Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой апостолФома, память коего празднуется ныне, по прозванию Дидим (близнец), родом галилеянин,был в числе 12-ти апостолов. Когда, по воскресении Господа, сказали Фоме, что Иисус Христос воскрес, Фома не поверил и сказал, что не поверит, пока сам не увидит Спасителя и не дотронется до ран Его.
Чрез 8 дней по воскресении, Господь,явившись ученикам чрез затворенные двери, сказал Фоме: «Посмотри на руки Моии вложи персты в Мои раны, и не оставайся в неверии, но верь». Фома устыдилсясвоего неверия и с радостью воскликнул: «Ты Господь и Бог мой!». Тогда Спасительсказал ему: «Ты поверил, когда увидел; но блаженны те, которые, не видя, веруют».
По сошествииСвятаго Духа Фома по жребию пошел на проповедь в Парфию, Мидию и Индию. Он началскорбеть о том, что на его долю выпали такие далекие и неизвестные страны, но Господь явлением Своим утешил его. Проповедь Евангелия в Индии Фома закончилмученической смертью: он был пронзен копьем.
Сомнениесвятого апостола Фомы, закончившееся глубокой верой, побуждает нас, братия,побеседовать ныне о сомнении в деле веры, которым заражены многие в настоящеевремя и которое нередко оканчивается, к великому несчастию, безверием, лишающимЦарствия Небесного.
Что такоесомнение в деле веры? Священное Писание уподобляет сомневающихся морской волне,ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1, 6). Сомневающийся не имеет почвы и устойчивости.
Сомнениев вере есть следствие нравственного упадка человеческой души. Для примера можноуказать на иудейский народ времен Господа Иисуса Христа, то заявлявший и исповедывавшийверу свою в Спасителя, то сейчас же отрекавшийся от этой веры.
Душевноесостояние сомневающихся в вере поистине ужасно. Сомнение в вере удовлетворяеттолько среди земного счастья, спокойно находится только в человеке, который,полный здоровья и жизни, каждое последнее мгновение смерти рассматривает, как очень отдаленное событие. Но с того самого мгновения, как нашей жизни начинаетугрожать опасность, когда являются болезни – эти предвестники смерти, чтобынапомнить нам, что страшная минута недалека от нас, если мы находимся в непредвиденнойопасности и видим жизнь нашу висящею на волоске, тогда сомнение перестает удовлетворятьнас, мнимая безопасность, которую око нам обещало пред тем, превращается в страшнуюопасность, полную упреков, страха и ужаса. Тогда сомнение перестает казатьсяудобным и начинает представляться ужасным. В своем нравственном расслаблениичеловек ищет тогда света и не находит, – взывает к вере, но вера, которой онпренебрегал всю жизнь и которую, быть может, и осмеивал, не отвечает ему, потомучто он не со смирением сердца, а от гордого духа ума обращается к ней. И не тогда только сомнение бывает ужасным мучением, когда человек находится в опасномположении, когда его взор смущается и устрашается пред мраком неизвестного будущего;но и в обыкновенном течении жизни, среди вседневных событий, человек тысячураз чувствует, как яд ехидны (т. е. неверие), скрывающийся в его груди, капляза каплей падает на его сердце. Бывают минуты, когда и от удовольствий чувствуетсяутомление, когда наскучивает мир, когда жизнь становится в тягость, когда не знают, куда девать время, которое кажется им так медленно двигающимся вперед;глубокая тоска овладевает тогда душой, неописанное беспокойство терзает ее.
Это не то,что подавляющие несчастия жизни; это не печаль, которая гнетет дух и вызываетпечальные вздохи; это – убийственное изнеможение, недовольство всем окружающимнас, мучительное оцепенение всех сил.
Для чегоя в мире? – спрашивает себя человек. Какую пользу принесло мне мое существование?Что я теряю, удаляясь с лица земли, которая для меня опостылела, и лишаясь солнца,которое мне больше не блестит? Нынешним днем я недоволен, как и вчерашним, и завтра будет так же, как и сегодня; моя душа ищет наслаждения и не наслаждается,требует счастья и не достигает.
Не чувствовали ли вы, счастливцы света, этого мучения, этого червя, грызущего души тех, которыедумают в умственном отношении стоять выше других? Не терзает ли вашу грудь отчаяние?Так знайте же, что один из печальных источников этого состояния есть сомнение;это пустота души, которая ее беспокоит и мучит, это страшное отсутствие всякойверы и всякой надежды, это неведение о Боге, происхождении и назначении человека.
Только в крепкой вере в Бога и духовный мир человек найдет полное утешение в скорбяхжизни, получит терпение в болезни, спокойствие в виду смерти, за которой начнетсявечно блаженная жизнь для верующих и любящих Бога и ближних, и разрешит всетревожные вопросы жизни, которые терзают ум всякого мыслящего существа.
Какие средстваможно указать против сомнения? Искренность сердца и простота души, подлинноежелание обладать истиной, пламенная молитва к Богу об умножении веры в нашихсердцах, беседы с людьми верующими, чтение слова Божия, посещение богослужения,жизнь по правилам христианской религии, которая опытно убедит каждого в истинностии божественности христианства, внимание к путям и обстоятельствам своей жизни– вот средства против сомнения. Этими средствами обладал святой апостол Фома,и потому временное сомнение его сейчас же перешло в полную и непоколебимую веру,выразившуюся в воззвании: Господь мой и Бог мой! В противном случае человекдаже при наглядных доказательствах истинности веры может сомневаться, и сомнениеего может перейти, наконец, в неверие.
Молитвамисвятого апостола Фомы, испытавшего всю опасность сомнения на себе, да избавитГосподь нас от духа сомнения или да обратит его в дух веры и твердого упованияна Бога, который есть крепкий щит против всех бедствий и превратностей жизнии даже против самой смерти.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Святая мученицаХаритина, память коей ныне празднуется, пострадала при Диоклетиане, в началеIV века, в Понте. Постороннийблагочестивый человек, по имени Клавдий, взял ее сиротою на воспитание к себеи воспитал в благочестии.
21 октября Прп. Пелагии(457). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросияи Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937); сщмчч. Ионы,еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимирапресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937); прмч. Варлаама(конец 1930-х).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.