Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (420) → Профессор, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов): «Наркомания, как алкоголизм, как игровая зависимость, как другие зависимости есть, прежде всего, духовная болезнь, страдание души»

Профессор, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов): «Наркомания, как алкоголизм, как игровая зависимость, как другие зависимости есть, прежде всего, духовная болезнь, страдание души»

№3 (420) / 15 января ‘07

Социальное служение

Беседа в прямом эфире православной телекомпании «Союз», 22декабря 2006 г.

 - Здравствуйтедорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня мы поговорим о такой серьезной проблеме в нашем обществе как наркомания.А точнее, о духовных причинах, которые толкают людей к наркотикам. У нас в гостяхдоктор медицинских наук, руководитель душепопечительского Центра во имя СвятогоПраведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии иеромонах Анатолий Берестов.
 Здравствуйте, батюшка!

 - Здравствуйте!
 - Скажите, пожалуйста,что значит «духовные причины наркомании»? Это вера и безверие наркоманов? Или это что-то другое?
 - Во-первых,есть мнение, что наркомания – это болезнь мозга, или это генетическая болезнь,или, в общем, это какая-то биологическая болезнь. Многие врачи так считают.Но Церковь считает по-другому. Мы считаем, что наркомания, как алкоголизм, как игровая зависимость, как другие зависимости есть, прежде всего, – духовная болезнь,страдание души. Это есть результат греховного образа жизни, сугубо греховногообраза жизни. Это болезнь, с духовной точки зрения, и название ей давно определенов Церкви – страсть, страдание. Конечно, это болезнь, с медицинской точки зрения,но изначально это духовная болезнь.
 - Но наркоманиейстрадали не только люди бездуховные. Очень много среди наркоманов людей, творческисостоявшихся, людей успешных.
 - Никто с этим не спорит. Но, дорогие мои, греху подвержены все люди. И духовно состоятельныеи духовно несостоятельные, но одни борются с грехом, а другие нет. И потом все-такисреди духовно состоятельных наркоманов очень мало. Это редкость. Вот вы посмотритена наши цифры. Через наш Центр с 1998 года прошло более 5000 наркозависимых.И из них людей из традиционно верующих семей, ну, я думаю, это понятно, что такое традиционно верующая семья, всего 5 человек. Пять человек и пять тысяч.Один на тысячу – это о многом вам говорит? Я думаю, что о многом говорит. Конечноже, многие наркозависимые приходят к нам из верующих семей, но верующие семьи,которые по названию верующие. Или стали верующими в результате того, что в семьюпришла болезнь, пришло страдание. Ведь это же тяжкое страдание – наркомания.И тогда, в тяжелую минуту жизни люди обращаются к Богу. Вспомним нашу русскуюпословицу: «Гром не грянет – мужик не перекрестится».
 - Отец Анатолий,но ведь наркоманами становятся также дети из благополучных семей, где интеллигентноевоспитание, где достаток, где любовь, где праведные, так скажем, родители…
 - Несомненно.Это так. И я не буду оспаривать это. Но и среди так называемых благополучныхсемей есть огромный дефицит духовности. С точки зрения обывателя, это благополучнаясемья, а с точки зрения священнослужителя это может быть неблагополучная в духовномсмысле семья. Потому что не было духовного религиозного воспитания ребенка в семье. Мы ведь говорим нередко, что человек высоко духовный. Он прекрасно знаетлитературу, прекрасно разбирается в музыке, он знает поэтов, много знает наизустьстихотворений, а этот духовный человек – для него ничего не составляет изменитьсемье, совершить прелюбодеяние…
 - Тогда нельзяего духовным назвать…
 - Его нельзяназвать духовно развитым человеком. Он не духовно развитый. А ведь подавляющеебольшинство, к сожалению, ведет именно такой образ жизни. Ведь я говорил уже,что у нас 70 процентов первично заключаемых браков распадается, 60 процентоввторично заключаемых браков распадаются. И все это – результат нашей бездуховности.Семьи не воспитывают детей в церковном православном духе. Вы посмотрите, из 5000 человек, которые пришли к нам искать помощь, ведь никто практически не знает ни Кто такой Бог, ни что такое духовная жизнь, ни что такое Церковь, ни Кто такой Иисус Христос…
 - Сейчас, в нашидни до сих пор не знают?
  Да, да.Я говорю именно о наших днях и о нашей молодежи. Но молодежь не вся такая. СлаваБогу, не вся. Но если человек этих элементарных вещей не знает, ну как можноговорить о какой-то духовности? И если в семье питейные традиции, если в семьевсе курят, папа с мамой курят, старшие братья и сестры курят, дяди и тети курят,бабушки, дедушки курят, еще и выпивают, то ребенок научается жить так, как онвидит. Как живут его родители, его близкие люди. А что он видит с экранов телевидения?Одну духовную заразу. И мордобой, и так называемый раскрепощенный секс, то естьразврат, и сцены насилия, кровь, обман, винопитие, курение, и ничего хорошегоон не видит.
 - Но нельзя жевзять и выйти из этой жизни, если она нас окружает. Как тогда сохранить своюдуховность?
  Я однаждырешил посмотреть фильм и посчитать, сколько в нем будет убийств. За 5 минутя насчитал 18 убийств и дальше со счета сбился. Просто невозможно сосчитать,потому что там в каждом кадре сразу несколько убийств. А ребенок этим живет.Ребенок впитывает это, и ему хочется жить так, как живут герои телеэкрана. Нельзяэто выбросить? Можно это выбросить. Ведь у нас были и есть хорошие советскиефильмы.
 - Но их не показывают.
 - Можно купитьвидеокассеты и просматривать. Родители, если бы желали воспитывать ребенка,нашли бы возможность что показать, где показать и как показать.
 - То есть, Высчитаете, что в нашем обществе, пораженном таким разложением, так скажем, возможновоспитать духовного человечка только в кругу семьи?
 - В первуюочередь, безусловно, в кругу семьи. Но мы ведь не на облаке живем. Если мы дадимхороший заряд духовной энергии семье, мы можем сделать ребенку «профилактическуюпрививку», и, выйдя на улицу, он уже не будет впитывать в себя уличный образжизни. И у него не будет таких друзей, которые бы совратили его. Обязательнохороший потянется к хорошему, а не ко грязи. И нашлись бы друзья хорошие. И немало этому примеров. Не все же дурные и не все плохие. Но, дорогие мои, еслиродители курят, братья и сестры курят, если, придя в школу, ребенок видит, что и педагоги курят…
 - Но это толкаетк курению, а к наркомании… Где родители колются, там понятно, но ведь у насдалеко не все наркоманы из таких семей. И далеко не из самых плохих, так скажем,слоев населения.
 - Но дефицитдуховности имеется. И «профилактической прививки» духовной нет. А каково значениекурения? Давайте посмотрим.
 - В принципе,да. Тот же наркотик.
 - Давайтепосмотрим, каково значение курения, каково значение выпивки для развития наркомании.Хорошо известно, статистически достоверно установлено, что наши дети начинаюткурить в 11-летнем возрасте. Не все, но те, которые начинают курить. Наши детиначинают пить алкоголь в 12-летнем возрасте. Не все, конечно, а те, которыеначинают выпивать. Но, оказывается, 50 процентов мальчиков начинают выпиватьв 12-летнем возрасте. 25 процентов девочек начинают выпивать в 12-летнем возрасте.
Это же факты, от этого никуда не уйдешь. Оказалось, что дети курящие имеют шансстать наркоманами в 55 раз чаще, чем некурящие. А если ребенок выпивает и курит,то шанс стать наркоманом уже повышается в 100 раз. Голубчики, в 100 раз! Это же прямая дорога к наркотикам! А если ребенок еще увлекается и рок-музыкой,ну, вы знаете, это тоже прямая дорога.
 - Вот с табакоми алкоголем…
 - Рок-музыкасама по себе вызывает аутонаркотизацию. Это доказано. Спорьте с врачами, спорьтес учеными, спорьте!
 - Выросло целоепоколение на рок-музыке…
 - Правильно.И, давайте посмотрим, ведь очень многие рок-музыканты наркоманы. Сколько звездрок-музыки погибло от наркотиков! Им же несть числа. Это же так, это факты!Факты – упрямая вещь.
 Хорошо известно,что под влиянием ударных механизмов рок-музыки в мозгу выделяются эндорфины,собственные морфины, собственные наркотики. И когда ребенок, подросток частослушает музыку и особенно на высоких децибелах, он становится своеобразным наркоманом.И, вы знаете, если его лишить прослушивания этой музыки, у него развиваетсяабстинентный синдром, то есть ломка своеобразная. Это же хорошо известно врачам.Да, конечно, это не такая ломка, как при отмене героина или метадона, но симптомыпрактически те же. Психическая ломка, и ребенок не успокоится, не войдет в нормальное,комфортное состояние до тех пор, пока не начнет вновь слушать рок-музыку. Такчто курение, алкоголь, рок-музыка – это факторы, которые напрямую приводят к наркотикам.
 - В Ваш Центробращается очень много наркоманов. Причину того, что они пришли к наркотикам,чаще всего какую называют?
 - Это отсутствиедуховного воспитания.
 - Но они же этоне формулируют так.
 - Но тогдаони узнают, что это такое. Да, это отсутствие должного воспитания в семье, питейныетрадиции в семье, огромное влияние телевидения, видео, интернета и улицы. Вотосновные моменты.
 - То есть ониначинают употреблять наркотики, потому что их друзья употребляют.
 - По подражаниюи по желанию испытать нечто особенное.
 - Им в жизнипросто другого образца не дали?
 - Да. Не дали.
 - То есть этопроблема родителей?
 - Это проблемародителей, школы и нашего общества, государства. Но в первую очередь, Вы правы,родителей.
 - Как Вы считаете,духовные причины наркомании лежат только в поле деятельности самих наркоманов,их родителей, или тех, кто распространяет эти наркотики? Или вообще всего общества?
 - В первуюочередь, причины возникновения наркомании лежат в поле деятельности родителей,общества и государства в целом. Ведь государство лишило и лишает детей религиозноговоспитания, по крайней мере, в школе. Да и в семье. Смотрите, наши семьи далеко-далеконе религиозные. Государство, пусть наше советское, бывшее родное государство,оно же лишило нас духовности. А когда мы получили свободу, то, вместо того,чтобы пойти в Церковь, люди пошли в секты, в оккультные центры, то есть пошлипо пути суррогатной духовности. Которая явилась деструктивной.
 - А почему?
 - А потому,что в то перестроечное время, помните, в Россию хлынул огромный поток проповедниковсомнительной духовности. В 1994 году, только через одну Сибирь за один год прошлаволна проповедников, иностранных, в 200 000 человек. Как могли противостоятьэтой армаде суррогатной духовности несколько сотен священников? Пусть тысячасвященников? Как могли противостоять? Они в то время не имели, наши священники,ни опыта разговора на улице, ни в домах культуры с народом. Они были забитысоветской властью. Ведь категорически запрещалось священнику проповедовать на улице. Только в храме. И проповедовать только на чисто догматико-религиозныетемы вероучительные. Наши священники не имели ни опыта, ни знания, да, можетбыть, и желания не было. Они испугались такого нашествия иноплеменников духовных.
 - Батюшка, простите,у нас звонок: «Здравствуйте! Звоню Вам из Коми. Я хотела бы узнать, лечат лив Вашем Центре…
 - Что лечат?
 - Алкоголизм.
 - Да, мызанимаемся не лечением, а реабилитацией всех видов зависимостей. В том числеи алкогольной зависимости. Но, дорогие мои, я должен сразу предупредить:Центр у нас, к сожалению, небольшой, стационара своего мы не имеем, гостиницыне имеем. Поэтому, если есть где жить в Москве, мы с удовольствием и бесплатнобудем заниматься реабилитацией алкоголезависимых.
 - А я хочу ещераз напомнить, что Центр находится в городе Москве. Итак, продолжаем тему. Естьмнение, что наркоманами становятся люди еще и от пресыщения жизнью. То естькогда у них, наоборот, все есть и все здорово в жизни. И они уже не знают, чего бы такого попробовать и…
 - Да, я согласенс этим. От пресыщения в достаточных, самодостаточных семьях становятся наркоманами.Опять таки из-за бездуховности. Нет духовного стержня, а хочется удовольствийтаких, каких еще не получал.
 - Хорошо, а для людей неверующих, для молодых людей мы сейчас можем что-то пообещать? Они пытаютсяполучить удовольствие, какой-то кайф, нечто такое испытать, предела насыщениюкоторому не будет. Может ли вера в Бога, в Православие дать нечто подобное?Может быть, не эйфорию такую, а нечто безгранично непознанное? Что можно познаватьи познавать…
 - Безусловно.Вы правильно выразились. Безгранично непознанное. Желание познавать, узнатьвсе новое, и новое, и новое, конечно, это очень мощный стимул для того, чтобыотойти от сомнительных удовольствий. Это очень мощный стимул. И в общем-то мызнаем, что бывают случаи самоизлечения от наркомании и без различных медицинскихи других влияний, когда люди обретают что-то необычное для себя: любовь, творчество.Вспомним Михаила Булгакова. Он же был наркоман. И он написал рассказ «Морфий».Изумительный рассказ, где он детально показал все стадии развития наркомании.Но он сумел преодолеть наркоманию путем творчества. Творчество, как мощный стимул,как доминанта веры в большее, – перебило наркотическое, наркоманическое влечение.И он выжил. И я знаю, знаю людей, которые (к сожалению, их мало, но есть) на основании творчества перебарывали доминанту наркомании.
 - Воспитываяподрастающее поколение, как и что можно сказать ребенку, когда его сверстникиговорят: «Да перестань, что ты, ерунда. Ну, подумаешь, конопля. Ну, это же разпопробуешь, ну два попробуешь. Это ерунда, на здоровье не действует. Ты простопопробуй». Как здесь убедить, какие доводы привести для ребенка? Как его отвернутьот влечения и показать, что это, наверное, хитрости и уловки тех, кто уже «подсел»на наркотики и не хочет быть в одиночестве в этой беде?
  Я не могу,к сожалению, дать какого-то готового рецепта, ответа на этот вопрос. Это своеобразноеродительское искусство, или искусство педагога или другого старшего человека,но это искусство. Умение найти ключик к душе ребенка. У меня огромный опыт общенияс детьми, с подростками, юношами. Я всю свою сознательную жизнь проработал с детьми и подростками. И, наверное, поэтому у меня получается найти подход к подростку и ребенку. Однажды, в городе Ноябрьске меня попросили побеседоватьс трудными подростками одиннадцатых классов. Их собрали в одну школу. Всех трудныхиз всех школ в одну. И когда я пришел, их там было 60 человек. Было такое улюлюканье,свист, гам, топот: «Ха-ха-ха! Поп, поп, поп пришел! Вы посмотрите, поп пришел!»«По улицам слона водили», – получается так. Вот так началось мое общение с ними.А закончилось тем, что в сорокаградусный мороз (это было зимой, на севере),все 60 человек вышли на улицу провожать меня и умоляли: «Отец Анатолий, приезжайтек нам еще. Приезжайте! Мы Вас очень просим. Мы Вас будем с радостью ждать и встречать!» Поэтому готового рецепта я не могу дать – в каждом случае все оченьиндивидуально.
 - Что можно сделатьсемьям, где уже есть наркоман? Можно ли поднять уровень его духовности, как-то помочь? Или все уже закончено в этом случае?
 - Во-первых,не надо паниковать. Надо начать молиться. Молиться долго. Упорно молиться и ждать. Молиться, умея ждать и терпеть. У нас огромный опыт общения с родителямии очень часто родители приходят со слезами на глазах и говорят: «Отец Анатолий,наш сын (или наша дочь) наркоман и мы не можем его привести в храм». Я говорю:«Вы молитесь за них, молитесь». Вот, я помню, 25 родителей составили кружок,и стали молиться по соглашению о своих детях. Есть такая молитва, которая читаетсявсеми людьми, родителями, скажем, в одно и то же время и поминают всех своихчад. В течение полугода все 25 детей пришли в храм. Все 25 детей стали здоровыми.Покончили с наркоманией. Вот вам факты. Однажды ко мне пришел отец один со слезамина глазах и говорит: «Отец Анатолий, моя дочь наркоманка. Она 3 месяца томуназад ушла из дома и пропала. Я не знаю, жива она или нет». Говорю: «А вы веруетев Бога?» – «Верую». Я говорю: «Становись перед иконой Спасителя и молись, молись,молись, молись, пока не получишь ответа». Он долго стоял, молился, встал, подошелко мне, говорит: «Спасибо Вам». Говорю: «Ну все, ты скоро найдешь свою дочь.Она придет. Не знаю, когда. Либо через месяц, либо через неделю, а, может быть,сегодня». Он вечером мне звонит и говорит: «Отец Анатолий, она сегодня пришлаи попросилась сразу в церковь!» Наутро она была уже у нас в Центре, на службе.Я исповедовал ее, причастил, и с этого дня она уже не наркоманка. Вот что значитмолитва родителей. Есть такая пословица: «Молитва родителей, матери – со днаморя достанет». Верьте в молитву, дорогие мои, верьте.
 - Можно ли без Бога вылечиться от наркомании? Без веры?
 - Я уже сказал,что единичные случаи бывают такие. Когда у человека в душе или в мозгу создаетсякакая-то сильнейшая доминанта, более сильная, чем наркотическая, и человек уходитот наркотиков. Да, возможно. Это редкие случаи, но мы их знаем. Но, все таки,без Бога не до порога. Это не правило, то, что я сказал. Это быстрее исключениеиз правил. Но может. Надеяться на это не надо, когда есть прямой путь, проверенныйдвухтысячелетней практикой христианства. Молитва, обращение к Богу, вера. Вотвам, пожалуйста.
 - Какова вероятностьтого, что такие люди вновь вернутся к наркотикам? И есть ли такие примеры в вашем Центре?
 - Я не знаю,какова вероятность. И, хотя у нас очень высокий процент возвращения людей в жизнь из наркомании, до 85 и более процентов, возвращаются некоторые на кругисвоя. Единицы. Но какова вероятность? Есть вероятность, когда человек напрочьзабывает о Боге, забывает о храме, начинает выпивать – это прямая дорога опятьк возврату к наркомании. Ведь я всегда говорил ребятам и девчатам: «На времяреабилитации забудьте об алкогольных напитках. И, в первую очередь, забудьтео пиве. С первой бутылкой пива начинается откат ваш назад».
 Если держатсяребята и девчата, – все хорошо. Но проходит какое-то количество лет: три, четыре,пять – они напрочь забывают о своем прошлом. Они становятся нормальными людьми.И если наблюдаются случаи отхода опять назад, то это крайне-крайне редко. Этоединицы, может быть… Да нет, среди наших больных я не видел, чтобы через 5 летлюди возвращались к наркотикам. Нет, ни одного такого случая не знаю. Черездва, три, четыре года, да, были единичные случаи. Через два года – чаще. Поэтомумы считаем излеченными или исцеленными больных, или вошедшими в состояние устойчивойремиссии только через три года ведения здорового образа жизни.
 - У меня последнийвопрос. У людей, которые лишь время от времени употребляют наркотики, не возникаетпривыкания. Они просто очень редко их употребляют. Какова вероятность того,что они могут попасть в эту зависимость?
 - Очень высокаявероятность. Очень высокая. Если они от случая к случаю употребляют, значит,все-таки желание употребить есть, значит, легкая степень зависимости есть. И те, кто курит марихуану и считает, что нет никакого вреда от этого, – жестокоошибаются. Все, практически все 5000 наркозависимых, которые пришли к нам, начиналис марихуаны. Но, кроме того, хорошо известно, и мы проводили такие исследованиялиц, курящих марихуану и гашиш, и другие препараты марихуаны. Уже через двагода после курения марихуаны развивается атрофия головного мозга. А через пятьлет курения развивается высокая степень атрофии головного мозга уже с психическимдефектом той или иной степени. Нередко на фоне курения марихуаны развиваютсяострые психозы. Может дебютировать шизофрения и другие психические заболевания.Это факт. Во время острого психоза человек может выпрыгнуть из окна, совершитьсамоубийство, напасть на другого человека и убить его, то есть становится социальноопасным человеком. Нельзя поэтому считать, что марихуана и ее препараты являютсялегкими наркотиками. В медицине нет легких наркотиков. Есть только наркотики,и все наркотики тяжелые.
 - Спасибо Вамза интереснейшую беседу.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН.

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ.

 
Церковь и армия

В чеченском поселке Ханкала, где несет службу 12-й отряд спецназа «Урал», установлен надвратный крест

 Екатеринбург,7 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В минувшие выходные 10 бойцов 12-гоотряда спецназа «Урал» приняли таинство Крещения в походномвоинском храме-палатке во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.

 
Социальное служение

45 миллионов рублей направила Уральская горно-металлургическая компания на благотворительные программы в Красноуральске

 Екатеринбург,14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».45 миллионов рублей за истекшие 9 месяцев 2006 года направила Уральскаягорно-металлургическая компания на благотворительные программы в Красноуральске.Как сообщила пресс-служба УГМК, это — в четыре раза больше, чем за тот же периодпрошлого года.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс