Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (384) → 3 мая — память преподобного Феодора Трихины

3 мая — память преподобного Феодора Трихины

№15 (384) / 15 апреля ‘06

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых
Церковный календарь
2 мая — память преподобного Иоанна Ветхопещерника

 Нынеублажаемый преподобный Феодор был сын богатых родителей, живших в Царьграде,но не прельстился благами земными, и, оставив мир, подвизался в пустыне, во Фракии. Он не носил иной одежды, кроме грубой власяницы.

Прозвание «Трихина»– власяничник – получил от власяницы, которой изнурял свое тело.
 Прославляяпреподобного Феодора, Святая Церковь поет: «Явился еси предивен житием, Феодоремудре отче, власяными рубы изменив паче царских сокровищ, яже на земли: сегоради небесную одежду восприял еси. Присно моли о нас, преподобне!» (Кондак).
 ПреподобныйФеодор Трихина, отличавшийся необычайной умеренностью в употреблении одежды,служит живым укором тем христианам, которые чрезмерно заботятся о роскоши в одежде.
 Посмотримна происхождение, цель и значение одежды. Возведите мысли ваши к первым днямвселенной, в которые человеческий род заключался в одной чете, только вышедшейиз рук Создателя в совершенной чистоте и святости, – вы не найдете там никакогоследа одежды. Беста, – говорит книга Бытия, – оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Но вкусили прельщенные лукавым змиемот запрещенного плода, и разумеша, яко нази быша (Быт. 3, 7). Вот начало наготы!И сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания (Быт. 3, 7).Вот происхождение одежды!
 Итак, что есть одежда наша? Она есть произведение беззакония; она есть слабое средстводля кратковременного сохранения осужденного тела от действия стихий, совершающихего казнь; она есть прикрытие нравственного безобразия, соделавшегося естественным;она есть видимый знак человека-преступника; она есть всеобщий и всегдашний траур,наложенный раскаянием, по смерти первобытной непорочности.
 Что же делаютте, которые с такой заботливостью наперерыв стараются блистать красотой и великолепием?Что же значит эта гордость, с которой имеющий на себе дорогую одежду едва удостаиваетвзора покрытую рубищем или полураздетую нищету, – эта ненасытимость, с какойнекоторые со дня на день умножают свои наряды, это непостоянство, с которымтак часто переменяют уборы? Не есть ли это нечто подобное тому, как если быбольной вздумал тщеславиться множеством своих струпов, или если бы раб, принужденныйносить оковы, желал иметь их в великом числе и выработанные с разнобразным искусством?
 Итак, одеждыне должны быть роскошны. Правда, Бог некоторым образом освятил то, что естьв одежде простейшего и вместе необходимейшего. И сотвори Господь Бог Адамуи жене его ризы кожаны, и облече их (Быт. 3, 21). Но чрез это самое вновьосуждается безрассудная заботливость об украшении тела. Если вещество, по наставлениюСамого Бога, употребленное для составления одеяния, было кожа, то для чего некоторыеили несчастными, или презренными представляют себе тех, которые носят простойлен? Для чего нам неприятно, если не на нас прядет шелковый червь, не для насземля рождает золото и море жемчуг?
 Посмотрите– так премудрость Божия постыжает не только суетные попечения об излишнем, но и о потребном излишние – посмотрите на полевые цветы, как они растут: не прядути не трудятся, а вы, маловеры, мучите себя по произволу изыскиваемыми заботамио вашем одеянии, как будто Провидение меньше занимается вами, нежели быльем,ныне цветущим, а завтра увядающим, и будто Оно забыло близ вас произвести для вас потребное!
 Если вы,смотря на полевые цветы, не обретаете в себе мудрости пчел, дабы собрать с нихтонкий, духовный мед; если зрелище природы не приносит вам наставления, которое бы обратилось в вас в силу и жизнь: изберите себе другое, высшее зрелище; возвысьтедух ваш и воззрите, члены тела Христова, на Главу свою и всмотритесь пристально,пристанут ли Ей любимые вами украшения. Какая несообразность! Глава во яслях,на соломе, а члены хотят почивать на своих седалищах и утопать в одрах своих!Глава в уничижении, в нищете, а члены только и помышляют о богатстве и великолепии!Глава орошается кровавым потом, а члены умащаются и обливаются благовониями!Со Главы падают слезы, а члены жемчуг осеняет! Глава в тернии, а члены в розах!Глава багреет от истекшей крови и смертной объемлется бледностью, а члены лукавымискусством дополняют у себя недостаток естественной живости и, думая сами себедать красоту, в которой природа им отказала, превращают живой образ человеческийв изображение художественное! Глава то в наготе, то в одежде поругания, а членылюбят покоиться под серебряным виссоном, под златым руном, или, вместо наготыРаспятого, с презрением стыда и скромности, вымышляют себе одежду, которая быне столько покрывала, как обнажала! Но – да не возглаголаша уста моя делчеловеческих (Пс. 16, 4)! Должно опасаться, чтобы не почтено было неблагопристойностьюобличение обычаев, которым однако ж последовать неблагопристойностью не почитается.
 Все это приводитнас к той мысли, что одежды должны быть лишь приличны. Что ж, – спросят, вероятно,люди, более желающие избавиться от обличения, нежели исправить обличаемое, –неужели все должны отвергнуть всякое благолепие и облечься в рубище? Нет, никтоэтого не требует. Божественный Учитель наш обличает, а потому и нас обязываетобличать только попечения об одежде и особенно излишние, суетные, пристрастные.О одежди что печетеся? Есть род и степень благолепия в одеянии, которое назначаетне пристрастие, но благоприличие, не суетность, но состояние, не тщеславие,но долг и обязанность. Но попечения без конца, пышность без меры, расточениебез цели, ежедневные перемены уборов потому только, что есть люди, которые имеютнизость заниматься изобретениями этого рода, и что слишком много таких, которыеимеют рабскую низость подражать сим детским изобретениям – невероятная безрассудность!
 Безрассудностьтем более странная и нелепая, что, без сомнения, многие, виновные в ней, признаютее, и однако ж не престают вновь делаться виновными в ней! И пусть бы оставаласьона безрассудностью: бедственно то, что ею поражаются и питаются беззакония.Посмотрите, как иногда без внимания проходят мимо нищего, просящего мелкой монетына хлеб насущный, и тысячи отдают за ненужное украшение. Кто дерзнет сказать,что тут не нарушена любовь к ближнему? Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

2 мая — память преподобного Иоанна Ветхопещерника

 Прославляемыйсегодня святой преподобный Иоанн называется Ветхопещерником, потому что спасалсяв лавре святого преподобного Харитона, которая называлась ветхой или древней,как старшая из палестинских обителей. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеемапо направлению к Мертвому морю.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1мая Седмица 2-я по Пасхе. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820–850). Сщмч. Виссарионапресвитера (1918); св. Михаила исп., пресвитера (1935).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс