Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (411) → Ценность жизни человека не должна определяться его богатством или наличием жилья

Ценность жизни человека не должна определяться его богатством или наличием жилья

№42 (411) / 8 ноября ‘06

Социальное служение

В последнее время «бомжей» на улицах уральской столицы, особенно в районах церквей, вокзалов и станций метро, мы видим предостаточно. И если ребенку или старушке, просящим подаяние, прохожие нет-нет да и подают милостыню, то от неряшливо одетого мужика чаще всего брезгливо отворачиваются.

Между тем, люди, волею судьбы оставшиеся без средств к существованию, без крыши над головой, не только когда-то были, но и сейчас остаются членами нашего общества. Возле храмов просят и получают милостыню чаще – милосердие особенно присуще верующим людям. Многие из них в меру своих сил и возможностей стараются помогать сирым и убогим, но большинство наших сограждан лишь только говорят о милосердии и заботе к людям, не утруждая себя конкретными делами по оказанию им действенной помощи. Кто-нибудь возразит: мол, я всегда подаю милостыню… Но одной этой милостыней существующее положение дел не исправить, необходимо находить другие формы работы по оказанию помощи нищим и бездомным людям. Именно это послужило поводом для организации при Социальном отделе Екатеринбургской епархии Православной службы милосердия. Ее руководитель Владимир Викторович Первушин – мой сегодняшний собеседник.

- Владимир Викторович, когда началась работа нового подразделения, какие трудности и проблемы испытывали вы в первые дни своей деятельности?

- Наша служба существует с апреля текущего года. Цель ее создания – оказание медицинской и социальной помощи людям без определенного места жительства по принципу православной службы «Милосердие», созданной при Епархиальном Совете города Москвы. Конечно, особый акцент делается на оказании этим людям именно скорой медицинской помощи. Потому что жизнь – это единственное, что осталось у бездомных, что у них еще не отняли. У них нет ни жилья, ни денег, ни документов, ни здоровья…Поэтому мы боремся за то, чтобы хотя бы спасти жизнь этих людей. Социальная медицинская помощь – это первичная медицинская помощь: мы можем дать консультацию, сделать перевязку, выделить какие-то лекарства… То есть то, что обычные люди делают дома, самостоятельно, а вот бездомные не имеют такой возможности в силу своих культурных ценностей и состояния, в котором они находятся.

- Прошло полгода с начала вашей деятельности, есть ли у вас какие-то «отчетные данные» о количестве людей которым вы оказали помощь прямо на улице, или которые обратились к вам в Центр?

- Особой статистики мы не ведем, но если посмотреть журнал обращений в наш Центр, там зарегистрировано около 600 обращений. Есть и повторные обращения, которым мы всегда рады. Одно дело, если человек обратился один раз, получил необходимую помощь, а затем исчез насовсем, другое дело, когда он обращается второй, третий раз, для того, довести лечение до конца.

- Насколько я знаю, работа православной службы милосердия не ограничивается только оказанием медицинской помощи бездомным людям… Расскажите о других видах своей работы.

- Да, конечно, кому-то мы помогли с оформлением документов, кого-то трудоустроили, дали им возможность самим зарабатывать себе на хлеб, а не просить милостыню, кого-то устроили в дом-интернат. Разные судьбы – разные пути решения.

- Вот давайте и поговорим об этих судьбах и путях решения на конкретных примерах.

- Если, например, человек нетрудоспособный, инвалид первой группы, то, конечно, его определяют в интернат.

Если человек в состоянии работать и приносить пользу обществу, мы стараемся помочь ему в трудоустройстве. Обращаемся либо в фермерские хозяйства, либо в строительные организации с просьбой найти им работу и по возможности жилье. Были случаи, когда человек, начав работать, через некоторое время приходит к нам… Но это уже не тот человек. Он приходит обновленным духовно, сытый, в новой одежде. И не для того, чтобы только похвастаться, но и поделиться своей радостью, что у него началась новая, интересная жизнь.

- Известный лозунг социализма: кто не работает – тот не ест, – не менее актуальный и в наше время. Получить шанс найти работу, а, следовательно, и средства к существованию, в православной службе милосердие может каждый желающий?

- Да, если он захочет этого. Кого-то мы подлечим, кому-то дадим еду и одежду… То есть поддержим человека первое время, а может быть потом он сам вернется домой, или родственники его к себе заберут.

- Владимир Викторович, Вы с благодарностью говорили о тех работодателях, которые идут навстречу Вашим прось-бам и трудоустраивают бездомных по вашему «направлению». Не могли бы Вы назвать их?

- Не хотелось бы, потому что они не афишируют свою деятельность.

Не зря же говорится в Библии: пусть левая рука не знает, что делает правая. Благотворительность и милосердие не должно быть показным. Они «просто» предоставляют нам определенные функции отдела кадров: мы сами определяем, что за человек находится перед нами, насколько серьезны его намерения начать новую трудовую жизнь, а потом уже решаем: может человек работать или нет. Не можем же мы всех бездомных направлять на одно место работы, там ведь и простые здоровые люди трудятся, им тоже надо сохранить фронт работы.

- Возможно какая-то работа для этой категории людей найдется в наших монастырях? Во многих из них есть подсобные хозяйства, скотные дворы, ведется строительство, – рабочие руки не будут лишними.

- Мы этим делом занимаемся. Сейчас вот новые монастыри создаются, скиты, – мы отправили уже туда нескольких своих подопечных. Но все здесь зависит от религиозной убежденности человека. Если, например, человек исповедует ислам, мы ведь не отправим его на работу в православный монастырь… А отказать в оказании первой медицинской помощи не имеем морального права. Мы не делим людей ни по социальной принадлежности, ни по религиозным убеждениям, ни по национальности. Если человек просит о помощи – мы помогаем ему.

- То есть вам абсолютно без разницы, какой человек пришел к вам на прием?

- Нет, конечно. Если это – человек православный, у нас совершенно другой подход к решению его проблем.

Сотрудники православной службы милосердия разработали конкретную программу, направленную на социальную и духовную реабилитацию определенного слоя населения. Возможно, для некоторых «бомжей» участие посторонних людей в их судьбе станет поводом, чтобы задуматься над тем, что привело их к такой жизни, и стимулом для того, чтобы эту жизнь изменить. Господь при помощи православных миссионеров может привести этих людей к акту покаяния.

В апреле, когда еще было холодно, работники службы милосердия еженедельно организовывали рейды по местам скопления бездомных людей на арендованной «ГАЗели». Непосредственно в машине людям оказывалась первичная медицинская помощь, выдавалось лекарство, их поили горячим чаем. С наступлением теплых дней работа службы милосердия была перенесена в бывший овощной ларек. Стационарный медицинский пункт, в котором людям оказывают помощь, – независимо от того, есть ли у них медицинский полис, паспорт и прописка, – быстро приобрел известность – в пациентах недостатка не было.

Кроме того, была достигнута договоренность с одной из поликлиник, которая по направлению православной службы милосердия проводила флюорографическое обследование бездомных. Это мероприятие – важнейшее для профилактики туберкулеза, который особенно распространен среди бездомных. Из тридцати обследованных человек у пятерых был выявлен туберкулез, причем у одного болезнь уже перешла в открытую форму.

Для людей с другими заболеваниями проводились консультации у врачей-специалистов. К примеру, когда одна женщина привела ребенка с сыпью, вызвали врача дерматолога. Конечно, точный диагноз без дополнительного обследования поставить сложно, но врач дала женщине направление на прием в больницу.

С наступлением холодов у сотрудников службы милосердия появились новые проблемы: вести прием больных людей в овощной палатке невозможно. И хотя в службе милосердия есть небольшой автобус, но нет водителя. Для специальной работы нужен специальный человек, человек православный, милосердный, умеющий сострадать людям. Кроме того, автобус надо «довести до ума», оборудовать в нем печь – никто ведь не разденется для обследования в холодном салоне.

- Владимир Викторович, Вы уже полгода общаетесь с людьми, которых многие наши соотечественники просто исключили из членов нашего общества. Вы интересовались, кто, как и почему оказался за чертой обычной жизни, без крыши над головой, без средств к существованию?

К сожалению, у многих людей бытует такое стереотипное мнение, что в своей судьбе бездомный виноват сам, что, мол, он начал пить, в результате чего и остался без жилья. На самом деле это далеко не так. Как может, например, быть виноват бывший заключенный? Он понес заслуженное наказание, искупил свою вину, перед законом он – чист. Вернулся домой, а его уже выселили из квартиры, и там живут другие люди. Что делать человеку, если у нас такое законодательство, которое допускает нарушение его конституционных прав на жилье?

А сколько у нас бездомных людей с высшим образованием, бывших научных работников! Как может быть виноват человек в том, что его НИИ развалилось, что служебную квартиру у него отняли. Или как может быть виноват бывший бизнесмен, который когда-то открыл свое дело, вложил в него все накопления, и вдруг – кризис… И он в один день лишился всего, в том числе и квартиры, которая была заложена под кредит.

Да, есть среди бездомных людей какой-то процент, которые реально пропили свои квартиры, но большинство из них просто оказались заложниками каких-то непредвиденных жизненных ситуаций. И то, что они сегодня такие грязные, в рваной одежде, нередко пьяные – так это следствие общественной и социальной политики нашего государства.

Нередко некоторые люди, оказавшиеся без крыши над головой и попавшие в среду бездомных, намеренно ведут себя подобно другим, чтобы как-то адаптироваться, стать среди них «своим», и, тем самым, облегчить свое существование. Он должен вести себя, как все, разговаривать так, как все… И таким образом люди со временем превращаются в безликую, серую массу.

Но такой стереотип, что бездомный человек – это пьяница и тунеядец, в корне не верен. К нам на перевязку, например, приходил один человек, у которого было такое четкое логическое мышление, так профессионально поставленный голос, что чувствовалось, что он когда-то читал лекции. Бывают такие начитанные люди, которые могут беседовать на любые темы – от спорта до политики. И то, что они оказались «за бортом жизни» – эта наша общая беда, беда всего государства.

- Беда не только в том, что от них отвернулись люди, но и в том, что государство оставило их без поддержки…

- Да, некоторое время проработав с таким контингентом, я уже могу сказать, что их жизнь и судьба мало кого интересует. Министерство социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел пытаются переложить решение проблем этих людей друг на друга, в то время, как министерствам нужно объединиться и вести совместную работу, вместе решать проблему. Когда-то у нас были спецприемники, в которые и определяли бездомных. Но и их закрыли. И – все. Бездомные стали, как говорил Федор Михайлович Достоевский, лишними людьми.

Есть в городе так называемый дом ночного пребывания. Но туда принимают клиентов только по направлению органов социальной защиты и с паспортом. А у большинства бездомных паспортов нет.

Именно с этими, еще не потерянными для общества людьми, и намерены работать на постоянной основе православные психологи и социальные работники. Они будут призывать их к покаянию, к смирению, к добродетелям во имя любви к Богу. Такое проведение ненавязчивой трудовой, социальной и духовной реабилитации людей, волею судьбы оказавшихся в нелегком положении, несомненно, заслуживает внимания администрации, общественных организаций и жителей Екатеринбурга. От успешной реализации этой задачи выиграет и город, на улицах которого сократится число «бомжей», а сами улицы станут чище, выиграют и нынешние бездомные, которые могут получить и крышу над головой, и возможность заработать хлеб насущный собственными руками.

Лидия ЕЖКОВА

 
Социальное служение

Мы спасали Димку вместе!

 «Православнаягазета» в 12 номере писала о судьбе мальчика, которому требовалась серьезнаяоперация. Чтобы жить дальше, Диме Агапитову требовалась трансплантация костногомозга.

 
Социальное служение

В монастырском кафе «Православная трапеза» состоялся выпускной вечер катехизаторской школы общества «Трезвение»

 Екатеринбург,3 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».На территории Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга открылось кафе«Православная трапеза».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс