Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Подвижничествопреподобного Сисоя, преставившегося в 429 г., память коего совершается ныне,продолжалось от ранней юности до глубокой старости.
Сначала жил он в ските,потом перешел реку Нил и уединился на той горе, где подвизался великий Антонийи где все напоминало ему о дивном образце иноческого жития. Уединение не скрыловеликого подвижника Сисоя от людей, жаждущих духовного просвещения, и многиестали посещать Сисоя, чтобы пользоваться его наставлениями. Он же не отказывалсяпринимать людей, так как любовь к людям ставил выше своего, хотя и возлюбленного,безмолвия.
В беседахего с людьми заключались в особенности уроки смирения.
– Отец! –сказал однажды Сисою один пустынник, – я замечаю за собою, что памятование о Боге всегда со мной… – Это еще немного, сын мой, – отвечал ему Сисой, – ещеважнее того – видеть себя ниже всех, потому что такое уничижение способствуетк приобретению смирения…
Другому братусказал он: имей смирение, отрешись от своей воли, откажись от пустых забот мирских,и ты найдешь мир сердца…
О себе самом Сисой постоянно говорил: грешником засыпаю, грешником пробуждаюсь…
Во времякончины преподобного Сисоя выказались и великое смирение его, и великая благодатьГосподня, пребывающая на смиренных… Умирая, старец пришел в восхищение, лицоего просияло, и он заговорил: «вот, авва Антоний идет ко мне»… Немного спустявоскликнул: «я вижу лик пророков», – и в то же мгновенье лицо его еще болеепросветлело, – «вот, пришли апостолы», – стал он говорить тихо и как-будто разговариваяс кем-то из святых.
– С кем онразговаривает? – недоумевали пустынники, собравшиеся вокруг преподобного Сисоя,чтобы выслушать его последние изречения.
– Вот, ангелыпришли взять мою душу, – и я молил их подождать еще несколько, чтобы успетьмне совершить покаяние… Они же сказали: ты не имеешь больше нужды в покаянии…– Не знаю, начинал ли я еще его? – Эти последние слова преп. Сисоя дали понятьученикам его, знавшим о глубоком его смирении, что добродетель его была совершенна…
Наконец лицоподвижника просияло как солнце, и в то же время он воскликнул: «смотрите, Господьидет ко мне», – и с этими словами переселился в иной мир.
ПреподобныйСисой есть великий учитель смирения и в жизни своей, и при смерти. Поэтому побеседуемныне о смирении.
Все святыеукрашались смирением, несмотря на свои великие добродетели. Посмотрим на этихсмиренных людей, которые пред всеми себя унижали, посмотрим, кто они были на самом деле. Смирен был патриарх Авраам, он говорил о себе: я земля и пепел.Но кто этот Авраам? Это – отец верующих, которому между патриархами нет равного.Смирен был царь Давид, он говорил о себе: я червь, а не человек. Но кто этотДавид? Это – порфироносный пророк, которому между царями нет равного. Смиренбыл апостол Павел, он написал о себе: я наименьший из апостолов, я недостоини называться апостолом. Но кто этот Павел? Это – один из первоверховных апостолов,который более всех трудился в деле проповедания. Смиренна была пресвятая ДеваМария, Она, выслушав от ангела благовестие о зачатии Сына Божия, говорила: «величитдуша Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирениерабы Своея». – Но кто эта смиренная дева Мария? – Это – пресвятая Дева, МатерьБожия, высшая херувимов и славнейшая серафимов. Впрочем, на что нам приводитьслишком много примеров. Перечислять смиренных – значит перечислять мужей, высокихпо духу и святых по жизни. Кончим все одним. Кто есть Христос Иисус,Который во всю жизнь до самой смерти непрестанно смирял и уничижал Себя, Которыйне восхотел трости сокрушенной переломить и льна дымящегося угасить? Кто этоткроткий и смиренный сердцем, умывший ноги Своим ученикам? Высочайшая премудрость,совершеннейшая святость, сияние славы Отчей и образ Ипостаси Его, – словом,Бог – во плоти.
После этого,что же мы должны сказать о тех людях, которые не хотят смириться пред другими,которые любят гордиться собою? Что сказать о них? Это – люди, в которых нетистинного христианского духа, в них нет истинных достоинств; в них нет ни величия,ни святости. Гордятся только низкие и ничтожные люди. Не имея ничего, они хотятгордостью восполнить недостаток совершенств, надменностью думают заменить слабостьсвоих сил. Почему иной человек, заняв важное место в обществе, делается вдругнеприступным? Он боится, чтобы вблизи не рассмотрели его, кто он таков: он неприступностьюхочет скрыть свои недостатки, спесью думает восполнить скудность своих заслуг. Если вы увидите человека гордого, неприступного: то не старайтесь много разгадывать,кто он таков: это просто человек без истинных достоинств, в нем нет ни хорошегоума, ни доброго сердца.
Правда, и люди с великими достоинствами иногда предаются гордости. Но зато надолго лиони остаются великими при своей гордости? Начать гордиться – значит начинатьпадать; мечтание о себе – приготовление к унижению. Бог оставляет гордых самимсебе, а смиренных поддерживает Своей благодатью. И потому-то, братия, когдавы возмечтаете о себе, то бойтесь, чтобы вам в скором времени не посрамиться.Только при смирении высок и силен человек, а без смирения он слаб и низок.
Правда, низкиеи слабые люди тоже иногда смиряются. Но их смирение не лучше гордости. Пред кем смиряются низкие люди? Только пред высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнеевозвыситься. В каких слабостях признаются низкие люди? В самых ничтожных, маловажных.Для чего признаются? Чтобы дать знать другим, как маловажны слабости, которымони подвержены. Таким образом, у низких и смирение всегда низко, истинное смирениедля них слишком высоко, оно не по их духу. Истинно смиренный потому и смиряется,что он смирен душою; потому и не возносятся его очи, что не надмевается егосердце; у него сердце, как невинное, покорное, простосердечное дитя. От того-то истинно смиренными бывают только люди с совершенствами, люди великие и святые;только у таких людей достанет духу говорить о себе: я земля и пепел; я червь,а не человек.
Итак, братия,смирение вовсе не есть признак слабого и малодушного человека; вот гордые людивсегда слабы и малодушны, а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя естьпризнак величия духа, а гордое чело – отпечаток низкой души. И потому не будемсмущаться, хотя бы нам довелось отправлять самую низкую должность раба: низкаяслужба никогда не унизит высокого человека.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Жизнь святых Божиих человеков достойна подражания во всех отношениях. В ней всякий случай, всякое обстоятельство, каждое происшествие в высокой степени поучительно. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувствования святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны, и обхождение примерно.
Екатеринбург, 29 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». По благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, пятый Крестный ход, который совершают члены Всероссийского общества Иоасафа Белгородского, пройдет по территории Екатеринбургской епархии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.