Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (388) → Вместо аборта – к священнику!

Вместо аборта – к священнику!

№19 (388) / 15 мая ‘06

Социальное служение

 С руководителем Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, клирикомхрама Великомученика и Целителя Пантелеимона, священником Евгением ПОПИЧЕНКОмы встретились в Москве, когда отец Евгений возвращался домой из США. Поэтомуи разговор мы начали с американских впечатлений отца Евгения.

 —Отец Евгений, после поездки изменились Ваши представления об Америке?
 — Да, раньшеу меня были стереотипы, что все американцы – снобы, думают только о долларе.Но рядовые американцы оказались нормальными людьми, открытыми, общительными.Поразило их умение трезво праздновать: в первый же день мы попали на городскойфестиваль, гуляли два часа, было очень много народу – семьи, молодежь, пожилыелюди. За два часа мы не встретили ни одного пьяного. (Я сразу представил нашдень города). Девушки одеты скромно. Все равно наши девушки красивей, но там я не увидел вызывающей одежды. Вообще сложилось впечатление, что американцына государственном уровне заботятся о нравственности. Много семей с тремя-четырьмядетьми. В свободное время я специально просматривал телевизор и на пятидесятиканалах не нашел ни одной растлевающей, пошлой передачи. (Наверное, они есть,но на платных, дорогих каналах). Понимаю, что впечатления наши поверхностны,мы были там всего 10 дней, жили в небольшом поселке, большинство жителей которого– пенсионеры, заработавшие себе на безбедную старость. Возможно, в ночном городемы встретили бы и пьяных, и девушек легкого поведения… Но то, что мы виделиза 10 дней, оставило приятное впечатление.
 Ощущениедвойного стандарта, правда, есть – внутренняя политика одна, внешняя – совершеннодругая, но рядовые американцы за это не ответственны.
 — Вы ездили в Америку с конкретной целью?
 — Меня пригласилНациональный фонд мира – американская организация, с представителями которойя неоднократно пересекался на антинаркотических семинарах и конференциях в Екатеринбурге.Я работаю с наркоманами, и мне предложили пройти анкетирование. В рамках программы«Открытый мир» (которая поддерживается Библиотекой Конгресса США) был приглашенна 10 дней в город Шарлотт для ознакомления с работой системы здравоохраненияс ВИЧ-инфицированными и наркоманами. Что сказать? Действительно, работают, и работают здорово, люди получают реальную помощь. Но в Россию эту методику перенестиневозможно по многим причинам. Например, на одной из встреч в реабилитационномцентре мы поинтересовались, каков среднестатистический портрет американскогонаркомана. Оказалось, чернокожий мужчина лет 40, чаще безработный и бездомный.А у нас средний возраст наркоманов 20–25 лет. В 40 лет человек, по крайней мере,понимает, до чего себя довел. А у 20–25-летних «ветер в головах», многие дажене понимают, что зависимы. Там же студенты не только наркотики не употребляют,среди них и курящих всего 20%. Пиво не пьют, оно считается алкогольным напитком,и до 21 года его употребление запрещено. А американцы, как я понял – законопослушнаянация. Характерный пример: едем в микроавтобусе, рядом с нами грузовик, шумит,рычит, выхлопные газы. А наш водитель не вырывается вперед, едет рядом: на дорогеограничение скорости 60 километров в час. Разве мы так сможем? А там это нормальноеявление. То есть у нас совершенно другой менталитет. Поэтому и их реабилитационныеметодики у нас не будут работать.
 — Вернемся в Россию. Если заглянуть на сайт Екатеринбургской епархии, создается впечатление,что у вас там кипит православная жизнь. Но одна знакомая журналистка, родомиз Екатеринбурга, говорит, что многие жители вашего города, наоборот, относятсяк Церкви враждебно. А как на самом деле?
 — На самомделе – как везде. Церковь – закваска, которая должна квасить все тесто. Свердловскбыл зоной победившего коммунизма. Сохранившиеся в городе и области храмы можнобыло пересчитать по пальцам. Народ искусственно оторвали от веры, она была выжжена.Сейчас это с трудом, со скрипом, но возрождается. Конечно, некоторые относятсяк Церкви враждебно, одни – по неведению, другие – сознательно. Ну что ж, Церковьвсегда была окружена врагами, но врата ада ее не одолеют. Надо просто делатьсвое дело. Вот и наша Епархия по благословению архиепископа Викентия потихонечкутрудится, ведет большую издательскую деятельность. Почти год круглосуточно работаетправославный телевизионный канал.
 — А сколько летсуществует ваш отдел?
 — Третийгод. Четыре года назад одна женщина пришла к архиепископу Викентию за благословениемсоздать хоспис, а Владыка не только благословил, но решил, что необходимо создатьСоциальный отдел. До сих пор это единственный хоспис в городе, пока только выездной.Сейчас это самостоятельная, хотя и дружественная нам структура. При Отделе такжеработает Центр помощи материнству «Колыбель». Он создан по типу московскогоцентра «Жизнь», занимается информационной, просветительской, консультативнойдеятельностью.
 — Не раз приходилосьслышать, что среди врачей разных специальностей именно гинекологи менее всеговосприимчивы к христианскому просвещению. Вы сталкивались с такой проблемой?
 — Нет. Наоборот,у нас недавно достигнуто соглашение с главным гинекологом Екатеринбурга о работев каждой женской консультации города (а их 14) православного специалиста. Каждаяженщина, собирающаяся делать аборт, будет направлена на беседу с таким специалистом.Запретить ей сделать роковой шаг мы не можем, но верю, что некоторым такие беседыоткроют глаза на аборт и убедят сохранить ребенка, а кого-то и к вере приведут.Для сегодняшнего дня это уникальная возможность. В большинстве консультацийработа уже ведется, в остальных начнется в ближайшее время. Всем специалистамЕпархия платит зарплату.
 — А как относятсяк приходу священнослужителей в других больницах?
 — Полгоданазад, опять же по благословению Владыки Викентия, мы активизировали работус больницами. Теперь за каждой из них закреплен конкретный священник. Например,в 5-й городской больнице 6 сентября был освящен храм в честь иконы Божией Матери«Целительница». Теперь в Епархии 16 больничных храмов, в основном в Екатеринбурге.По области их всего 2–3. Хотелось бы, конечно, чтобы в каждой больнице был храми работали наши сестры милосердия. Если нет такой возможности, то необходимохотя бы обеспечить регулярный приход священнослужителя к пациентам. В городечуть больше тридцати больниц, и только в трех из них руководство категорическине идет на сотрудничество с Церковью. В одной по распоряжению главврача священникане пускают на порог (распоряжению, естественно, неофициальному, это же противозаконно).В другой главврач под разными предлогами избегает встреч со священником, а в третьей прямо говорят: нам ваша помощь не нужна.
 — Но если кто-то из пациентов хочет исповедаться и причаститься?
 — В частномпорядке приход священника возможен, – тут, я думаю, главврача никто не спросит.Речь идет о систематической работе с пациентами и персоналом. Это возможно толькопри взаимопонимании с руководством.
 — Допустим, онисчитают, что им не нужен храм. Но неужели они при нехватке сиделок не заинтересованыв организации сестричества?
 — Представьтесебе. То есть они не против, если кто-то из наших сестер устроится в штат, но категорически не пускают туда волонтеров. Надеюсь, что все-таки со временемотношение изменится. Как изменилось оно в Горздраве, где всегда на наши инициативыи предложения реагировали «со скрипом». А в конце августа руководство Горздраваобратилось к архиепископу Викентию с просьбой о помощи: в городе чрезвычайнаяситуация, много отказных детей, коек в детских больницах не хватает, необходимапомощь Церкви. Владыка сразу отреагировал, подключил СМИ, провел беседу с настоятелями,при храмах организовались инициативные группы, которые приходят в детские больницеи помогают медперсоналу. Благодаря этим добровольцам и священники стали чащебывать в детских больницах, крестить детишек, от которых отказались родители.
 — А с одинокимистариками проводится систематическая работа?
 — Да, у насв городе 7 центров социального обслуживания (по центру на район), за каждымзакреплено от тысячи до полутора тысяч пенсионеров. Мы встретились с руководителямицентров, объяснили, что этим бабушкам и дедушкам наряду с материальной и бытовойнужна и духовная помощь. Предложили, чтобы социальные работники во время визитовпросто информировали своих подопечных о возможности прихода священника, исповеди,причастия, соборования, освящения квартиры. Понимание было достигнуто, и бабушки-дедушкиотреагировали с энтузиазмом. Теперь нам в центрах подают списки заявок на визитсвященника. Священник или ответственный прихожанин приходит вместе с социальнымработником, помогает по хозяйству, а также беседует и готовит человека к исповеди.Эта работа уже налажена.
 — Церковная социальнаядеятельность осуществляется только на средства Епархии? Или есть какой-то городскойбюджет?
 — Бюджетанет. Владыка сам встречается с бизнесменами, рассказывает о проделанной работе,показывает новые проекты, убеждает. То есть отдел существует на пожертвования.Если возникает необходимость в специалисте, мы пишем прошение архиепископу Викентию,и он утверждает прием на работу новых сотрудников. Сейчас в штате отдела 10человек, в основном врачи и психологи.
 — А добровольцевдостаточно?
 — Одно из действующих сестричеств удалось организовать нашему приходу в 36-й больнице.Три года назад мы пришли туда, главврач встретил нас настороженно, сразу заявил,что для открытия храма нет помещения, но не возражал против прихода сестер.Поначалу регулярно приходили к больным 5 человек, ухаживали за ними, проводиликатехизацию, готовили к исповеди. Сейчас работает 18 сестер милосердия, каждаяиз которых находит часа 4 в неделю для посещения больницы.
 Но по сравнениюс Америкой волонтеров у нас очень мало. В хосписе Шарлотта работает 60 штатныхсотрудников и 400 (!) волонтеров. Причем много пенсионеров. Людям за 70, а ониидут и добровольно ухаживают за болящими! Есть и студенты, они подключены к этому движению административно. Так что России еще предстоит развивать волонтерскоедвижение.

Беседовал
Леонид ВИНОГРАДОВ

Милосердие.ру

 
Социальное служение

Под небесным покровительством работают центры социального обслуживания населения Екатеринбурга

 По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Отделсоциальной службы Екатеринбургской епархии ведет совместную работу с городскимицентрами социального обслуживания населения. Такое решение было продиктованосамой жизнью: многие престарелые и больные люди не всегда имеют физическую возможностьпридти в храм, а центры социальной защиты населения посещают по необходимости.

 
Социальное служение

В Духовно-просветительском центре Святой Великомученицы Татианы начал работать православный телефон доверия

 Екатеринбург,20 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Уже несколько лет в Екатеринбурге несет служение храм во имя Святой МученицыТатианы, покровительницы студентов и учащихся.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс