Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (407) → Врач Вячеслав Боровских: «Полноценная духовная жизнь человека начинается тогда, когда человек получает возможность развиваться как личность и реализовывать то, что Бог вложил в него при рождении. И первая ступенька в этом развитии – смирение»

Врач Вячеслав Боровских: «Полноценная духовная жизнь человека начинается тогда, когда человек получает возможность развиваться как личность и реализовывать то, что Бог вложил в него при рождении. И первая ступенька в этом развитии – смирение»

№38 (407) / 8 октября ‘06

Социальное служение

 — Вячеслав Владимирович,мы уже не первый раз рассматриваем взаимосвязь нашего духовного, душевного и физического здоровья. Проблема недоверия человека Богу и чрезмерное довериесамому себе может иметь очень печальные последствия, в конечном итоге, для здоровьятелесного.


 — Эту проблемуя сегодня и хотел обсудить. Мы должны хорошо понимать, что человек – существоне самобытное, в человеке нет механизма саморазвития, самосовершенствования,и тот душевно- телесный потенциал, с которым мы появляемся на свет, – это то,что мы можем либо взрастить, либо утратить. Утратить – это мы сами, а возрастить– только с Божьей помощью. И человек, не зная, каким образом восполнить то,с чем он родился – этот душевно-телесный потенциал, как его развить и сохранить,он растрачивает. И утрата, душевное опустошение проявляются по-разному. Психиатрыэто знают под такими названиями как «неврозы», «психопатия» и т.д. Когда-то это занимало маленький сектор душевных болезней, а сейчас огромный. Разновидностейневрозов много, и мы выясняем не то, есть ли у человека элемент невроза или нет, а именно какой невроз. Я уж не говорю о других душевных болезнях, связанныхс зависимостью от алкоголя, наркомании и т.д. В чём тут дело? Всё начинаетсяс утраты смирения. Если мы говорим, что полноценная нормальная духовная жизньчеловека начинается тогда, когда человек получает возможность развиваться как личность и реализовывать то, что Бог вложил в него при рождении, – это смирение,что является первой ступенью, с которой всё начинается. Нет смирения – и нетничего. А противоположное состояние – когда запускаются механизмы самоопустошения,– это гордыня, самонадеянность, самомнение, когда человек намерен распоряжатьсясвоей волей и своим умом так, как ему самому хочется, не имея никакого представленияни о Боге, не имея любого другого авторитета, которому он мог доверяться. И если лет 20 назад мы не видели доверия людей к Богу, потому что у нас об этомникто не говорил серьёзно и открыто, то было доверие людей к врачам, тогда профессияврача имела соответствующий престиж в обществе, и эффективность медицины быланесоизмеримо выше, чем сейчас. Потому что начало медицины – это обращение пациентаза помощью к врачу тогда, когда человек доверяет специалисту. И от этого довериязависит всё – и сам процесс лечения, а главное – результат. А за последние 15лет мы и это потеряли. Потеря доверия пациентов к врачам началась давно, ещё тогда, когда наше государство стало издавать популярную медицинскую литературутипа журнала «Здоровье». Когда люди могли вытащить из почтового ящика журнал,в котором на хорошей бумаге с иллюстрациями будет описаны этиология, клиника,диагностика и лечение язвенной болезни. А человек, узнав об этом на популярномуровне, не имея медицинского образования, не имея представления об анатомии,физиологии, потом придёт к врачу, будет его слушать, но будет иметь в виду то,что прочитал в журнале. Ещё в советское время врачи этот журнал называли порнографическим,потому что эта информация развращала человеческие нравы. Успех лечения зависитне от знания больного о заболевании, а от степени доверия к врачу – вот закон,фундамент, на котором стоит медицина.
 Христианезнают, почему любое лекарство будет действовать: потому что этого хочет Бог. Если я готов послушаться врача, то благотворное воздействие на меня окажет любоелекарство. Приведу вам пример из своей практики. В больнице № 40 мы участвовалив клинических испытаниях препарата «Динол». Сейчас этот противоязвенный препаратесть во всех аптеках, а тогда он только появился. Набрали 40 человек, страдающихязвой, 20 человек принимали «Динол», а остальные в точно таких же упаковках– мел, т.е. он никакого воздействия на слизистую желудка не оказывал. Результатыбыли потрясающие – кто принимал мел, у них эффект лечения был выше. Тогда воспринялиэто с юмором, дескать, от самовнушения, значит, не от химической формулы зависитрезультат, а от степени доверия больного врачу.
 – «Как Вы относитеськ кодированию?» – спрашивают наши зрители.
 – Утратадоверия к врачу привела к оттоку пациентов из официальной медицины и притокуих в парапсихологическую практику. Сейчас мы видим самый настоящий сатанинскийшабаш, когда огромный спрос на душевное здоровье породил огромное количествомагов, чародеев, экстрасенсов, парапсихологов, знахарей и т.д. И это не в закоулкахи подворотнях, а на государственном уровне. На 1-м канале телевидения показываютпередачу, где человек, которого называют «гуру», даёт рекомендации людям с любымизаболеваниями. Совершенно неграмотный и не разбирающийся в медицине, он высказываетвердикт. На каждом телеканале обязательно сидит какой-нибудь колдун, астрологили экстрасенс. Иностранцы выясняли именно эту сторону жизни нашего обществаи говорят, что Россия превратилась в большую духовную помойку. Многие люди духовнодезориентированы, человек кому-то хочет верить, и когда он идёт к кодировщику– это удовлетворение религиозной потребности. Здесь и медицина пошла на поводуу общества и стала заложницей этой ситуации. Наша официальная медицина, в частностинаркология, обладает скудным арсеналом средств для того, чтобы оказать эффективнуюпомощь своим пациентам, и она вынуждена придавать наукообразный характер самойнастоящей оккультной практике, которая связана с общением с тёмной духовнойреальностью, – это вопрос о кодировании. Это самая настоящая оккультная практикаи к медицине не имеет никакого отношения, отсюда множество проблем. Сейчас ужев Минздраве серьёзно стоит вопрос о том, чтобы метод Довженко на территорииРоссии запрещать, т.к. накапливаются проблемы с закодированными алкоголиками.Церковь постоянно об этом говорит. А в Ветхозаветные времена за это вообще казнили.Кодироваться нельзя. В оккультном «лечении» денег вращается больше, чем в официальномздравоохранении, – при том, что у нас строятся многопрофильные поликлиники,больницы с современным оборудованием. То есть, нужно правильно оценивать степеньэтой катастрофы, которая произошла в медицине. Наша медицина переживает кризис,которого никогда раньше не испытывала. Надо признать, что ухудшается подготовкамедицинских кадров, здравоохранение стало заложником рыночных отношений, врачперестал видеть в пациенте человека, а только источник материальных благ. Степеньдоверия пациента к врачу зависит от умения врача вчувствоваться в человека,внимательно выслушать, и вот тогда уже начнётся лечение. От врача очень многоезависит. Постепенно человек утрачивает доверие к врачу, доверие к колдунам,и, в конце концов, он уже не верит никому, разочаровывается во всех и во всёми впадает в тяжелейшую депрессию. Путь, который избавит нас от этого, – этовоцерковление, наведение порядка в собственной душе, с помощью Божией, которуюОн подаёт в Церкви. Медицине нужно воцерковление, и потихонечку это, слава Богу,происходит и у рядовых врачей, и медперсонала, и у руководителей здравоохранения.Но до того, чтобы это явление приняло какие-то организационные формы, далеко,как до Луны. Мы должны полностью пересмотреть подход к человеческой личностикак к пациенту, пересмотреть антропологию медицинскую, включить в неё самыйвысокий уровень саморегуляции – нравственность и духовность, без которых человеческуюличность невозможно представить. Духовное состояние человека определяет всё,даже биохимические процессы, которые происходят в каждой клеточке. Наша русскаямедицина всегда была церковной, и особенно психиатрия, которая вышла из монастырей.Шизофреники и психопаты были всегда, и когда они присутствуют на службе, то сознательно имеют желание исповедовать грехи. Когда причащается шизофреник,мы видим, как отступает болезнь, потому что включается самый высокий уровеньсаморегуляции, который не признаёт официальная светская психиатрия, т.е. материалистическая.Психиатрия переживает сейчас самый серьёзный кризис, и с неё должно начатьсявозрождение нашей медицины. Я уже не говорю о таких заболеваниях как алкоголизми наркомания, что является моей специальностью, – здесь мы видим несостоятельностьнашей медицины, это даже не её сфера. Потому что она считает, что этой сферыпросто нет, что у человека кроме мозгов и саморегуляции ничего высшего нет.Отсюда низкая эффективность оказания помощи. Это надо признать и как-то менятьотношение здравоохранения к этой проблеме.
 – Вопрос от Еленыиз Самары: «Мой отец страдает алкоголизмом много лет, мы с братом верующие,но отца в храм привести не можем. Нужен ли ему сначала православный врач-нарколог,чтобы он подтолкнул его на путь веры и есть ли такие врачи»?
 – Православныйврач – это проблема из проблем, у нас их никто не готовит, и нет такой профессии– православный врач, их очень мало. Наверняка и в Самаре есть верующий православныйпсихиатр. А то, что вашему папе нужен человек, который его вразумит и сориентирует,может быть, это будет и православный врач, а может быть, и нет, просто хорошийврач-нарколог, который на рациональном уровне объяснит, что с ним происходит.И, может быть, этого будет достаточно, чтобы у человека появилось желание изменитьсвою жизнь и совершать усилие над собой, и тогда уже можно будет и вам самимего направлять. Мы видим, как сейчас дети приводят своих родителей в храм не столько убеждением, сколько своим образом жизни. Когда родители видят своихдетей молящимися, это несёт мощное воспитательное воздействие. Точно так же,когда дети видят своих родителей молящимися, лучшего воспитания для детей не придумать.
 – «Мы с мужемхристиане, мы не основательно воцерковлены, но в течение 8 лет имеем духовногонаставника. У мужа раз в полгода происходят страшные запои, и избавиться от них мы никак не можем. Он мучается. Как ему помочь? Как попасть к Вам, можетбыть, Вы ему чем-нибудь бы помогли»?
 – Чем можетпомочь запойному человеку родственник? Только усердной постоянной молитвой за него. Когда мы не в состоянии достучаться до души человека непосредственно,воздействуя на него словами, убеждениями, то гораздо более действенным средствомявляется молитва. Потому что мы существа немощные и непосредственное наше воздействиена человека слабое. Человек может нас слышать, может не слышать, а может вообщепоставить стену между собой и нами, и нам кажется, что мы потеряли человека,а на самом деле нет. Человек всегда доступен Богу, и по молитвам близких людейБог выстраивает внешние обстоятельства жизни этого человека так, что он вразумляется.Для верующего человека с этим нет никаких проблем, и не надо беспокоиться на эту тему, если мы молимся за своих близких, знайте, что они никогда не погибнути Господь обязательно их когда-нибудь вразумит.
 А что касаетсяпомощи в данном конкретном случае, если у вас есть возможность добраться до нас, пожалуйста. Номер телефона: 219–71–21. Может, я чем-то смогу помочь. Но если говорить в принципе, то степень интенсивности духовной жизни человека,страдающего запойной формой алкоголизма, должна быть выше среднего. Он долженочень серьёзно и вдумчиво совершать духовное преображение в церкви, обязательнопод руководством священника, у которого он будет исповедоваться. Это должнопроисходить очень интенсивно.
 – «Вячеслав Владимирович,а верующему в Бога православному человеку нужен врач-психотерапевт или нет»?
 – По большомусчёту врач-психотерапевт нужен и будет нужен до конца времён. Мы знаем, чемдольше история, тем дальше человек отстоит от Бога, и когда-нибудь окажется,что не останется ни одного верующего человека, и наступит второе пришествиеХриста. Людям будет не всегда легко найти прямую дорогу к Богу. Врач будет тотчеловек, с которого начнётся возрождение человеческой личности. Встреча с православнымврачом будет менять человеческую жизнь и будет первой ступенькой к спасению.В городе Полевском я стал приходским доктором, руковожу Духовно-просветительскимцентром храма Петра и Павла, который учредил православный приход. И наши прихожане,верующие люди, приходят ко мне на консультацию, за советом, за конкретной помощью,а иногда мне приходится исполнять роль врача-терапевта, разбираться с телеснымизаболеваниями и даже выписывать препараты. Человек болеет и обязательно умирает,– ещё ни один человек не избежал этого. Нужно беречь своё здоровье, избегатьпреждевременных болезней, избегать излишеств, которые искусственно вызываютболезни. И в то же время нужно учиться болеть, готовить себя нравственно, духовнок перенесению болезней, которые неизбежны. Уметь болеть – это наука из наук.
 – Мы считаем– это вовремя принять лекарство…
 – Вот и всё,что мы знаем о том, как нужно болеть, и этим знания ограничиваются не толькоу больных, но и у врачей. Врачи считают, что самое главное – это профилактика,хорошая диагностика, отлаженный лечебный процесс, новшества и достижения фармакологии,физиотерапия и т.д. Всё это необходимо. Задача медицины не в том, чтобы сделатьчеловека бессмертным или избавить от болезней вообще – это невозможно.
 Ни одна системазнаний, ни один общественный институт не знает верного отношения к болезни –только Православная Церковь. Я приведу вам как пример недавний случай. Ко мнена консультацию родители привезли 22-летнюю дочь, у которой есть полуторагодовалаядевочка. Эта женщина является носителем ВИЧ-инфекции. При этом беда произошлане потому, что женщина вела порочный образ жизни, при котором человек можетстать ВИЧ-инфицированным. Она не наркоманка, не проститутка, она из приличнойсемьи, хорошо воспитана и образована. Так получилось, что, в силу возраста своего,в силу неопытности она приобрела эту инфекцию при общении с наркоманом, с которыму неё были тёплые отношения, и от него она родила девочку. Слава Богу, что у девочки вирус прошёл транзитно. А сама мама не знает, что сейчас делать, для неё жизнь закончилась. Она грамотная, знает, что это за болезнь, она прочиталаво всех справочниках о том, что ей отведено жить 8–12 лет максимум. Она ждётразвития в своём организме, каких-то инфекций, признаков начинающегося иммунодефицита,к каждому своему недугу – простуде, любому прыщику, расстройству пищеварения– относится как к началу конца, и для неё это ужасно. Она в состоянии отчаянияи не знает, что надо делать, при том у неё малолетний ребёнок на руках. За однуконсультацию человека не научишь правильно относиться к болезни, – нужна серьёзнаяработа, нужно начинать с нуля, объяснять, что такое человеческая жизнь, откудаона, кто мы, куда мы идем. Другими словами, необходима серьёзная нравственнаяпсихотерапия, которая позволила бы человеку успокоиться и болеть правильно,не отчаиваться и не впадать в депрессию, а радоваться жизни. Любая болезнь,не только ВИЧ – к смерти тела. Это напоминание человеку о временности его земнойжизни, что он в течение жизни утрачивает качество своего телесного здоровья.И мы не знаем, когда каждый из нас закончит свой земной путь. Если бы нас с детства приучали к христианскому взгляду на себя, мы бы к нашим болезням относилисьпо-другому, не знали бы многих душевных расстройств. Христианин каждый деньживёт так, как будто этот день последний, на каждую исповедь приходит как на последнюю, и причащается каждый раз – как будто в последний. Потому что христианинточно знает, что его жизнь ему не принадлежит, и нас никто не спрашивает, когданам появиться на свет, и никто не спросит, когда нашу душу Господь заберёт.Кстати, дожить до старости удавалось меньшей части человечества. Большая частьзаканчивала земной путь в молодом и зрелом возрасте. Так складывалась историячеловечества. По слову апостола Павла, «мы не свои, а мы Христовы», и наша жизньне является нашей собственностью, она не принадлежит нам, мы не сами себе еёдали, мы все в руках Божьих. И если бы мы понимали это, то умели бы относитьсяправильно к болезням. Если человек придёт к полноценной здоровой духовной жизни,то поймёт и увидит причину своей болезни, потому что хорошо увидит свои недостаткии грехи. Тогда он понимает, что все болезни – результат греха, пусть не личногогреха, но «я не с Луны свалился, я продолжатель рода». Православный человекзнает, что существует родовой грех, и если этот грех кем-то из продолжателейэтого рода нераскаян, то я его воспринял и несу на себе, как наследственнуюболезнь. Кроме того, есть Адамово наследство, которое заканчивается для человекасмертью, независимо, от того, какова его духовная жизнь. Мне как врачу интереснонаблюдать, как ВИЧ-инфицированные ребята в нашем Центре меняются в лучшую сторону,преображаются, узнав о болезни, которая значительно сокращает жизнь. Всё ненужноеотбрасывается в сторону, как мишура, а остаётся главное – он, Бог и жизнь, которуючеловек должен принести Богу. Любая болезнь – это напоминание Господа о Себе,– Бог останавливает человека в его греховной жизни, нашими болезнями поворачиваетнас лицом к Себе. К 35 годам человек инфицирован практически всеми болезнетворнымибактериями, в том числе и туберкулёзом, неблагоприятные условия, недостатоквитаминов, переохлаждение, могут спровоцировать заболевание, но кто-то болеет,а кто-то нет. И в тюрьмах не все болеют этим, это зависит от Бога.
 – Мы считаем,что от нашего иммунитета.
 – Иммунитетот Бога, всё от Него, понимаете? Мы должны правильно к этому относиться. Мыпросим в молитвах у Бога, чтобы Он послал нам здоровье, мы хотим, чтоб нашажизнь не омрачалась страданиями, связанными с болезнями. Но если Господь посылаетнам болезнь, то мы не считаем это проклятием или несправедливостью, что Он от нас отвернулся, мы ни в коем случае не озлобляемся и никому не завидуем. Мызнаем – это мой крест. Я сам на этот крест не взбираюсь, но никогда с него не схожу, – это принцип жизни христианина. Господь послал этот крест, и я его терпеливои благодушно несу, – в этом моё спасение. Святые отцы так и говорят, что «болезнь– это готовое спасение». Этому никто сейчас не учит, нет такой науки, которая бы учила правильно болеть. Нигде не учат: ни в школе, ни в вузах, ни в семьях,потому что этого, к сожалению, не знают. Христианское отношение к болезни таково,что человек знает, что он должен донести до последней минуты своей жизни своюдушу в наименее повреждённом состоянии, а не тело, для тела это невозможно.Когда человек переносит болезни с благодарностью к Богу (для неверующих людейэто режет слух, как можно за это благодарить) и несёт их до последнего дня,это и создаёт условие для созревания нашей души. Душа при таком отношении к болезни зреет и обретает жизнеспособность. Человек, относящийся к своим болезнямпо-христиански, и здесь удовлетворён и счастлив. По-настоящему радоваться жизни,получать удовлетворение и всю полноту жизни человек способен даже тогда, когдаон тяжело болеет, когда он прикован к постели, когда узнаёт, что болен смертельно.Раньше в русской медицине была традиция информировать человека, не скрывать,что он неизлечимо болен, т.к. у больного должно быть время приготовить своюдушу к встрече с Богом. Нам предстоит рождаться – точно так же, как мы рождалисьиз утробы матери в этот мир, совершенно не зная, что это за мир. Мы не зналии не хотели никуда рождаться, нам там было хорошо. Точно так же и здесь, в земнойжизни, наша душа зреет, как и тело наше зрело в утробе, чтобы быть жизнеспособнымздесь. Так же и в земной период жизни душа зреет для того, чтобы оказаться жизнеспособнойтам, в жизни вечной. И если наша душа начинает жить той жизнью здесь, то онауже здесь радуется, человек уже здесь живёт полной жизнью. И болезнь этому способствует,если мы научены правильно её переносить. Теоретически этому научиться нельзя.Если у меня нет духовной практики, если у меня нет молитвенного общения с Тем,с Кем мне предстоит встречаться, к встрече с Кем я готовлю себя, то меня не убедят никакие слова.
 Человек больше,чем земная жизнь, человек – это существо созданное для вечности, и этому учитПравославие уже 2000 лет. Я призываю к тому, чтобы люди пересматривали с христианскойточки зрения своё отношение к болезням, потому что больных людей очень много.Мы болеем с раннего возраста и имеем наследственные патологии, и мы все болеемтак или иначе. И чтобы мы не испытывали напрасных, бессмысленных страданий по поводу того, что кто-то здоров, а мы больны, мы должны воспринимать свои болезникак избрание Божие, что Господь коснулся нас, лично нас Своей любящей рукой.Да, так. Точно так же, как это делает отец, когда он любит своего сына, когдаон причиняет страдания своему сыну. Но не потому, что он садист, а чтобы сынотказался от того образа жизни, который он вёл и задумался о том, как надо правильножить, что нужно сделать со своей жизнью, чтобы её исправить. И тогда болезни,если мы не получаем от них исцеления, благотворно сказываются на состоянии нашейдуши, наша жизнь по-настоящему может стать радостной и осмысленной.
 – Беречь нужносвои руки, ноги, голову, но в первую очередь беречь свою душу. Если мы не бережёмдушу, то тогда потом нужно правильно воспринимать свои болезни.
 – Да. А что касается исцелений от каких-то недугов, которые сейчас считаются неизлечимыми,даже от той же ВИЧ-инфекции, есть элементарная медстатистика по Москве за последние10 лет. Учёные наблюдают за различными категориями ВИЧ-инфицированного населения.В церковной среде, т.е. среди тех людей, которые регулярно исповедуются в своихгрехах и причащаются, за последние 10 лет не обнаружено ни одного случая переходаВИЧ-инфекции в СПИД.
 — Это важныйдля нас показатель, и говорит об очень многом, он подводит итог всей нашей беседе.Спасибо Вам, Вячеслав Владимирович.

Беседу в прямом эфире вела Полина МИТРОФАНОВА
Расшифровка аудиозаписи – Илья ЦЫГАНЦОВ

 
Образование и воспитание

Сто километров проплыли по реке Чусовой участники православного молодежного клуба «Вознесение»

 Екатеринбург,8 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Сто километров проплыли по реке Чусовой участники молодежного клуба «Вознесение»Вознесенского храма Екатеринбурга.

 
Социальное служение

Восьмой ребенок родился в семье екатеринбуржцев Поповых

 Екатеринбург,29 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Многодетную семью екатеринбурженки Ольги Поповой поздравили с пополнением.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс