Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (402) → «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»

№33 (402) / 1 сентября ‘06

Социальное служение

 Здравствуйте,уважаемая редакция.
 В течениенескольких лет мы, православные миряне, ведём духовную переписку с осуждёнными(в большинстве своём на пожизненный срок), помогая им обрести веру и по-иномувзглянуть на их прошлую жизнь.

Многие из них пишут, что нуждаются в православнойлитературе, но иногда и просят выслать им продуктовые или лекарственные посылки.Мы не отказываем им в этом – причём, не выясняя, кто перед нами: христианин,представитель иной религии или атеист. Но однажды в «Православной газете для простых людей» (издающейся в г. Александров Владимирской области) было опубликованописьмо осуждённого Андрея, смысл которого сводится к следующему: среди заключённыхесть такие, которые, называя себя «уверовавшими» и даже в первых письмах просявыслать им Евангелие, «пудрят людям мозги»; на самом деле им, «законченным отморозкам»и «крысам», нужны ваши «шоколадки» и «пряники», а не тексты Священного Писания,в которые они заворачивают колбасу, используют их в качестве туалетной бумагии т.д. Они «недостойны» этих «святынь». Лучше присылайте их нам, «последователямХриста», на церковные приходы, а материальную помощь было бы «справедливее»оказать «старушкам, живущим на одну пенсию, нищим и калекам…»
 Доводы кажутсянастолько убедительными, что в пору схватиться за голову: «Что же я, подлец,делаю?». Наверное, я бы так и поступил, если бы в своё время не познакомилсяс творениями святых отцов и уже под их «руководством» не перечитал Евангелиеи послания св. апостолов.
 Сейчас, когдаречь заходит о сопоставлении «справедливости» мирской и Божией, я больше не впадаю в пространные рассуждения, как это было раньше, а привожу своим оппонентамисторию св. Варлаама Хутынского, которая в своё время повергла меня (как и многихмоих знакомых) буквально в шок, но поистине вразумила.
 Варлаам Хутынскийбыл прозорливым (или, как сказали бы сейчас в миру, “ясновидящим”) старцем,игуменом одного из монастырей. Однажды он с монастырской братией проходил по городской улице и вдруг увидел, как к мосту толпа людей тащит человека — судяпо их выкрикам, с целью утопить его в реке. Св. Варлаам подошёл к людям, поговорилс ними; и те отпустили несчастного со старцем… Через какое-то время подобнаяистория повторилась: люди вели к мосту уже другого человека. Однако на этотраз Варлаам Хутынский прошёл мимо, и бедолагу бросили в реку… Прошло нескольколет; и когда св. Варлаам лежал уже на смертном одре, служители монастыря пришлик нему, напомнили ему о тех двух случаях и попросили старца объяснить их. ВарлаамХутынский ответил (напомню, он был прозорлив): «В первый раз к реке тащили вора,а во второй – оклеветанного напрасно человека».
 И вот тутбратия не на шутку перепугалась. «Отче, да ведь нужно было поступить как разнаоборот: преступника наказать, а невиновного спасти!» И тогда старец Варлаампояснил: «Когда к мосту тащили вора, я видел рядом с толпой людей радующихсяБЕСОВ, готовых в момент смерти этого несчастного завладеть его душой… И я уговорилэтих людей отдать его мне на поруки. И теперь видите сами, что в монастыре онблизок к покаянию и исправлению… А во второй раз, когда на расправу вели оклеветанного,я слышал, как он повторял про себя: «Господи, по грехам моим приемлю. Да будетволя Твоя…» И вдруг я совершенно отчётливо увидел, как парящий над ним ангелуже поднял над его головой ВЕНЕЦ БЕЗВИННОГО СТРАДАНИЯ, смывающий все грехи этогочеловека и открывающий ему путь в Небесную Обитель. Так что же, я должен былу него этот венец отнять?»
 Вот он –стержень Христианства! Нужно стремиться помочь не столько тем, кто страдаеттелесно или находится в нужде материальной (но имеющих в душе искреннее раскаяниев грехах), сколько людям, ПОГИБАЮЩИМ ДУХОВНО! Нужно спасать человека не для его благополучия в земной жизни (которая рано или поздно ПРЕКРАТИТСЯ!), а радиВЕЧНОСТИ! Человек, рассуждающий по-иному, согласно высказыванием Святых Отцов,остаётся “ветхозаветным” (или “духовно немощным”), которого св. праведный ИоаннКронштадтский призывал неустанно в себе изживать. Это насчёт “старушек” и “нищих”.
 А что касается“недостойных”, то достаточно вспомнить, что две тысячи лет назад наш Спасительстоял, выражаясь образно, перед “железной дверью тюремной камеры” (нашей Землёй),откуда доносились пьяные и похотливые визги, ругань и сквернословие, и знал,что стоит Ему переступить этот порог, войти к “отморозкам” и “крысам” и начатьпроповедовать им Чистоту и Милосердие, как они, привыкшие к грязи, похоти и злобе, Его немедленно растерзают! Во время Гефсиманской молитвы Он обливалсякровавым потом: “Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 29, 39)”.Чисто по-человечески этот страх был понятен, ведь Господь облёк Себя в наше,земное тело, подверженное голоду, холоду, физической боли и т.д. И всё же ОнСвой выбор СДЕЛАЛ! Ибо так возлюбил этих несчастных узников, явно Его “недостойных”и приговорённых к смерти (до пришествия Христа все люди сходили во ад), что НЕ МОГ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ! Наверное, Спаситель надеялся на то, что пусть не все,но хотя бы иные из этой “камеры” прислушаются к Его словам. Даже ради горсткилюдей, у которых Он сможет “растопить” сердце, и стоило в эту “камеру” войтии принять страдания и смерть. И Своим последователям Он заповедал: “Отвергнисьсебя, возьми свой крест и следуй за Мною” (Мф. 16, 24). Причём Господь не требуетот нас непосредственного повторения Его пути (да это было бы нам, трусливыми слабым, практически невозможно). Он хочет видеть нас такими же сострадательными,как и Сам, учит жалеть “заблудших”, молиться о них и надеяться на то, что даже,извините, в “отхожем месте”, перед тем, как употребить духовную литературу “не по назначению”, “отморозок” всё же бросит взгляд на написанное там; а вдругчто-то из прочитанного тронет его сердце? Даже мизерная вероятность такого исходаБЕСЦЕННА! Именно ради этого мига и стоит жить – ради спасения гибнущей души,в то время как “братья по вере” — уже с Христом! Когда мы укрепляем в вере христианина,мы готовим его подняться на более высокую ступень в Небесном Царствии; а “исцеляябольного”, мы совершаем то, о чём, как известно, праведники на Небесах радуютсяболее всего – мы вырываем очередную душу ИЗ ЛАП ДЬЯВОЛА! Согласитесь, что по своему смыслу и значению вторая задача НЕСОПОСТАВИМО ВАЖНЕЕ первой! Кстати,примерно ту же роль, как это иным ни покажется странным, играют и продуктовыепосылки (когда-то в миру у меня был положительный опыт подобного). Для “верующегобрата” присланный гостинец – явление обычное, не вызывающее его коренного нравственногоизменения. Ибо он уже знает, что такое “любовь к ближнему”. Он понимает, что братья-христиане любят его даже при отсутствии материальной поддержки (ведьони и сами могут нуждаться). И совсем иное — “отморозок”, живущий по законуживотного мира, заботящийся лишь о собственном желудке. Да, он вполне можетнасмехаться над теми, кому “запудрил мозги” и у кого “выудил” “пайку”. И всё же есть (хоть и мизерная, но, повторяю, бесценная!) вероятность того, что кто-то из таких людей, получив от христианина с воли шоколадку или пакет пряников,спросит себя: “Почему человек СОВЕРШЕННО ПОСТОРОННИЙ, НЕ СВЯЗАННЫЙ СО МНОЙ РОДСТВЕННЫМИУЗАМИ И ДРУЖБОЙ, прислал мне гостинец – возможно, оторвав его у своих детишек?Что им движет? По каким внутренним законам он живёт? Почему я ничего подобногоне чувствую? А что если я по сравнению с ним в духовном плане чем-то ОБДЕЛЁН?Или вообще НЕПОЛНОЦЕНЕН?” Если бы мне довелось узнать, что такие мысли дажемимолётно, как молния, сверкнули бы в душе хоть одного “пахана” или “отморозка”(а вероятность такого исхода есть), честное слово, я бы от радости подпрыгнулдо потолка!
 Что же касаетсяСвященного Писания, то оно буквально изобилует цитатами, подтверждающими сказанноемною выше:
 - Если выбудете любить любящих вас, КАКАЯ ВАМ ПОЛЬЗА? Не то ли делают и мытари? И есливы приветствуете только братьев ваших, ЧТО ОСОБЕННОГО ДЕЛАЕТЕ? Не так ли поступаюти язычники? (Мф. 5, 46–47).
 - Умоляемвас, братия, ВРАЗУМЛЯЙТЕ БЕСЧИННЫХ! (1 Фес. 5, 14).
 - Обратившийгрешника от ложного пути его СПАСЁТ ДУШУ ОТ СМЕРТИ И ПОКРОЕТ МНОЖЕСТВО ГРЕХОВ(Иак. 5, 20).
 И т.д. и т.п.
 Конечно,можно поступить иначе. Устроить себе уютный и укромный уголок, поставить там свечки и иконки и, предавшись тихой и убаюкивающей молитве, пению Псалмов и исполнению обрядов, называть себя верным “последователем Христа”. И, ненавидятех, кто поносит твою веру, считая ненормальным присылать им “святыни” — духовнуюлитературу (хотя для Господа самой главной “святыней” является человеческаядуша), при этом искренне полагать, что находишься на прямом пути к спасению.Только нужно понять, что такая “вера” ставит под сомнение целесообразность крестногопути Самого Спасителя! Что если человек не готов принести себя в ЖЕРТВУ во имядуховного спасения именно НЕРАСКАЯННОГО ГРЕШНИКА, а не только “уверовавшего”,тогда он не имеет в себе образа и подобия Божия. Наконец (об этом очень меткосказано у одного из православных авторов), что люди, надменно и свысока относящиесяк своим ближним – какими бы злодеями те ни были, — сильно рискуют на СтрашномСуде “сгореть со стыда”, потому что внезапно им может открыться покаяние такойНЕВИДАННОЙ СИЛЫ, явленное иными из “отморозков” (пусть даже, как и евангельскомуразбойнику, на исходе земной жизни), о котором им, “последователям Христа”,приходилось только мечтать…

Владимир Кузин,
православный мирянин

 
Образование и воспитание

В издательстве Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга вышел в свет сборник «Игумен Авраам. Евангельские поучения»

 Екатеринбург,27 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В издательстве Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга вышел в свет сборник«Евангельские поучения (подвижный и неподвижный годовой праздничный круг)».

 
Социальное служение

У чемпиона мира по боксу слова не расходятся с делом!

 В конце мая 2006 года в Екатеринбург приезжал земляк-уралец, ныне живущий в Австралии,многократный чемпион мира по боксу среди профессионалов Константин Цзю с супругой. Несмотряна жесткий график встреч в Екатеринбурге, Константин откликнулся на приглашениеСпортивного отдела Екатеринбургской епархии выступить на финальном мероприятии«Соревнования классов, свободных от курения».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс