Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (424) → «Широкая Масленица» созывает гостей со всех волостей

«Широкая Масленица» созывает гостей со всех волостей

№7 (424) / 15 февраля ‘07

Масленица

 18 февраля в Харитоновском саду на Вознесенской горке в Екатеринбурге состоится праздник«Широкая Масленица». Его проводит объединение патриотических клубов «Наследие»при поддержке Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии.

В праздникепримут участие спортивные клубы и секции русских единоборств, молодежные ансамбли,школьные студии и подростковые клубы, клубы гармонистов из городов Свердловскойобласти, Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Кургана и Магнитогорска.
 О традициях этогопраздника, и о том, как он будет проходить в Екатеринбурге в нынешнем году мыпопросили рассказать руководителя Отдела культурного наследия Екатеринбургскойепархии, помощника Правящего Архиерея по вопросам культуры А.Н. Черепанова.

 - АлександрНиколаевич, очень многие люди поддерживаются такого мнения, что праздник Масленицы– языческий праздник и мало что имеет общего с православными традициями и обычаями.Как Вы можете прокомментировать это?
 - У нас неткакой-то границы, какого-то волнореза, скажем так, который бы говорил о том:что вот это был языческий праздник, а теперь он стал церковным. Масленица никогдане была церковным праздником и по сию пору им не является. Это – сугубо традиционныйнародный праздник. Но вся ситуация в том, что когда Православие пришло на русскуюземлю, оно освятило духовными, нравственными смыслами ту культуру, которая существовала.И в этом отношении те внутренние содержательные видоизменения, которые происходилис культурой благодаря Православию, и есть адаптация той самой языческой культуры,в которой пребывала Русь до принятия Православия. Поэтому отождествлять или противопоставлять эти вещи ни в коем случае нельзя.
 Дело в том,что каждый человек, как бы по наитию, все равно в истории своей культуры отличаетдобро от зла, темноту от света и так далее. Вот почему так органично и леглоПравославие на русскую культуру, на русскую землю, практически было воспринятолюдьми, потому что это было продолжение традиционной народной культуры. Народв своей традиции все равно вырабатывал принципы сосуществования на этой земле,принципы взаимоотношений между человеком и природой, между мужчиной и женщиной,между стариками и детьми. И в этом есть в определенной степени и преемственность,а с другой стороны – углубление духовным смыслом через идеалы Православия. Этои есть освящение культуры язычества.
 - Программа праздникавелика и разнообразна. Это и поднятие гири, и лазание на столбе, и перетягиваниеканата, и бой мешками, и бег наперегонки на ходулях, и потешное сражение на санках… Но почему-то многие обращают внимание только на кулачный бой «стенкана стенку» и выражают сомнения: уместен ли такой вид состязаний на веселом празднике,где будет присутствовать и много детей. Не явится ли это зрелище для них жестокими неразумным?
 - Этот вопросв отношении кулачных боев мне задают нередко, и даже священники. Мы знаем, что святители Московские в свое время даже осуждали это дело… Я считаю, что ответнашего глубокоуважаемого Владыки Викентия очень точно ложится в канву отношенийЦеркви к традиционной культуре. Оно заключается в том, что Церковь всегда, и в старые времена и сегодня, говорит о том, что должны быть некие нравственныепринципы проведения такого рода мероприятий. То есть кулачный бой сегодня проводитсяпо определенным правилам. У нас уже тринадцать лет проводятся эти состязания,и не было, к счастью, еще ни одного серьезного увечья.
 Я вспоминаю«Димитриев день», мне очень понравилось, как сказал о кулачных боях один из священников, присутствовавший там. В их основании нет злобы. И предполагать,что кто-то собрался калечить другого, нет никакого основания. Среди участниковбоев нет никакого противостояния, в их основе не лежат, говоря современным языком,принципы каких-то «разборок». Речь идет именно о соревновании физическом наравнес соревнованием духа.
 Поэтому,если мы будем отходить от этих правил, они будут развиваться по своему собственномусценарию и станут неуправляемыми в определенной степени. С другой стороны, еслиЦерковь будет освящать их, говорить о духовных смыслах, о нравственности проведениятакого рода состязаний, то, я думаю, перспектива у них самая что ни на естьхорошая.
 - В этой связиостановимся и на духовно-патриотическом воспитании, ведь каждый мужчина долженбыть готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества…
 - Совершенноверно. Если говорить в целом о нашей культуре, то речь здесь идет вот о чем.Известно, что у молодых людей накапливается избыточная энергия, и что с нейделать? Мы видим, как в Европе, особенно на стадионах бесчинствуют фанаты, иногдадело доходит до убийства. На мой взгляд, это – просто повод… Не важно, какой.Вот – футбольный повод, для того, чтобы в конечной счете эту дурную, проститеза слово, энергию выплеснуть. И в этом отношении наши прадеды и прапрадеды оченьмудро поступали. То есть публично каждый парень мог в «стенке» выпустить свойпар… Да еще и покрасоваться перед девками. А девки это зрелище не пропускали,смотрели, какой парень покрепче. Ведь суть-то крепости парня в том, что он будеткрепким хозяином в доме, крепким работником, сильным мужчиной.
 Поэтому еслиговорить о каких-то расхождениях, то они заключаются, прежде всего, в духовностии высокой нравственности. Потому что физически подготовленные парни нужны былине только в поле, на каких-то мероприятиях они изучали приемы рукопашного боя,практически говорились как защитники Отечества.
 - Многие из насвидели широкую роскошную Масленицу в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».Как Вы, человек, не раз организовывавший и проводивший подобные праздники, оцениваетеправдивость представленных кадров?
 - Конечно,в любом кино существует художественный вымысел, это без сомнения. И в этом фильмебыло много чего приукрашенного. Хотя, конечно, очень четко был передан дух праздника.И в этом плане я хочу вот о чем сказать. Мы, к великому сожалению, проживаеммимо своей культуры, мы не знаем своих традиций, потому, в конечном итоге, мыне знаем даже самих себя. Человек, опираясь на опыт предшествующих поколений,становится богат на опыт тысячелетий. И если он лишается этого опыта, он не просто обедняется, а фактически обкрадывается.
 Поэтому я хочу сказать, что естественная полнота жизни во Христе подразумевала, естественно,жизнь в быту. И отсюда мы, не зная этих традиций, сейчас пытаемся их как-то реконструировать. Хотя они еще достаточно сложны. Надо задумываться вот о чем.Когда человек сам становится носителем культуры, не потребителем, а именно носителем,тогда он сам знает, когда придет Масленица, что на Масленице делать, куда приходить,что приносить… Печь ли блины, вставать ли в «стенку».
 И, кстатисказать, Харитоновский сад – пример возрождения русских народных традиций. Потомучто в большей или меньшей степени там уже люди собираются для того, чтобы себяв этом празднике проявить. Это очень важно. Тем более, что Масленица – это такоймногогранный праздник! Я бы назвал его даже не институтом, а университетом культуры.Это – семейный праздник, для всех возрастов, этот праздник очень важен и полезен,интересен и глубок и для всего общества.
 - Здесь остаетсятолько добавить, что, если бы мы возвращались к истокам своей культуры, понималиее глубину и серьезность, и смысл ее, то у нас было бы, наверное, совершеннодругое отношение к нашей земле, к защите нашего Отечества, к людям, живущимна этой земле.
 - Действительно,когда человек стремится жить на земле не только интересно, но и осмысленно,он включается в естественные процессы бытия этой земли: ему нужно эту землюзащищать, ему нужно эту землю преображать, ему хочется, чтобы и его дети соприкоснулисьс этой землей, и чем больше их будет – тем лучше.
 - Но, наверное,Вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией в нашей современной жизни, когдамногие сельские жители сетуют на то, что в деревне они не живут, а прозябают…
 - К сожалению,это реалии нашего времени. Потому и рвутся многие сначала из деревни – в районныйцентр, из районного города – в Екатеринбург, из столицы Урала – в Москву или Питер, из Москвы и Петербурга – в Париж или Нью-Йорк… Получается, что мы бежимсами от себя, потому что о том, какие несметные богатства нам здесь оставилинаши предки – мы не знаем. Понятно, что в большей степени, это – не вина человека,но, я считаю, думать о своих предках, вспоминать их, изучать и понимать их жизнь– дело каждого человека. И не прикрываться только тем, что «нам это не дали,мы этого не знаем и не хотим ничего знать».
 - Россия сталастраной, в которой была разрушена связь времен, преемственность поколений…
 - Я бы такне говорил. Эстафета, которая тысячелетиями передавалась из поколения в поколение,все же дошла до нас. Если мы поймем, что люди, которые жили до нас, наверное,были не глупее нас, если они такую Россию держали, если Россия прирастала новымиосвоенными землями. Мы знаем немало примеров полноты всей русской культуры:и героические подвиги русских защитников, и научные открытия, имеющие мировоезначение, и образование, да и в других сферах жизни.
 Если бы мыотнеслись к своим предкам с уважением и задали бы себе вопрос: кто и как жилдаже в моем личном роду? Вот за эту ниточку мы и могли потянуть «клубок истории».Потому что наши предки ходили в церковь, гуляли Масленицу, Рождество встречали…Человек, возвращаясь на круги своя, попадает в тот календарный круг, которыймы сейчас пытаемся восстанавливать в Екатеринбургской епархии.
 - Вот Вы говоритео годовом календарном круге. Но люди среднего поколения помнят то время, когдацерковь в стране была под запретом, а во многих городах отмечали «Проводы русскойзимы». По срокам это как-то подходило к прежним временам празднования Масленицы.И хотя официально праздник назывался по-другому, многие отождествляли его именнос Масленицей.
 - Понимаете,в чем дело? В культуре, конечно, всегда существует инерция. И я думаю, что именносила этой инерции, сила духовных ценностей, заложенная у каждого народа в егокультуре, до сих пор спасают нас от лживости иных культур. Когда коммунистыпровозгласили «безбожную» жизнь, они поставили перед собой задачу «вымыть» из сознания людей высокие духовные смыслы. И в этом отношении те же проводы зимыпроводились как обыкновенное массовое гуляние, традиционную культуру сводилик какому-то только внешнему проявлению. Причем, самое, наверное, принципиальноерасхождение между традиционной культурой и государственной политикой, котораясуществовала в СССР, заключается в том, что в социалистическом обществе человекбыл простым потребителем… Кто-то для него что-то в парке готовил, кто-то наливал,кто-то пел со сцены, а он все это потреблял, не будучи носителем культуры.
 Традиционнаякультура подразумевает другую вещь, она не направлена на сцену, она направленана взаимодействие человека с другими людьми, на общение между собой. И в этомее принципиальная разница.
 В свое время,когда я много ездил в экспедиции по деревням и занимался сбором вот этих образцовтрадиционной русской культуры, меня всегда поражала одна вещь. Я закончил институткультуры, и прекрасно понимал, что сельский клуб, Дом культуры или Дворец культуры– это «очаги культуры». Но когда я узнавал у тех же бабушек в деревне, что многоеони делает сами для себя и своих односельчан, видел результаты их труда, я простоудивлялся. Не было клуба – а культура была. Ответ в том, чтобы практически каждаясемья, каждый человек были носителями культуры, чтобы они из поколения в поколениепередавали, совершенствовали ее, творчески ее преломляли. Чтобы в этом отношенииона была всегда актуальна, всегда современна.
 - А что Вы можетесказать по поводу современной культуры?
 - Сегодняслово «современность» используется очень провокационно. Вот сейчас «современно»,скажем, вести себя женщине именно так, а не иначе, а «не современно» — вестисебя так, как было в традициях: быть целомудренной, быть заботливой матерью,хранительницей семейного очага.
 По нынешнимпонятиям такая женщина – просто «клушка». А современная женщина – это преуспевающаябизнес-леди. Которая должна без конца холить свои ногти, без конца всевозможнымикремами и «масками» растаскивать морщины… Дело сводится к тому, что женщинастановится предметом вожделения, но не хранительницей не человеком мироздания.Женщина – суть мироздания, потому что вокруг нее, и в семье и в мире, происходятпроцессы собирания. Вот думайте сами, от чего мы ушли, и к чему, в конце концов,пришли.
 - Александр Николаевич,давайте все же вернемся к «праздничной» теме. Вам, наверное, уже не раз задаваливопрос: а будет ли на празднике сожжение чучела Масленицы, и как эта церемониясочетается опять же, с основами православной культуры?
 - К этомувопросу можно относиться по-разному. Я общался на эту тему и с ученым людом,и со священниками. И пришел к такому пониманию данной ситуации. В Православииперед постом человек как бы очищается: сжигая старую мебель, старую одежду,старую солому… И в этом отношении человек как бы избавлялся от ветхого человека.Он очищался перед постом, он уготовлялся к посту. И поэтому сжигаемое соломенноечучело можно при желании отнести к какому-то языческому ритуалу, а можно с таким же успехом отнести и к Православию. Когда человек через огонь, через очищающиевещи, уготовляется к посту. Обратите внимание, что в этот момент люди просятпрощения друг у друга, а это уже есть те высокие духовные смыслы, которые, собственноговоря, никто не отрицает.
 Таким образом,православный человек может смотреть на эти вещи одними глазами, не православныйчеловек – другими. Мне очень понравилось одно выражение. Когда человек верующийговорит, что мы все – от Бога, он ищет в другом человеке Божественное начало.Человек неверующий ищет в другом человеке все отрицательные человеческие черты.Таким образом, глядя на Масленицу, кто-то найдет какие-то признаки язычества,а кто-то найдет те высокие культурные идеалы, которые в ней присутствуют.
 - Жители Екатеринбургапривыкли, что обычно Масленица проводится в парке Маяковского, нынче же для праздника отведена новая площадка – Харитоновский сад.
 - Она отнюдьне новая. Напомню, что первая настоящая Масленица, которая состоялась в Екатеринбургев начале девяностых годов двадцатого века, проводилась именно в Харитоновскомсаду. Инициатором праздника стал Отдел культуры Кировского района, где я в то время работал, и Областной дом фольклора, который тогда возглавлял ВладимирНиколаевич Теплов, ныне – отец Владимир. С тех пор Масленица там культивировалась.И в этом отношении она совершенно другая, чем та, которая была в парке Маяковского.Я не осуждаю такую ситуацию. По тем временам работники парка не считались ни с постом, ни с чем, они проводили праздник тогда, когда им было удобно. Сейчас,слава Богу, все-таки календарь совпадает с периодами церковных постов.
 Мы в даннойситуации, я еще раз повторюсь, никого не осуждаем. Более того, если таких праздникМасленицы пройдет в Екатеринбурге пятьдесят-шестьдесят штук – то слава Богу.И в школах, и в детских садах, и в различных парках и скверах. Потому что этотпраздник стоит того, чтобы его праздновать всем народом, вне зависимости от уровня достатка, вне зависимости от социального положения… Это – праздник, которыйскрепляет и объединяет народ. Главное, чтобы смыслы, которые раньше были в традицияхэтого праздника, с каждым разом все больше и больше его наполняли.

Беседу провела Лидия Ежкова

 
19 февраля — начало Великого поста

Диакон Андрей Кураев: «Великий Пост – это пост с большой буквы»

Распечатка аудиозаписи лекции Когда в церковной среде говорят: «Постом такого-то года было то-то и то-то» или «Я к вам как-нибудь постом приеду», то обычно имеется в виду Великий пост, а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. А это, действительно, пост с большой буквы.

 
Наш приход

В селе Усть-Ницинское Слободо-Туринского района восстанавливается старинная церковь

 Екатеринбург,22 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В селе Усть-Ницинское Слободо-Туринскогорайона восстанавливается старинная церковь. Двухпрестольный храм был построенздесь в 1723 году.  Главный храмосвящен в честь Святой Живоначальной Троицы, придел — во имя Святителя Николая,Архиепископа Мирликийского.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс