Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (422) → Диакон Андрей Кураев: «Когда душа должна стоять на страже?»

Диакон Андрей Кураев: «Когда душа должна стоять на страже?»

№5 (422) / 1 февраля ‘07

19 февраля — начало Великого поста

В этой теме:

19 февраля — начало Великого поста
Подготовительные недели к Великому посту

Слово «пост» имеет в русском языке два смысла. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат. Пост – это время, когда душа должна становиться на стражу, когда христианин сугубо вспоминает, что он – солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к нам и распялся «нас ради человек и нашего ради спасения». И получается такая удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, сбрасывать атомные бомбы друг на друга ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем агрессивнее человек, чем агрессивнее он в защите внешних ценностей, тем инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идёт о защите самого главного – о защите его собственной души. Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души, чтобы он не впускал в нее зло. Грех приходит постепенно в душу человека, постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съёмке, когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки быстро движутся, – вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот, он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил, убил или ещё что-то сделал. Но на самом деле, если мы более внимательно начнём просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а была, как правило, некая последовательность того, что произошло.

Сначала в ум человека вторгается некий помысел. Ну, вот идёт человек по улице и видит, скажем, какая-то надпись на заборе. Но эту надпись не он написал. Он идёт и от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, – она сама бросилась в глаза. Содержание помыслов почти не зависит от человека. Такие вот начинающиеся помыслы по святоотеческой терминологии называются «прилоги». Я говорю «почти», потому что здесь тоже необходимо уточнение. Как однажды о. Павел Флоренский выразился: «Бывают воспитанные сновидения, а бывают невоспитанные сновидения». Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни. Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочки мыслей, образов, чувств. Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Собственно, постоянно мы делаем стоп-кадр и говорим: «Стоп, вот меня именно это заинтересовало. Что это такое? Надо повнимательнее присмотреться». Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать: «Ты чей?» Паспорт потребовать. Должен пользоваться советом В.И. Ленина. Ленин советовал: «В любой политической ситуации задавайте вопрос: кому это выгодно?» Вот так мелькнула у тебя в голове мысль: «А не пойти ли сегодня напиться в усмерть?» Ну, так мелькнула и мелькнула, вы даже ещё с ней не согласны. Ты эту мысль осознал и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого получится? Вот, у меня есть Ангел-хранитель за правым плечом и, несомненно, есть и за левым плечом некий персонаж, обычно с рогами изображаемый. И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно? Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, т.е. по этому помыслу поступлю, – аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать? Помните, когда апостол Пётр Христу говорит: «Ты не иди в Иерусалим, ты не распинайся, оставайся с нами». Христос ему отвечает очень гневно, очень резко: «Отойди от меня, сатана!» От Творца людям дан великий дар – дар гнева. Так вот, гнев или ненависть – это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Вот точно так же, когда в мою душу вторгается злой помысел, энергия гнева или ненависти должна его выбросить оттуда: «Я не хочу! Отойди от меня! Не соизволяю!»

Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Сначала говорит: «Ну, в принципе я не говорю, что ты сейчас вот пойдёшь и это сделаешь. Но вот правда, что так иногда поступить можно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Вот моего соседа из соседней квартиры… я лично не буду, но, в принципе, если бы другой сосед его бы задушил, я б только приветствовал». А затем, если это уже допущено, то следующий этап – когда говоришь: «Нет, всё-таки я сам это тоже сделал бы. Нет, не прямо сейчас, но если б случай представился, я, конечно, это сделал бы». Весь сюжет «Преступления и наказания» у Достоевского строится по этой схеме. Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её «обсасывать», приходит к выводу, что некий Наполеон имел право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. Потом приходит к выводу, что вот «старушку-ростовщицу, старушенцию, конечно, пристукнуть надо бы. Ну не лично я, но для блага человечества очень было бы полезно». Затем приходит к выводу: «Ну, что же, я лично тоже смогу».

И кончается тем, чем кончается. Чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами.

 

В других номерах:

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 11 февраля Неделямясопустная, о Страшном Суде.

 
19 февраля — начало Великого поста

Подготовительные недели к Великому посту

В переводе на современный язык слово «неделя» означает воскресенье, а седмица – неделю. Неделя о мытаре и фарисее – 28 января.Неделя о блудном сыне – 4 февраля. Вселенская родительская (мясопустная) суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде) – 10 февраля. Неделя о Страшном Суде (мясопустная) – 11 февраля. Седмица сырная (масленица) – сплошная (последняя неделя перед постом) – 12–17 февраля. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье – 18 февраля. Великий пост – 19 февраля – 7 апреля.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс