Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (402) → Приветственное слово Архиепископа Викентия к участникам II Епархиального съезда законоучителей «Школа XXI века»

Приветственное слово Архиепископа Викентия к участникам II Епархиального съезда законоучителей «Школа XXI века»

№33 (402) / 1 сентября ‘06

II съезд православных законоучителей Екатеринбургской епархии

 Екатеринбург,24 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Здесь собрались те, кто взволнованпроблемами образования детей и юношества, кто хочет, чтобы росло духовно крепкоепоколение.

Екатеринбургская епархия, реализуя решения Архиерейского собора в отношении образования и действуя в духе социальной доктрины Русской ПравославнойЦеркви, участвует в разработке православной концепции «Школа XXI века».
 Какой мыхотим видеть школу XXI века? В программном и базисном документе «Основысоциальной концепции Русской Православной Церкви» открыто говорится о необходимостиустранения атеистических пережитков в государственных учебных программах, предупреждаетобщество об опасности нехристианских и антихристианских тенденций в системегосударственного образования. Мы убеждены, что наша школа должна строиться на основе отечественных духовных ценностей, изъятых из Российского образованияна протяжении XX века. Хочу напомнить вам о том, что приоритетным направлениемнационального проекта Президента России «Образование» является «Поддержкаи развитие лучших образцов отечественного образования». Действительно,в Российском образовании были и есть сильные отечественные традиции. Многиепедагоги обращаются к опыту организаторов, методистов, теоретиков и практиков,стоявших у истоков Русской школы, которая изначально была школой православной.Сегодня все мы хотим, чтобы этот опыт, незаслуженно забытый, органично и естественнобыл возвращен в светское образование, не вытесняя и не отрицая всех положительныхдостижений современной педагогики. Именно для этого Екатеринбургская епархияпредставляет концепцию «Школы XXI века», она является результатомсовместной работы епархиальных образовательных структур и должна стать реальнымвоплощением наших чаяний.
 Целевымиустановками епархиальной деятельности на данном этапе должны быть:
 1. Всемерноесодействие становлению и развитию российской образовательной системы, делаяее конкурентно способной, инновационной, отвечающей темпам развития современноймировой цивилизации, привнося православное понимание и ответственность в жизньграждан современной России.
 2. Раскрытиепонимания духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях на основе Традиции отечественной православной культуры как инновационного вкладав национальный проект «Образование».
 3. Ведениеработы по разработке и внедрению данной концепции под знаком подготовки к очереднымМеждународным Рождественским Образовательным чтениям.
 Сегодня образовательныеи общественные структуры обсуждают способы решения тех проблем Российского образования,которые проистекают из многолетнего переходного периода современной Российскойистории. Сумеем ли мы удержать позитивное богатство прошлого? Выберем ли мысвой путь, прежде всего, с опорой на собственный, отечественный опыт культуры?Убежден, что наша православная школа несет в себе неисчерпаемое сокровище, котороеневозможно заменить разного рода моделями образования других народов и их культур.Только в Российской культуре образованность определяется в первую очередь умениемосмыслить явления собственной духовной жизни. Именно такая образованность должнаотличать выпускников школы XXI века.
 Образованиестало слишком зависимо от изменений в рыночной экономике, которую интересуетсиюминутная прибыль частного лица, финансового капитала, а не мысль развитиявсего общества. Но может ли такое зависимое от «злобы дня» образованиеслужить развитию народа, страны в целом в исторической перспективе? Его Святейшество,Святейший Патриарх Алексий II отечески наставляет нас: «Мы все несем ответственностьне только за себя, но и за будущее тех, кто следует за нами. Сегодня от всехнас требуется великое благоразумие, терпение, собранность, мужество, чтобы средимножества ложных и заманчивых на первый взгляд путей избрать верную дорогу».
 Заниженнойоказалась социально-культурная роль школы, учителя, воспитателя. Дело школыпочти стало частным, а не общенациональным, как это должно быть и как это былов условиях сильной, процветающей России. А ведь роль школы — системообразующая.Это точка связи между культурным опытом старшего и молодого поколения; это живойдиалог Собеседника от культуры современной с Собеседником от мудрости Традиции;это пространство социального и духовного единения людей; это вертикаль профессиональногороста человека в потоке непрерывного образования: с дошкольного, через школьное,до вузовского.
 Современнаяпедагогика призывает к личностно-развивающему образованию. Но о совершенствованииличности уже два тысячелетия говорит и педагогика православная. «Открытиехристианством личности в человеке коренным образом переменило пути человеческойистории. Каждый человек бесконечно важен и ценен, уникален и неповторим, посланБогом на дело, которого за него никто другой не сможет исполнить» — читаеммы в Послании Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к участникамVII Международных образовательных чтений. Об этом говорят многие евангельскиепритчи. Все вы знаете притчу о пропавшей овце, в которой Господь показываетнам, сколь дорога Ему каждая человеческая душа. Поэтому и мы должны беречь каждоговверенного нам ребенка, подростка, поэтому в школе XXI века мы должны вернутьв учебный процесс исконное, христианское понимание личности, а значит, и соответствующиесредства ее развития, ее образования.
 Не отделяятеорию от практики, православная педагогика предлагает прямое, действенное средстворазвития личностного, волевого начала в человеке — это обращение к религиозно-духовномуопыту христианства, воплощенному, прежде всего, в Церковных Таинствах. Классикрусской педагогики, педагог-философ с мировым именем Константин Дмитриевич Ушинскийв своей работе «Русская школа» писал: «Всего более образующейсилы для народа имеет Церковь. Она со своими внешними формами, полными глубокогосмысла, так сказать, улавливает полудикого человека с внешней его стороны, с тем, чтобы потом поднять его на высшую ступень самосознания. Она говорит непосредственномучувству человека и мало-помалу затрагивает его дух…". Все эти средствавоспитания, средства развития сыграют огромную созидательную роль в школе XXIвека.
 В постсоветскоевремя из образования почти полностью оказался выведен институт воспитания. Как ни странно, но даже в советский период было востребовано воспитание личности,хотя человеческая личность лишилась своего начала и конечной цели в личностиБогочеловека. В условиях атеизма школа продолжала воспитывать, прививать нравственныеначала. В постсоветское время из школы оказались изъяты даже эти шаткие основывоспитания. Образование стало духовно пустым, в него не пускают Учителя с большойбуквы — Воспитателя, там прочно обосновались технологи, специалисты по тестам.Это коренным образом противоречит одному из основных принципов православнойпедагогики, в которой невозможно отделить знание об истине от жизни по этимзнаниям. Принцип единства образования и воспитания звучит в работах многих святыхотцов и учителей Церкви, но предельно ясно он был сформулирован в XVIII векесвятителем Тихоном Задонским.
 Конечно,отрадно, что в президентском проекте «Образование» приоритетным направлениемявляется «Повышение уровня воспитательной работы в школах». Но, к сожалению, это рассматривается как материальное вознаграждение тех, кто занимаетсявоспитанием, а не как внесение воспитательного компонента в каждый предмет школьнойпрограммы. В школе XXI века духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным,оно должно стать основой для сознательного и ответственного освоения ученикомзнаний.
 Господствуетмнение, что врожденное стремление человека к свободе — лучший воспитатель духовных,личностных качеств человека. Это опасное и преступное заблуждение. Оно открываетдорогу вседозволенности, оправдывает любые анти-социальные, анти-культурныедействия человека. Если благо человеческой свободы зависит от полноты и совершенствачеловеческого бытия, как же ее можно получить при деградации и расчеловечиваниичеловека? Подлинная же свобода человека раскрывается только в христианстве:«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31–32).
 Все эти противоречияи проблемы коренятся в культурных установках, которые навязываются нашему обществу.Современным, передовым считается только то, что потакает инстинкту. Устаревшими ненужным считается все то, что удерживает человека в культурно-нормативныхрамках. Все современные институции — от психиатрии до юриспруденции — отстаивают«свободу» человека от ограничений, основанных на нравственных ценностях.Как близки нам слова святителя Иоанна Златоустого: «и худо не только то,что вы внушаете противное Заповедям Христовым, но и то еще, что вы нечестиеприкрываете благозвучными именами». Под давлением СМИ иерерхия ценностейтрадиционной духовной культуры перевернута: то, что аморально, порочно, возводитсяв ранг общечеловеческих ценностей, а то, что от Слова Божия, от опыта классическойкультуры, то осмеивается. Ужасает, что этот переворот в системе ценностей россиянсовершился за очень короткий период, всего за два десятка лет.
 Такую «перевернутую»систему ценностей формирует современная секуляризованная, неодухотворенная,неклассическая культура, самые радикальные направления которой стремятся реальныймир заменить его имитацией, миром виртуальным. Воображаемый мир предлагает человекулегко достичь того, что трудно достижимо в реальном мире. Если перевести этона язык православия, современная культура создает соблазн и активно вовлекаетв него человека, делая его рабом собственных страстей, лишая нравственных ориентиров.А если воля человека ослаблена, то им легко манипулировать.
 Таким образом,ныне осуществляется самое радикальное действие за всю историю человечества —расчеловечивание человека. Нельзя, преступно недооценивать опасность такой ориентациив культуре и возможных на ее основе криминальных практик.
 Чем мы можемответить на этот вызов современности? Он дает нам право и вменяет в обязанностьво всеуслышание заявлять о необходимости возвращения нравственного, духовногокомпонента в образование, требовать его внедрения в образовательные и воспитательныепрограммы от детского сада до ВУЗа. Система Российского образования может и должна всеми силами способствовать духовному возрождению России во имя ее великойисторической миссии и во славу Божьего предназначения.
 Сами понятия«образование» и «воспитание» мы понимаем в соответствиис тысячелетней православной традицией. Воспитание — вскармливание высших началв человеке; «конечной целью воспитания является соединение человека с Богом,а образования — формирование Бога в человеке, точнее, образование Христова образав нем» — пишет современный архипастырь, автор трудов по православной педагогикемитрополит Черногорский Амфилохий (Радович). Только на такой основе образованиеобретает смысл, ибо оно получает жизненную, исторически и личностно значимуюцель. Пришла пора вернуть подлинное значение воспитания и образования в Российскуюшколу.
 Школа — не механизм подготовки кадров с тем или иным профессиональным уклоном. Российскаяшкола — это центр воспитания нравственно просвещенной нации. Она опирается на сознательность и ответственность верующего человека — и педагога, и ученика,взаимодействие между которыми строится на нерушимой основе христианского единения,соборности, общего понимания блага и греха. Примеры построения школ на такихначалах уже имеются среди православных гимназий. В православной школе учитель,наставник никогда не заслонит собой Того, Кто Сам является Истиной, совершенногоВоспитателя, Учителя, Личность, Творца. «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь»(Ин. 14:6) — говорит Господь наш Иисус Христос.
 «ШколаXXI века» трактуется нами широко, как целостная система российского образования.Она питается тысячелетней мудростью православной традиции, живет нравственнымиценностями христианской культуры. Она осуществляет образовательную деятельностьна основе фундаментального знания мировой классической культуры, которая естьплоть от плоти культуры христианской, религиозной, духовно ориентированной.Именно такая школа и окажется подлинно инновационной, преображенной и обновленной,она сможет решить многие проблемы, неразрешимые в рамках системы атеистическогообразования.
 Как можеммы с вами способствовать такому преобразованию школы? В течение работы II съездазаконоучителей на многочисленных секциях вы сможете услышать о лучших примерахправославного образования, о наиболее эффективных формах работы с детьми и молодежью,сможете обменяться опытом, поделиться новыми разработками, предостеречь кого-то от тех ошибок, которые вы совершили. Призываю вас активно и плодотворно поработать,чтобы каждый смог воплотить на своем приходе, в своем городе, районе, селе,многое из того, о чем будет говориться на съезде. Мы ждем от вас не пассивногоожидания каких-то методик «сверху», никто не сделает вашу работу за вас. Становитесь сами примером для подражания, не отступайте перед трудностями.Все мы — Церковь, и мы несем огромную ответственность перед Богом.
 Школа XXIвека — это школа посвящения в тайну Божией Премудрости, синергийного сотворчестваБога и людей во имя великого дела спасения человеческой души. Такая «школа»должна быть в центре национальной политики, идеологии Российского общества,бережно оберегаемая из поколения в поколение."

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
II съезд православных законоучителей Екатеринбургской епархии

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий второй направил свое первосвятительское приветствие участникам II съезда православных законоучителей Екатеринбургской епархии

 Екатеринбург,24 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Сегодня в Екатеринбурге начала свою работу II Съезд православных законоучителейЕкатеринбургской епархии.

 
II съезд православных законоучителей Екатеринбургской епархии

Архиепископ Викентий возглавил работу секции духовенства Второго съезда православных законоучителей

 Екатеринбург,28 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Священнослужители приходов Екатеринбургской епархии обсудили насущные проблемыдуховного образования во время работы секции духовенства.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс