена, как, наверное, у всех епархий. Что сегодня представляетсобой Ставропольская и Владикавказская епархия? Она тоже весьма необычна.
 - Даже по географии наша епархия действительно необычна. Достаточно сказать, что она включаетв себя Ставропольский край, Карачаево-Черкесcию, Кабардино-Балкарию, СевернуюОсетию, Ингушетию и Чеченскую Республику – шесть субъектов Российской Федерации.Нет нужды говорить, что Северный Кавказ – не только страна гор, но и «горы»народов, религий, течений, культур, традиций и языков. Особенность нашей епархии– все это гармонично сочетать: чтобы проповедь Христова, с одной стороны, возрождаладух православных и тех, кто далеко от Церкви, с другой стороны, наша обязанность– нести семя мира, согласия и взаимопонимания в многокультурной, многорелигиознойсреде. В основном две религии у нас – это Православие и ислам.
 - Все-таки удаетсяВам сосуществовать мирно? Я понимаю, что это сложно, но, тем не менее, насколькосегодня воспринимается проповедь Православия в многоконфессиональном обществе?
 - Воспринимаетсясовершенно нормально. Достаточно сказать, что в нашей епархии одновременно идетстроительство 76 храмов. И если кто не бывал в наших прекрасных краях, поезжайтев Ессентуки – там огромный собор строим в честь Великомученика Пантелеимона,уже купола стоят. Никольский собор в Кисловодске – огромный собор, практическиготов к освящению. Сейчас уже роспись стен идет. В Черкесске, если вы поедете,увидите прекрасный типовой собор в честь Святителя Николая. Тоже он у нас ужеготов к освящению. Новый собор построили во Владикавказе в честь ВеликомученикаГеоргия (я говорю только о по-настоящему крупных соборах). Это свидетельствуето том, что Православие на Северном Кавказе, как и подобает, занимает достойноеместо в жизни нашего общества и наших народов.
 - Послушаем вопроснашего телезрителя: «Меня зовут Паша, я из Подмосковья. Мне 10 лет, заканчиваю4 класс. Я делаю фотографии. Можно ли это делать? Спасибо».
 - Заниматьсяфотографией – это хорошее, доброе дело. Но ведь фотография – это своего родаинструмент, который можно использовать и во благо, и что-то нехорошее снимать.Так, друг мой, посоветую тебе: ищи красивое, ищи благодатное, ищи то, что помогаеттебе увидеть красоту природы, Божиих созданий и красивые лица людей.
 - Владыка, Выговорите, у Вас очень красивый край. Мы это знаем – все, кто были в Ваших местах.Это замечательная природа и очень хорошие люди, несмотря на то, что сейчас оченьнеспокойно в Вашей епархии, – так или иначе идут войны. На Ваш взгляд, насколькоможет изменять ситуацию Православие, Православная вера?
 - Я бы хотелВас сразу поправить. Вы сказали: «Идут войны». Это не так, это журналисты повторяют:«Войны, войны и войны». Все-таки сегодня на Кавказе совсем не так страшно, как это кажется из Екатеринбурга или даже из Москвы.
 - Мы же видимэто по телеканалам…
 - К сожалению,каналы – это «страшилки». «Страшилки» часто пугают нас. Посмотрите, что нампоказывают. Или показывают разврат, или кровь, боевики, или обман, воровство.Все это нам преподносят телевизионные каналы. И мало отводится места правде.Я хочу сказать, что на Северном Кавказе ваш покорный слуга практически постояннобывает и в Чечне, и в Ингушетии, там, что называется здесь «нестабильные, неспокойные»районы. Да, сложно, трудно, но это уже не как раньше. Вообще все зависит во многом от нас. Вы говорите: «А может ли что-то изменить Православие?» Может,меняет – и обязано менять духовный климат. Обычно задают вопрос: «Владыка, а что, как надо делать?» Сейчас много говорят о духовном просвещении, о духовномобразовании. Часто упоминается слово «дух». Но редко кто может конкретно сказать,что же это такое. Для верующих людей это ни в коем случае не должно сочетатьсятолько с семинарией или духовной академией. Духовная семинария – то, что матьсвоему ребенку начинает давать еще во чреве своем. И даже, может быть, до егозачатия. Весь рост ребенка, воспитание – это духовное образование. Когда учатмладенца понятию о Боге и о молитве, о добре и зле, о грехе и наказании, – этовсе духовное образование.
 На сегодняшнийдень очень важно не только развитие высшей духовной школы – духовных семинарий,академий, теологических факультетов, но очень важно как раз образование с детскоговозраста, со школьной скамьи. Очень много ломают копий: «А стоит или не стоитвводить «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах?» Не простостоит – мы уже опаздываем.
 Прежде, чембудет принят какой-то закон о введении «Основ православной культуры» в общеобразовательныхшколах, необходимо сейчас прикладывать все усилия для открытия православныхгимназий. И не жалеть никаких средств, просить спонсоров и показывать. Что я делаю у себя в епархии? Я приглашаю тех, кто бывает на Кавказе, в Кисловодск,в нашу одиннадцатиклассную православную гимназию. Уже три выпуска было полноценных.Достаточно сказать, что практически три года подряд примерно 3–4 человека –медалисты, с золотой или серебряной медалью оканчивают нашу гимназию. Это говорито чем-то? Почти 90% выпускников поступают в высшие учебные заведения – не обязательномальчики пойдут в духовные семинарии, совершенно в различные вузы. Но когдамне задают вопрос: «Чем отличается православная гимназия от обыкновенной школы?»,я привожу такой пример: «Возьмите скрытую камеру и снимайте детей, которые учатсяв православной гимназии и в обычной школе. А затем пригласите психологов. И посмотрите на их лица, манеру общения, поведения, и вообще на их детский мирв комплексе». И вы увидите, что, как правило, дети в православных гимназиях,где их учат понятию порока, греха, добра и зла, более сдержанны. Но они не какие-то затуманенные. У них чистые, умные глазенки, но на лице не лежит печать порока.К сожалению, нередко ее мы видим у наших школьников; довольно частое явление.Система духовного образования – еще до зачатия ребенка, и пока мы его не выпустимвзрослым в свет Божий.
 - Владыка, оченьважную тему Вы затронули – православного образования детей. Действительно, оченьмного копий сломано на тему того: «А как? В нашей многоконфессиональной стране,где столько религий представлено… Как нам не обидеть этих, как нам не обидетьтех?» Опять же, на примере Вашей епархии, где и православные, и мусульмане –как можно это сочетать, чтобы никого не обидеть?
 - Нередконадумывают проблемы там, где их практически нет. Как правило, заботятся о том,чтобы не обидеть: «У нас многонациональная, многоконфессиональная страна». Всеэто так. Но об этом часто говорят люди с инерцией советского периода, которыезаботятся не сколько о конфессиях, сколько о том, чтобы опять поставить заслони «не пущать» никаких религиозных течений в систему образования.
 Я приведупример. У нас станицы. Но станицы на Ставрополье – это не деревни и не селагде-нибудь в Центральной России и даже на Урале или за Уралом. Станица можетнасчитывать 30 тысяч жителей и иметь очень смешанное население. Есть целые школы,где мы ведем «Основы православной культуры». Нередко мусульманские дети идутк нам и знакомятся с основами православной культуры. Это не значит, что мы их принуждаем к вере нашей, Православной. Нет. Но знать культуру своего народа(мы единое государство, единая российская семья) – это не просто важно, но необходимо.И никаких конфликтов нет, и не надо их выдумывать. Когда есть в школе, в классе30–40 учеников и 30 или 35 из них имеют основы славянские, православные, а 5иных: 1 буддист, и т.д., вопрос, по моему, ясен. Пожалуйста. Мы живем в демократическомгосударстве – давайте создадим условия, чтобы эти 35 знали основы своей духовнойкультуры. Наверное, Вы слышали послание Президента РФ. Замечательно он сказал:без сохранения своей духовной национальной культуры мы не можем быть сильным,серьезным государством. Еще раз повторяю, «Основы православной культуры» никогоне ущемляют. Там, где живет большинство детишек мусульман, – пожалуйста: ониизучают основы своей культуры. Так у нас в Карачаево-Черкессии, так в Кабардино-Балкарии.
 - Примеры есть?
 - Примерыесть – хорошие примеры. Я приглашаю приехать к нам, познакомиться. Мало того,я приведу пример, за который сейчас кто-то, возможно, будет меня критиковать…У нас семинария, мы живем бок о бок с мусульманами. Священникам, выйдя из семинарии,приняв сан, потом придется с ними встречаться непосредственно. Надо же знатьих веру, их обычаи, их традиции. И я пригласил преподавать ислам не светскоготеолога, который будет говорить о религии, не проникшись ее сутью: он раньшеатеизм преподавал, а сейчас будет преподавать ислам. А внутренне стоит на атеистическихпозициях… Я пригласил проректора исламского института из Черкесска. Для чего?Чтобы мои ребята из первых уст услышали, что такое ислам, каковы традиции мусульман,какова их вера, чтобы будущие священники могли дать ответ тем, кто будет подходитьиз мусульман. Мы знать должны культуру, традиции и веру тех, кто живет с намивместе.
 - Послушаем вопрос:«Раба Божия Лидия из Краснодарского края. Мы, православные, спасемся через веруво Христа. А как же другие: мусульмане, буддисты? Бог един, как же они спасутся?»
 - Дорогаямоя Лидия, дай-ка ты эту заботу Богу, а сама верь, и спасайся в Православнойвере. Что будет с буддистами – это Божий Суд рассудит, а не нам с вами заботитьсяоб этом.
 - Вы говорили,что и православные будущие священнослужители должны знать традиции… Но в православныхсемьях бывает и так: «Не дружи, это мальчик из мусульманской семьи»…
 - Совершеннонеправильный подход. Крайности нигде не нужны. Мы уже жили в советский период.Нередко мы говорим, что с мусульманином дружить нельзя. А с атеистом можно?Он ведь вообще отрицает бытие Божие. Так у нас ад будет в стране.
 Другой вопрос:мы не должны никогда предавать своей веры. Самое большое предательство – предательствоверы, когда кто-то говорит: «А мне все равно, какую религию принять». Запомни,мой друг, не думай, что это так будет. Твои предки были православными. Ты не имеешь никакого права прерывать эту цепь без их согласия тоже, потому что духчеловеческий бессмертен. Представь себе, что цепь эта была тысячу лет, твоипредки были православными. А ты говоришь: «Да мне все равно, какую веру принять,и я ухожу…», как нередко бывает, в секты. Вот где печаль. Ты же веришь в загробнуюжизнь! Вот печаль твоих предков, которые на протяжении тысячи лет, может быть,не раз складывали головы за веру. А ты разрываешь эту цепь. Никто тебе из нихне дал, наверное, такого права. Надо об этом всегда думать и хорошо помнить.Предательство веры – это самое неприятное у всех народов во времена всех историческихсобытий.
 - Нужно уметь,не предавая свою веру, видеть в другом человеке, даже закоренелом атеисте, образи подобие Божие…
 - Непременно.Да, мы должны хранить свою веру. Да, мы должны жить по вере в первую очередь;но суд отдать Богу. Мы не должны сейчас сказать, что все погибнут, а я спасусь.У Бога милостей много,– это отдадим на суд Божий. Но еще раз повторяю: твердохранить свою веру, свою традицию, и в вере жить.
 - Владыка, Вызамечательно говорили: «Согласие, как и толерантность, не насаждается сверхупо распоряжению». Это, прежде всего, душевное состояние человека, готовностьвидеть в другом равного себе. Какова сегодняшняя ситуация в нашем обществе,на Ваш взгляд? Есть ли готовность увидеть в другом равного себе?
 - Я думаю,все-таки есть. Слава Богу, что в непростой исторический период мы все-таки живемдовольно спокойно. Мы, христиане, должны показывать жизнью нашей пример, что наша вера Православная – правая. В древности даже мучители кивали на христиани говорили: «Смотрите, как они любят друг друга». А у нас в жизни? На словахверим, даже в храм ходим, но друг к другу мы нередко относимся негативно и начинаемосуждать, завидовать, делать всякие пакости. Увидь образ Божий в любом живомчеловеке и вспомни разбойника на кресте, который висел вместе со Христом, –он первый вошел в рай со словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во ЦарствииСвоем». И ответ: «Сегодня будешь со мной в раю». Спасайся сам; спасай свою душу,и не осуждай других.
 - Владыка, Вашуепархию в свое время возглавлял святитель Игнатий Брянчанинов. Это очень любимыйнами святитель. И епархия, и Ваша Ставропольская духовная семинария, котороймного лет, переживали во время руководства святителем Игнатием расцвет. А как сегодня чтится память этого святителя в Вашей епархии?
 - Свято чтитсяпамять святителя Игнатия. Когда я встречаюсь с духовенством, первое, о чем говорю,– труды святителя Игнатия, его образ должны стать примером и путеводителем в духовной жизни. Вы знаете, что сейчас юбилей и со дня кончины, и со дня рождениясвятителя Игнатия. Мы будем проводить большую конференцию. Она и научная, и практическая, и богословская – посвященная святителю Игнатию. Уже издали симфониюпо трудам святителя Игнатия о духовной жизни. Восстанавливаем потихоньку, что возможно, что разрушено было: первый храм, в котором он служил.
 Но самойглавной задачей как Архипастырь, как недостойный преемник святителя Игнатия,я вижу, чтобы его учение стало путеводной звездой для жизни христианина. Я думаю,не только в нашей епархии, но и в России, ибо он впитал святоотеческий опыти дал нам его квинтэссенцию. Его труды, пока еще мало изученные, должны статьнашей настольной книгой. Поверьте мне, кто смотрит нас: возьмите труды святителяИгнатия, читайте, перечитывайте, и многое откроется вам для пользы духовнойжизни.
 - Владыка, Вывпервые приехали в Екатеринбургскую епархию. Хочется несколько самых первых,свежих впечатлений о ней. Не знаю, удалось ли Вам за столь краткое время пребываниячто-то увидеть из наших святынь. Но что Вы уже видели?
 - Первоемое желание было поехать на место уже не мучений, а глумления над останкамиЦарственных Страстотерпцев, на Ганину яму. Когда подъезжали, увидел прекрасныйблагоустроенный монастырь. Меня охватило какое-то непонятное чувство. С однойстороны, замечательный монастырь, построенный очень быстро, с какой-то хорошейдуховной составляющей, и с другой стороны – место глумления над останками ЦарственныхСтрастотерпцев, мучеников. И когда ваш Архипастырь, Владыка Викентий, попросилменя оставить свои впечатления в книге, у меня все в голове смешалось. И первое,о чем я подумал: это форпост духовной борьбы. И на монахах, и вообще на екатеринбуржцахлежит огромная ответственность, ибо это величайшее место, святое место, требуетбольших духовных сил.
 У вас замечательныелюди. Сохранился здесь и размах русский. Сюда шли нехилые люди, которые создавалипромышленность во все времена – и во время дореволюционное, и во времена, что мы называем советским периодом. Это тоже эпоха, тоже гигантские стройки. Мыне будем поднимать вопрос, что и как было, но было сделано много. Это делалинаши русские люди.
Хорошее впечатление производит и ваш женский монастырь.
 - Спасибо большое,Владыка! Время в эфире подходит к концу. У меня лично появилось большое желаниепосетить Ваши замечательные края. Я надеюсь, что у наших телезрителей тоже.Даст Бог, побываем мы и в Вашей Ставропольской и Владикавказской епархии!
 - Мы рады.Запомните, что не так уж страшно у нас, как вы видите на экранах телевизорови на страницах газет. Ждем вас! У нас много святынь, и древних, и новых. ХраниВас Бог! Христос Воскресе!
 - Воистину Воскресе!

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковный календарь

Дни память Святых

 1 июля Неделя 5-я по Пятидесятнице.

 
Духовные поучения

Митрополит Амфилохий (Радович): «миссия церкви в исторической перспективе»

 Жизнь Церкви(а Церковь – это Богочеловек Христос) силой присутствия Духа Святого, продолжаетсяуже многие века и зиждется на одной неизменной истине. Эта истина гласит: «Добро,которое не сделано добрым образом, не добро» (преподобный Симеон Новый Богослов)– вот главный принцип церковной жизни, принцип и неизменная позиция ее миссиив мире.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс