Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентияк участникам IV Всероссийских научно-богословских чтений, посвященных творчествуИ.А.
Ильина.
Уважаемые господа!
Дорогие братья и сестры!
Мнепредставляется, что всякий, кто начинает читать сочинения Ивана АлександровичаИльина, в особенности его краткие публицистические заметки, в первую очередьиспытывает потрясение от того, как точно мыслитель предугадал все искушенияи опасности, которые подстерегали Россию после краха безбожной власти. Одновременноэтот читатель испытывает боль от того, что большинства этих предсказанных катастрофне удалось избежать. Более того, создается впечатление, что противники существованиясильной, духовной, нравственной России приложили все силы, чтобы направить переменыв Отечестве нашем по тому гибельному пути, от которого предостерегал Иван АлександровичИльин. Эти силы, которые Александр Сергеевич Пушкин назвал «клеветниками России»,может быть, даже раньше, чем у нас на Родине, прочли и «Наши задачи», и «О сопротивлениизлу силою», и другие работы Ильина. Они сделали отрицание их позитивной программыосновой своих разрушительных действий и значительно преуспели в этом.
Горечью откликаютсяи сегодня в сердце каждого честного человека слова философа, написанные почти60 лет назад: «Мы живем в эпоху величайшей смуты. Правда и ложь, честь и бесчестье,верность и предательство, вера и лицемерие…преднамеренно смешиваются и подмениваютсядля того, чтобы духовно оглушить и ослепить людей, вызвать в душах замешательство,растерянность и беспомощность и подмять заблудших и обессиленных под чужую имвласть. С этим намерением – обмануть и поработить – выступает целый ряд организаций,конечно, во главе с левыми и правыми тоталитаристами».
И невольновозникают мысли: что же можно сделать в этой трагической ситуации, можно ливообще еще что-то поправить? Причем ясно видно, что сегодняшние проблемы нашегоОтечества не уникальны, они, в известной мере, имеют место во всем мире. Толькосовременный, в особенности западный мир уже смирился с существованием такихпроблем, стал считать нормой то, что было неприемлемо еще несколько десятилетийназад. Известный телеведущий и публицист Владимир Соловьев подчеркивает этуважную особенность сегодняшней политической и международной жизни. Он пишетв характерном для него стиле:
«Демократиястала, в последнее время, своеобразной формой религии. Со своим набором «святых»,со своим «катехизисом» – набором прав, и со своими «священными войнами». И этивойны ведутся не ради интересов людей, защиты людей, а ради совершенно абстрактныхидей! Для таких войн вполне естественным является уничтожение немалого количестваграждан, которым обещают лучшую жизнь. Яркие примеры – Югославия, Ирак. Заметьте– американцы ведут «крестовый поход», прикрываясь демократической риторикой.Я не говорю, что американцы плохие… нет – просто они так видят. Для них демократия– новая форма религии. Их образ жизни – это другая религия, откуда ушло представлениео Христе, о христианстве».
Последнеезамечание очень важное и точное! Мы знаем, что из Европейской Конституции ужена стадии проекта были исключены даже упоминания о христианских ценностях, сформировавшихкультуру европейских стран.
Для нас этотподход категорически неприемлем. Иван Александрович Ильин писал в своей работе:…Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в егосмиренной молитве; не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах; не только в его войнах, но – и в сокровенном смыслеэтих войн. И особенно – в том скрытом от постороннего глаза направлении егосердца и воли, которым проникнута вся его история, весь его омолитвованный быт.Мы должны научиться видеть Россию в Боге – ее сердце, ее государственность,ее историю. Мы должны по-новому – духовно и религиозно осмыслить всю историюрусской культуры.
И, когдамы осмыслим ее так, тогда нам откроется, что русский народ всю свою жизнь предстоялБогу, искал, домогался и подвизался, что он знал свои страсти и свои грехи,но всегда мерил себя Божьими мерилами; что через все его уклонения и падения,несмотря на них и вопреки им, душа его всегда молилась и молитва всегда составлялаживое естество его духа.
Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее историяесть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие «провалы»на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас страшить. Естественна нашанеутихающая скорбь о ее временном унижении и о мучениях, переносимых нашим народом;но неестественно уныние или отчаяние».
В этих словахИвана Александровича Ильина все мы можем почерпнуть и надежду, и утешение, и указания пути, которым Родина наша должна выйти из постигших ее нестроений.
Несмотряни на что Россия еще не утратила Веры Православной, не утратила традиций нашихблагочестивых предков, не утратила нравственных ориентиров. В этом убеждаетменя жертвенность десятков тысяч братьев и сестер наших, пришедших нескольконедель назад поклониться всехристианской святыне – деснице Пророка и КрестителяГосподня Иоанна, привезенной в Россию и в наш кафедральный град по благословениюЕго Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Оставимсветским средствам массовой информации спорить о том, сколько десятков тысячуральцев поклонилось святыне, какой процент паломники составляют от всего населениянашего края. Для нас ориентиром служит русская пословица: «Не стоит село без праведника», означающая что и малое число людей, или, выражаясь словами евангельскими,«малое стадо», может быть основой, примером, нравственным стержнем жизни многихи многих своих ближних.
Это отличнопонимал Иван Александрович Ильин. В первой главе своей работы «Основы борьбыза национальную Россию» он призывает нас: «Мы должны надеяться на Бога, на духовныесилы национальной России и на самих себя, верных Богу и родине. И только; этогодовольно и больше надеяться нам не на кого. И прежде всего, и больше всего —мы должны надеяться на Божию помощь, молитвенно призывать ее и укреплять своидуши в Божиих веяниях и зовах. Напрасно иные представляют себе дело так, что между Богом и человеком лежит разобщение, что человек предоставлен в земнойжизни своим собственным силам, что Господь есть судия и взыскатель, но не помощники не источник любви и силы. Если бы люди знали, что Бог есть Дух, то они понялибы, что во всякой человеческой духовности веет живое присутствие Божие: в совести,в верности и в храбрости, в смирении и в жертвенности, в знании и в науке, в красоте и в искусстве, в дисциплине, в правосознании, в молитве и в богомыслии…И если бы люди знали, что Бог есть Любовь, то они поняли бы, что во всякой искреннейлюбви веет живое дыхание Божие: в любви ко всякому совершенству, в любви к родителям,к жене, к другу и к детям, в любви к родине и к своему народу, к ближним и ко всякому живому существу. Бог доступен нам и близок нам; от нас зависит призыватьЕго, т.е. укреплять свою слабую силу Его великою Силою, свой дух – Его Духом,свою любовь – Его Любовию. Мы должны помнить, что «всякий, делающий правду,рожден от Него» (1 Ин. 2, 29); и еще, – что «если сердце наше не осуждает нас,то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него» (1 Ин.3, 21–22).
… Мы должнынадеяться, далее, на духовные силы национальной России. Тот, кто сомневаетсяв них, пусть изучает русскую историю и пусть увидит, какие природные, пространственныеи исторические бремена поднял русский народ, создавая на протяжении тысячелетиясвое единство, строя свое государство, отстаивая свою веру и творя свою культуру.Пусть припадет он душою к тем источникам, из которых русский народ черпал своисилы; к его молитве, к его совестным исканиям, к его патриотическому и национальномучувству, к его художественному созерцанию, к его государственной воле, к самобытностиего на всех путях жизни. Надо утвердить свой дух в духе национальной России;надо слить свой инстинкт с русским национальным инстинктом самосохранения. И тогда нам откроется, что русский «народ искони обретал свою силу через молитву,верность и жертвенное служение».
Каждому из нас предстоит определить, в чем может состоять его личное жертвенное служениеОтечеству – в сфере производственной и научной, культурной и общественной –и с решимостью и молитвой вступить на этот путь несения своего жизненного Креста.Ибо, как напоминает нам Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всеяРуси Алексий II:
«Более чемдвухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует, что благодатная помощь Божия способнаизменить к лучшему жизнь каждого человека, просветить его сердце и разум, придатьсилы и вдохновить на успешную деятельность. Именно эта помощь свыше укрепляланаших предков на их жизненном пути, помогала преодолеть все трудности и испытания,вселяла веру и надежду.
В непростыхусловиях современной жизни, в поисках ответа на волнующие наше общество вопросыЦерковь призывает каждого найти этот ответ в отеческой вере, в Святом Православии.Человек создан богоподобным, и нравственные качества, заложенные Творцом в егодушу, позволяют человеку пребывать в общении с ближними в духовных устремленияхи совместных трудах. Памятуя об этом, Церковь не ограничивает свои усилия по нравственному возрождению общества лишь сферой дел, совершаемых только православнымиверующими, ведь духовное преображение Отечества – забота общенародная, и важностьэтого соборного делания осознается не только в церковной ограде».
Если мы хотимвозрождения России, хотим достойно продолжить труд, начатый великим сыном нашегоОтечества и Русской Православной Церкви Иваном Александровичем Ильиным, радиэтой благой цели, мы должны усердно и терпеливо искать пути соработничествавсех людей доброй воли, соработничества государства, Церкви и общества. Да послужитпоиску форм и методов этого соработничества наша сегодняшняя конференция, на труды и усилия которой я призываю благословение Божие.
АдминистрацияСтаврополя продлила работу общественного транспорта в ночь на пятницу для удобствапаломников, желающих поклониться деснице Иоанна Крестителя, сообщили агентству«Интерфакс» в пресс-службе Ставропольской и Владикавказской епархии. Святые мощиИоанна Крестителя были доставлены в Ставрополь поздно вечером в четверг.
Близится125-летняя годовщина со дня рождения выдающегося русского мыслителя, философаИвана Александровича Ильина. Многое связано с этим именем в нашей отечественнойистории истекшего двадцатого столетия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.