Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (440) → Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий: «Если мы оставляем Православие, не познав его, не поняв, не почувствовав его красоту, то мы предаем своих предков, свою Родину»

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий: «Если мы оставляем Православие, не познав его, не поняв, не почувствовав его красоту, то мы предаем своих предков, свою Родину»

№23 (440) / 15 июня ‘07

Духовные поучения

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 1 мая2007 года

 - Дорогие друзья,сегодня у нас в студии архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольскойдуховной семинарии. Христос Воскресе!
 - ВоистинуВоскресе Христос, дорогие телезрители!
 - Владыка, Вашаепархия территориально находится недалеко от Екатеринбургской, мы соседи, но все же хотелось бы узнать от Вас, что сегодня представляет собой Тобольскаяепархия, как она развивается, сколько храмов и учебных заведений?
 - Да, сейчасмы все свидетели активного развития жизни Церкви, приходской жизни после многихи многих лет запретов, гонений.

В нашей епархии сейчас уже 220 приходов, а на период открытия епархии (она была возрождена в 1990 году) было всего 18, и духовенстванасчитывалось менее 20 человек. Сейчас духовенства более 200 человек, все имеютдуховное образование благодаря возрожденной в те же годы Тобольской духовнойсеминарии, самого древнего учебного заведения в Сибири.
 Период становленияпроходил сложно, нужно было развивать материальную базу, систему образования,возрождать все заново. Мы знаем, что в годы лихолетья разорено было все. Потихонькусегодня набрала силу и наша Тобольская духовная семинария, которая включаетнесколько учебных заведений. Сама семинария насчитывает около 300 учащихся.Это, в основном, юноши очного отделения и экстернат, на заочном отделении священникиучатся. Есть также иконописная, регентская школы. Они насчитывают более стачеловек. Там учатся и юноши, и девушки. Также у нас в Тобольске есть мужскаяи женская православные гимназии. Общее число учащихся в тобольских духовныхшколах превышает 530 человек. Вот знаки нашего времени. Мы видим, как Церковь,будучи многие годы лишена возможности развития в системе образования, сегодняначинает это служение, помогает людям получить и знания, и духовное воспитаниев православных традициях.
 Если говоритьо епархии, у нас открыто уже 12 православных гимназий. Большинство имеют государственнуюлицензию и государственную аккредитацию. Ряд гимназий уже сделали по два, трии есть даже пять выпусков, – как, например, Тобольская гимназия. Гимназии выпускаютучеников на достаточно высоком уровне: очень высокий процент выпускников поступаетв высшие учебные заведения. Самое главное – высокий процент учащихся с хорошимнравственным воспитанием. Дана своеобразная прививка против зла, произвола греха,безнравственности, которые поражают многих, особенно из числа молодежи.
 Так сейчасидет жизнь в епархии. Конечно, не все происходит гладко. Но, слава Богу, строятсяхрамы. Слава Богу, восстанавливаются поруганные святыни. И это все делаетсяблагодаря многим программам, в том числе программам правительства Тюменскойобласти, правительств Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.Особенность нашей епархии – в нее входит 3 субъекта федерации. По милости Божией,хочется отметить понимание на протяжении всех этих лет со стороны правительств,и благодаря сложению усилий светской и духовной власти, получается многое сделать,особенно в восстановлении духовных святынь, памятников нашего народа.
 - У нас вопростелезрительницы: «У меня две знакомые – одна баптистка, другая пятидесятница.Были православными, а сейчас перешли в секты. Утверждают, что Господь Бог крестилсяв 30 лет. И на православных смотрят они как-то с неодобрением. Как мне с нимисебя вести»?
 - Вы знаете,уже предыдущие собеседники в этой студии отвечали на аналогичный вопрос: «Как относиться к тем, кто уходит в секту?» Конечно, каждый свободен выбирать. Но давайте подумаем о том, что каждый народ имеет свои традиции, предков, которыежили сто, двести, триста, пятьсот лет назад. Тех, кто нес дыхание жизни, благоукрашалэту землю, формировал культуру, традиции этого народа. Давайте задумаемся, кемони были? Конечно, православными. Первые секты стали появляться у нас в России100–150 лет назад. Они были раньше, но служили только для иностранцев, которыев России пребывали. А вот активного влияния на народ, прозелитизма, как мы говорим,– не отмечено.
 Теперь давайтепорассуждаем и сделаем вывод. Если мы оставляем Православие, не познав его,не поняв, не почувствовав его красоту, то мы предаем своих предков, предаемсвою Родину. Я воспитывался на тех понятиях, которые вложил в мое сознание отец.Он, инвалид войны второй группы, мне говорил, что ему вера помогла пройти всегоды войны. Вернулся контуженный, весь израненный, но прошел все с молитвой,с иконочкой, которой мать его благословила. Так воевали, защищали наши предкиземлю и двести, и триста, и пятьсот лет назад. Мне говорил отец: «Веру, Родину,как и родителей, не выбирают. С ними рождаются». И если человек берет на себясмелость отречься от веры, он отрекается от той традиции, которая сформировалаРодину, культуру, православный быт, православный мир, – его поступок ближе,по характеру Евангельского примера, к поступку Иуды, предателя…
 Человек самвправе выбирать веру. Но если мы посмотрим на современную историю нашего Отечества,когда произошло насилие над душой народа, когда миллионы людей были уничтоженыза веру, за православную традицию, – Россия не стала лучше ни в духовном, ни в нравственном, ни в культурном развитии. Сегодня мы видим: идет процесс дальнейшейпотери норм морали, нравственности. Так вот, давайте подумаем, стоит ли опрометчивопоступать с ценностями, которые назывались для нас святыми. Если мы святынинашего народа будем попирать, предавать, изменять им ради эксперимента, радикрасного словца либо приманки (нередко секты, особенно тоталитарные, используютсредства воздействия на человека для его вовлечения), мы будем очень легкомысленны.Давайте постараемся сначала понять наших благочестивых предков, понять нашуродную российскую православную культуру.
 - Спасибо. Ещеу нас вопрос: «Многие священники сейчас разрешают женщинам красить волосы и губы. Говорят, что в разумных пределах. Я бы хотела услышать Ваше мнение».
 - Скольколюдей, столько и мнений. Конечно, в какой-то мере может человек это допускать.Но если человек не красится, нет ничего в этом предосудительного. Он сохраняетв себе образ Божий, естественную красоту, которую дал ему Господь. А если человекприменяет какие-то элементы благоукрашения, главное, чтобы это не служило ко греху, не служило прельщением для другого человека и тем самым не подталкивалона грех. Поэтому здесь нужен разумный подход – не осуждать тех, кто красится,и не гордиться тем, кто не красится.
 - Владыка, Выуже коснулись темы восстановления храмов. Ваш город Тобольск – красивейший городс богатой историей. Много храмов, которые восстанавливаются. А возрождается ли традиция православного меценатства?
 - Благотворительность,то есть умение творить благо, распоряжаться теми материальными средствами, которыедал тебе Господь благодаря твоему дару или таланту, во многом у нас сегодняеще не до конца развита. Начатки есть, есть благотворители. Они помогают, особеннокогда касается вопросов образования. Надо ли построить гимназию, улучшить лиусловия для гимназистов или семинарии, – много людей, которые помогают. Но все-такиу нас в России представители состоятельных сословий были щедрее. Благодаря их меценатству, их средствам строились красивые храмы, здания, богадельни, церковно-приходскиешколы. Я думаю, со временем понятие правильного распоряжения материальными средствами,которые дал Господь, приходит и будет приходить. Отрадно, что сейчас растетчисло людей – серьезных благотворителей, которые делают какой-то вклад в конкретноедело и при этом просят: «Вы, пожалуйста, не называйте» – жертвуют не ради тщеславия,превозношения перед людими: «Вот какой я щедрый». «Давайте, – говорят, – мысделаем, а потом, если будет Церковь благодарна, пусть это будет благодарностьпамятью для моих потомков, что их отец или дед отреставрировал храм, помог созданиюправославной гимназии». Это имеется. Если будут нарастать усилия Церкви, молитвыи просвещение людей, число искренних благотворителей, которые не ради тщеславия,не ради гордыни, а ради дела милосердия, от чистого сердца будут делать для людей, – будет расти. И молитва благодарения будет особым от Бога для этих людейзнаком милости в их трудах, их жизни, жизни их детей и внуков.
 - Еще вопросот телезрителя: «Беспокоят Вас из Ульяновской области, из села Илюшкино. У менячерно-белая фотография церкви. Я прикрепила к стенке. Теперь посмотрела – сталався цветная. Это мне Бог благоволит, или что-то мне предвещает, хочу узнать».
 - В церквинет такой практики по изменению цвета фотографии, светлеет она или тускнеет,говорить о каких-то духовных совершенствах человека. Если это священник видит,он может сказать. В какой-то мере это может быть для вас в вашем восприятиизнак, импульс, который вы должны почувствовать, увидеть, и, поскольку это связанос храмом, усугубить свои труды в посещении храма – дома Божия, в молитве, в покаянии. И это послужит во благо вашей душе, сердцу.
 - Главное, наверное,иметь духовную прозорливость. Суметь увидеть чудо там, где оно действительноесть, и не приписывать каких-то чудес…
 - Да, многиесейчас, вновь обращенные к Церкви всегда ищут какое-то чудо – в образе, в богослужении.Но здесь есть некая опасность, когда человек искусственно себе эти дары предвосхищает.Если вы хотите увидеть чудо в церкви, то оно здесь явное. Разве не чудо, что не прошло еще и 20 лет свободы Церкви – она возродилась. Множество появилосьхрамов, духовных учебных заведений. Церковь из небытия воскресла. Ведь некоторыемощные структуры – политические, государственные, на которые работал весь потенциалстраны, бюджета, – сегодня исчезли, распались, ушли в небытие. А здесь, казалосьбы, Церковь, которую несколько десятилетий планомерно, направленно истребляли,вдруг возрождается. Вот это и есть чудо, чудо из чудес. Нам только надо этоувидеть и постараться чудо увидеть в самом себе, в своей душе, чтобы наши душевныесилы (а какие силы души: разум, воля и нравственное чувство, совесть) получилиблагодатное освящение, озарение, чтоб они окрепли. Чтобы разум определял насна добро, воля нас предопределяла к доброму, и уклоняла от греха, от зла, порока,а совесть как голос Божий, если человека Господь посещает, всегда нам показывала,что нельзя делать, и что является добрым. Если мы эти свои душевные и духовныесилы и качества укрепим в себе, приобщаясь к вере, храму, Богу, то мы многогодостигнем в этой жизни. И в первую очередь мы получим радость жизни, бытия,общения, проявления любви к Богу и ближним, радость этого служения.
 - Спасибо. Ещепослушаем вопрос: «Раба Божия Елена из Сургута. У нас в Сургуте нет свободногодоступа у людей смотреть православный канал. Даже по кабельному телевидениюу нас нет такой возможности. Люди, которые могут поставить себе тарелки «НТВ»,могут посмотреть православные передачи. Что-то можно сделать, чтобы изменитьположение? Даже не знаю, как помочь своим знакомым. Они просто не имеют доступа.
 И второй вопрос.Скажите, пожалуйста, как епархия организует летние каникулы подростков? Я имеюв виду православные лагеря».

 - Что касаетсятрансляции православного телевидения, это связано с техническими средствами.Церковь всегда готова обращаться к людям. И вы это видите на примере канала«Союз». Этот канал можно сравнить с окном в эфир, прорубленным Церковью. И я благодарен тем, кто здесь трудится, кто способствовал этому. Я думаю, последуюти другие дальнейшие шаги, распространение этого канала дальше, появление другихправославных каналов. Это все нас ждет, если будет милость Божия, если мы будемприлагать усилия. Поверьте, нужны технические и материальные средства. Нужнылюди, православные журналисты, те, кто стараются донести слово истины и правдылюдям языком телевидения.
 Что касаетсявторого вопроса – как организуется детский отдых в епархии. Вопрос задан былиз Сургута, это наша Тобольская и Тюменская епархия, мы в этом городе бываем.В каждом благочинии, и в Ханты-Мансийском благочинии готовятся программы для летнего детского отдыха. В этом году будет несколько лагерей. У нас есть лагерь«Владимирская слобода» и в Нефтеюганске есть лагерь на базе подсобного хозяйства,где очень хорошо проходит отдых детей. У нас в этом году также будет ежегодныйлагерь на корабле. Месяц мы плаваем. Две смены. Одна смена – девочки, с первыхчисел июня, до 23 июня, и с 23 июня до первых чисел июля – мальчики. Уже многиегоды мы так плаваем. Эта программа тоже готовится. Идет отбор ребятишек от каждогоприхода. Есть квота. Конкурс большой, большое желание детей проплыть на корабледве недели. Каждый день корабль останавливается в городах, поселках, населенныхпунктах. Если мне память не изменяет, наш «Славянский ход», мы так именуем этотлагерь, будет и в Сургуте. Нам памятны встречи, – как сургутяне встречали нас.С Крестным ходом мы от пристани шли по всему городу со святынями, которые привезлина корабле. В этом году так же будет.
 Впервые мыготовим сейчас лагерь, который будет проходить в тундре, в двух стойбищах, гдекоренные жители построили два храма. Мы договорились и с Анной Павловной Неркеге(это писательница ненецкая, она живет в тундре) и договорились с правительствомЯмало-Ненецкого округа о такой программе. В этой программе примут участие детикоренных народов тундры, дети наших православных гимназий и воскресных школ.Задача – помочь общению детей, пожить в условиях тундры, в чумах, научитьсяловить рыбу, общаться. В этом году это будет первый экспериментальный проект,который тоже хотим развивать… Так что много программ. Есть для старшего юношествапрограммы. Это сплавы на катамаранах. У нас были поездки на Байкал, по рекамТюменской области, когда группы юношей плыли в таких экспедициях. Вы подробноможете узнать каждый в своем приходе; там формируются списки. Выберете удобныйдля вашего ребенка вариант, поучаствуете в отборе.
 Надо сказать,что абсолютное большинство этих программ проходит при поддержке правительстваТюменской области и правительств автономных округов. Поскольку это детские программы,они направлены на то, чтобы организовывать отдых детей в период летних каникул.
 - Владыка, продолжаяразговор о Божественном промысле, о Божественном чуде: наверное, тоже можноназвать чудом и, конечно, результатом огромной работы, что в Вашей епархии 12православных гимназий. Еще недавно каждую православную гимназию нужно было открыватьс боем, потому что было очень сильное противодействие со стороны государства,светских учреждений. Сегодня чудо – гимназии появляются, появляется духовноеобразование у детей, а это самое важное…
 - Да, действительноэто чудо нашего времени. У нас и в Сургуте есть православная гимназия оченьхорошая, и хорошее здание они получили два года назад. Все это чудо. Вспоминаю,как мы в 1994 году открывали первую гимназию в Тобольске. Позволил закон, юридическивсе можно было, но мы почувствовали, что не все готовы, особенно из чиновниковот образования. Но и то милость Божия. На самом высоком уровне, при поддержкегубернатора, при поддержке в системе образования людей, которые постаралисьвникнуть, почувствовать, понять и увидеть в этом благо, нам удалось открытьпервую гимназию. Затем стали открываться в других городах. И сегодня, конечно,есть вопросы юридического плана, в законодательстве есть пробелы. Если в 1990-егоды в законодательстве четко прописаны были негосударственные учебные заведения,то при корректировке законов вдруг стали опускать эти термины. Но хочется обратиться,если кто слышит из системы образования: давайте будем объединяться в делах добрадля детей, их воспитании в духе традиций. Мне чуть больше года назад, по благословениюСвятейшего Патриарха, довелось быть в Брюсселе на конференции по религиозномуобразованию в государственных и негосударственных учебных заведениях. Во многихстранах это образование присутствует. И никого не смущает, что они многоконфессиональны,многонациональны, потому что человек, который знает свою традицию, будет уважатьи традицию другого. А как будет уважать традицию другого, или будет толерантныммолодой человек, который не знает своей традиции? Поэтому давайте будем старатьсябыть правдивыми, честными и стремиться помочь детям через приобщение к традицииукрепить духовный и нравственный потенциал, духовное и нравственное здоровье.
 - Спасибо Вамбольшое, Владыка. Благословите всех наших телезрителей.
 - Я рад встрече,общению. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами. И в дни Святой Пасхия желаю – пусть Пасхальная радость не покидает ваши сердца. С радостью Пасхальнойвас поздравляю. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Живите с миром.
 - Спасибо, Владыка!

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковный календарь

28 июня — память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, Чудотворца

 СвятительИона, митрополит Московский, память коего Святая Церковь совершает в настоящийдень, с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития. Еще 12-ти летон поступил в один из монастырей Костромской области, и потом продолжал иноческиеподвиги в московском Симонове монастыре.

 
Социальное служение

«14 лет без алкоголя? — Запросто!»

 Уже одиннадцатьлет житель Екатеринбурга Анатолий Ежов состоит в рядах екатеринбургского общества«Трезвение». Один из «старожилов» общества, он давно уже сросся с ним сердцем.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс