Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (384) → Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий выступил на X Всемирном Русском Народном Соборе

Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий выступил на X Всемирном Русском Народном Соборе

№15 (384) / 15 апреля ‘06

X Всемирный Русский Народный Собор в Москве

 В начале своего выступления первоиерарх Русской Православной СтарообрядческойЦеркви изложил собственное видение нравственного состояния современного российскогообщества.
 В частности,митрополит Корнилий сказал: «Среди заявленных на Соборе тем значится вопросо миссии России в XXI веке.

Считаю, что Россия только тогда сможет исполнитьсвое мировое предназначение, когда обретет необходимую духовную устойчивость.Мы же сейчас наблюдаем прямо противоположное. Русский народ после крушения атеистическойидеологии оказался открытым всем идейным ветрам. Это привело его к состояниюдуховной растерянности, что грозит социально-политической нестабильностью и утратой национального лица. Идейный разброд с неизбежностью привел к глубочайшемунравственному кризису. Могут сказать: народ наш грешил и раньше бесстыдно, беспробудно.Но вспомним Достоевского, который считал, что русский человек может тяжко грешить,даже опускаться до самых низин нравственного падения; но, пока он остается русским,он никогда не будет выдавать свой грех за норму, никогда не станет превозноситьсвои грехи, порок называть добродетелью. Ныне же у нас воцарилось умонастроение,согласно которому грех не только не считается таковым, но и подается как эталонповедения, свободного от предрассудков. Откровенная пропаганда всевозможныхвидов разврата достигла небывалых размеров. И все это подается под флагом защитыправ человека, его свободы. Но если понимать свободу как вседозволенность, как свободу оскорблять чувства верующих кощунственными выставками и карикатурами,то это не свобода, а прямое и неприкрытое насилие, насилие над духовным здоровьемчеловека, а прежде всего молодежи, еще не имеющей достаточного иммунитета противагрессии обнаглевшего греха».
 Далее в выступлениипрозвучал призыв к глубокому внутреннему покаянию: « В начале XXI века ставитсявопрос не об очередных космических достижениях, не о полетах на Марс, а об элементарном“сбережении народа”, некогда неуклонно прирастающего, а ныне по миллиону в годуходящего из истории. У многих ответ наготове: во всем виноваты враги, внешниеи внутренние. Но ведь почти у всех народов есть свои враги, и притом некоторыеиз этих народов потерпели от своих врагов сокрушительные поражения в последнеймировой войне. Но потом, имея несравнимо меньшие, чем у нас, природные ресурсы,вышли на передовые рубежи развития. А что же у нас? Разве не мы являемся народом,вышедшим победителем из беспримерных испытаний Великой Отечественной? Конечно,“вражеский фактор” нельзя сбрасывать со счетов. Нельзя быть наивными и простодушными,особенно в политике. Но все валить на врагов, тем самым как бы оправдывая себя,— и не по-христиански, и по существу неверно. Нам представляется такое умонастроениенеплодотворным. Оно унизительно для русского человека, ибо несет печать комплексанеполноценности. Надо начинать с себя, с собственного покаяния. Но не с простогопроизнесения покаянных слов, часто формальных и неискренних, а с внутреннегопокаяния в церковном смысле: коренного преображения ума и души, всего духовногостроя».
 При этом,по мнению митрополита Корнилия, подлинное покаяние невозможно без попыток зановоосмыслить ход национальной истории, уяснить себе, когда же началось то заболеваниенашего национального духа, которое с неизбежностью привело к современному «обвалу».
 В развитииисторической темы докладчик особо остановился на эпохе петровских реформ: «Самопо себе понятие «реформа» не несет в себе ничего отрицательного. Реформа — этопопытка целенаправленного изменения к лучшему. Периодически изменяться – законлюбого живого организма. Россия нуждалась в реформах в смысле усвоения последнихдостижений науки и техники, новых видов вооружения, создания флота и так далее.Но для чего нужно было посягать на многовековой уклад русского человека, с каким-то маниакальным упорством глумиться над его внешностью, одеждой, верой (вспомним“всешутейшие и всепьянейшие соборы”)?
 Петровскиереформы многих привлекают своим блеском, впечатляющей успешностью. Но то, что в краткосрочной перспективе может казаться сверхуспешным, в перспективе отдаленнойпривело к неминуемой катастрофе 1917 года. Потому что этот успех вырастает «на костях» в буквальном и переносном смысле: за счет чудовищного перенапряженияжизненных сил народа, а также безжалостного калечения его души.
 Мне хотелось бы обратиться к Собору с предложением сделать постоянной составляющей всех нашихразмышлений о судьбах России вопрос: а какова цена того или иного грандиозногопроекта? Не только материальная, но и экологическая, нравственная, то есть совокупная».
 В завершениесвоего выступления глава старообрядцев белокриницкого согласия обратился к собравшимсясо следующими словами: «Будем же вместе, как единокровные русские люди, доверяядруг другу, искать общий выход. Отчаиваться не надо. Это великий грех. Но не следует терять и трезвости мысли. Призываю все-таки смотреть вперед с хотя и сдержанным, но оптимизмом. Каково бы ни было уготовано будущее России, давайтене забывать то, о чем всегда помнили наши благочестивые предки: что близ есть,при дверех Христос Спас, имеющий строго спросить с каждого из нас отчета о содеянном.Рано или поздно наступит время окончательного суждения о наших мыслях и делах.И к этому часу мы всегда должны иметь наготове светильники, заправленные масломхристианской любви и добрых дел, чтобы достойно встретить Грядущего Христа».

ОВЦС МП

 
X Всемирный Русский Народный Собор в Москве

Мэр Москвы Ю.М. Лужков направил приветствие участникам Х Всемирного Русского Народного Собора

Ваше Святейшество! Уважаемые участники и гости Собора!  От имени Правительства Москвы и от себя лично горячо и сердечно приветствую организаторов,участников и гостей Десятого Всемирного Русского Народного Собора!

 
X Всемирный Русский Народный Собор в Москве

Соборное слово X Всемирного Русского Народного Собора

Москва, 4–6 апреля 2006 года Мы,участники X Всемирного Русского Народного Собора, объединившего более полуторатысяч представителей государства, Русской Православной Церкви и других традиционныхрелигиозных общин, делового мира, науки, культуры, образования, здравоохранения,военнослужащих, общественных объединений из 72 регионов России и многих государствближнего и дальнего зарубежья, — обращаемся к соотечественникам.  Вновь и вновьсвидетельствуем: вера определяет нравственную традицию народа, его духовнуюжизнь, его созидательный труд, пути его культурного творчества.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс