Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (381) → Старец Паисий Святогорец: «О жизни после смерти»

Старец Паисий Святогорец: «О жизни после смерти»

№12 (381) / 22 марта ‘06

Духовные поучения

 Осужденныеусопшие
 – Геронда,когда человек умирает, то он сразу же понимает, в каком состоянии находится?

 – Да, онприходит в себя и задает себе вопрос: «Что же я натворил?». Но – «файда йок»(«бессмысленно» — тур.) – то есть в том, что он задаёт себе такой вопрос, емууже нет пользы. К примеру, пьяный, убив свою мать, смеётся, распевает песенки,потому что не понимает, что наделал. А когда хмель выветривается из головы,он начинает плакать, рыдать, спрашивать себя: «Что же я натворил?» То же самоепроисходит и с теми, кто живёт греховно. Эти люди подобны пьяным. Они не понимают,что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головывыветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевныеочи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит,ощущает всё с непостижимой скоростью.
 Некоторыеобеспокоены тем, когда будет Второе Пришествие. Однако для человека умирающегоВторое Пришествие, если можно так выразиться, уже наступает. Потому что человексудится в соответствии с тем состоянием, в котором его застигает смерть.
 – Геронда,а что испытывают сейчас те, кто находится в адской муке?
 – Эти людиосуждены. Находясь в темнице, они испытывают мучения в соответствии с теми грехами,которые совершили в жизни земной. Эти люди ждут окончательного суда – грядущегоСуда Христова. Но среди них есть осуждённые строгого и особого режима, а естьи осуждённые на более мягкие наказания.
 – А где сейчассвятые и благоразумный разбойник?
 – Святыеи благоразумный разбойник сейчас в Раю, но они ещё не восприяли конечную славу,подобно тому как и осуждённые в аду еще не восприяли конечное осуждение. Богещё сколько веков назад сказал: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное».Но, несмотря на это, Он всё продлевает и продлевает время, потому что ждёт нашегоисправления. Но мы, продолжая пребывать в наших страстях и грехах, проявляемтем самым несправедливость к святым, потому что они [из-за нас] не могут восприятьконечную славу, которую восприимут после грядущего Страшного Суда.

 Молитва за усопшихи заупокойные службы
 – Геронда,могут ли молиться осуждённые усопшие?
 – Они приходятв чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находитсяв аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земнойжизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние,тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждутпомощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.
 Помысл говоритмне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническоми, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют её. Да и зачем им помощь? Что можетсделать для них Бог? Представьте, что ребёнок уходит из дома своего отца, растрачиваетвсё его имущество и вдобавок ко всему ещё и поносит отца последними словами.Э-э, чем тогда может помочь ему отец? Однако другие осуждённые в аду – те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи.Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То естьсейчас Бог даёт этим осуждённым людям благоприятную возможность получать помощьдо тех пор, пока не наступит Второе Пришествие. В жизни земной друг царя можетпоходатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому,если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной «темницы» в другую– в лучшую, из одной «камеры» в другую, более удобную. Он даже может исходатайствоватьим перевод из «камеры» в какую-нибудь «комнату» или «квартиру».
 Подобно томукак, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобноеи облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвамии милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопшихи совершаемые об их упокоении службы – это последняя возможность получить помощь,которую даёт усопшим Бог – до Второго Пришествия. После конечного Суда возможностиполучить помощь у них уже не будет.
 Бог хочетпомочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потомучто у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как жеТы спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.
 Поэтому нашаЦерковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды.Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службыобладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада. И вы после каждойБожественной литургии освящайте коливо за усопших. В пшенице есть смысл: «Сеетсяв тлении, восстаёт в нетлении», – говорит Священное Писание. В миру некоторыелюди ленятся сварить немного пшеницы и несут в церковь изюм, печенье, бисквиты,чтобы священники прочитали над всем этим молитву об упокоении усопших. А на Святой Горе старенькие монахи за каждой Божественной литургией освящают коливои за усопших, и за празднуемого святого, для того чтобы иметь его благословение.
 – Геронда,а люди, умершие недавно, имеют большую нужду в молитве?
 – Ну а как же! Когда человек только попадает в тюрьму, разве вначале ему не особенно тяжело?Будем молиться об усопших, которые не благоугодили Богу, чтобы Бог как-то помоги им. Особенно если мы знаем, что человек был жёстким или жестоким – точнее,если он казался жестоким, потому что иногда мы считаем человека жестоким, а в действительности он не таков. А если такой человек еще и жил греховно, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественнымилитургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасенииего души, для того чтобы, услышав молитву бедняков: «Да будет благословен егопрах», Бог приклонился на милость и помиловал этого человека. Таким образом,то, что не сделал сам человек, сделаем за него мы. А вот если у человека быладоброта, пусть он и не жил хорошо, – то от малой молитвы он получает большуюпользу. Это происходит потому, что он имел доброе расположение.
 Я знаю случаи,свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей.Один человек пришёл ко мне в каливу и с плачем сказал: «Геронда, я пересталмолиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. «Ты, – сказалон, – не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю». И действительно,я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот, и в эти дни не молился даже о себе».
 – Геронда,когда кто-то умирает и нас просят помолиться о нём, то правильно ли будет совершатьо его упокоении одну чётку первые сорок дней после кончины?
 – Если тымолишься об усопшем по чёткам, то вместе с ним молись и о других усопших. Зачемпоезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других.Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у нихнет никого, кто бы за них помолился! Некоторые люди очень часто совершают панихидуо ком-то из своих усопших сродников. Но от этого не получает помощи даже тотчеловек, о котором совершается молитва, потому что такая молитва не очень-то угодна Богу. Раз они совершили об этом усопшем столько заупокойных богослужений,то пусть одновременно молятся и за других усопших.
 – Геронда,иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имелс Церковью никакой связи.
 – Ты до последнегомомента не можешь знать того, каким будет Суд Божий. Когда тебя это беспокоит?Каждую субботу?
 – Я не следила.А почему каждую субботу?
 – Потомучто суббота – это день усопших, усопшие имеют на него право.
 – Геронда,а те усопшие, за кого некому помолиться? Получают ли они помощь от молитв людей,которые молятся об усопших вообще – не называя конкретных имен?
 – Конечно,получают. Я, молясь обо всех усопших, вижу во сне и своих родителей, потомучто они радуются молитве, которую я совершаю. Каждый раз, когда у меня в кельеслужится Божественная литургия, я совершаю и общую заупокойную литию обо всехусопших, молюсь об усопших королях, архиереях и так далее. А в конце говорю«и о их же имён не помянухом». А если иногда я опускаю молитву об усопших, то мои знакомые умершие являются мне. Один мой родственник был убит на войне, и я не записал его имя для поминовения на заупокойной литии, потому что оно былозаписано для поминовения на проскомидии вместе с другими, павшими смертью храбрых.И вот я увидел этого человека во весь рост стоящим передо мной во время заупокойнойлитии. И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных,но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду.

 Самое лучшеепоминовение усопших
 Полезнее,чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших,будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобыотсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещейматериальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуемоблегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшиеиспытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добромдуховном состоянии, то наши усопшие родители, дед и прадед, все наши предкистрадают. «Посмотри-ка, как живёт наш потомок!» – говорят они и расстраиваются.Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потомучто были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан импомочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемсяблагоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшимив Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной.
 Из этогоследует, что стоит трудиться и вести брань с нашим ветхим человеком, чтобы ставновым, он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим– будь они живые или усопшие.

 Дерзновенияправедников к Богу
 – Геронда,в письме к новоначальным монахам Вы пишете: «Хотя истинные монахи понимают,что то, что они получают в этой жизни, есть лишь часть райской радости и что в Раю она будет больше, но при этом из-за большой любви к своему ближнему хотятещё пожить на земле, чтобы помочь людям молитвой, для того чтобы в дела миравмешался Бог и мир получил помощь».
 – Читай:«Монахи хотят пожить на земле, для того чтобы страдать вместе с людьми и помогатьим молитвой».
 – Геронда,а в жизни иной настоящий монах тоже своей молитвой будет помогать людям?
 – Он будетпомогать им своей молитвой и в жизни иной, но тогда он не будет страдать, тогдакак сейчас он им сострадает. Он не живёт на земле припеваючи, «со счастливымиглазами и сияющим лицом»! Однако, чем большее страдание монах испытывает за своего ближнего, тем большим божественным утешением ему воздаётся, и это воздаяниенекоторым образом извещает монаха, что его ближний получил пользу. Эта райскаярадость есть божественное воздаяние за боль, которую он испытывает за своегобрата.
 – Геронда,то есть святые, которых мы просим о помощи, не сострадают вместе с нами?
 – Да, братты мой, – ведь там же нет боли! Где им страдать? В Раю? «Идеже несть болезнь,ни печаль, ни воздыхание». Разве не так говорится о Рае? Кроме того, святые[опытно] знают о том божественном воздаянии, которое восприимут люди, мучающиесяв этой жизни, и это знание доставляет им радость. Ведь иначе и Сам Бог, имеястолько любви, столько сострадания, как бы мог переносить эту великую человеческуюболь? Он может её переносить, потому что знает о том божественном воздаянии,которое ждёт страдающих людей. То есть, чем больше мучаются люди здесь, тембольшую небесную мзду Бог откладывает им на Небе. А вот мы всего этого не видими поэтому сострадаем тем, кому больно. Но если человек хотя бы немного видит,что ждёт страдающих в жизни иной, и знает о том божественном воздаянии, котороеони получат, то его страдание не столь велико.
 – Геронда,а если мы просим Бога помочь усопшему, который не нуждается в этой помощи? Тогданаша молитва совершается впустую?
 – Как жеона может совершаться впустую? Когда мы говорим: «Упокой раба Твоего (имярек)»,а этот человек в жизни иной находится близ Бога, то он на нас не обижается.Наоборот: наша молитва приводит его в умиление. «Погляди-ка, – говорит он, –я в Раю, близ Бога, а они переживают». Так наша молитва действует на любочестиеэтого человека, и, молясь о нас Богу, он помогает нам ещё больше. Но, крометого, откуда ты знаешь, в каком состоянии находится тот или иной усопший? Конечно,прежде всего надо молиться о тех, о ком ты знаешь, что своей земной жизнью ониогорчили Бога. Потом надо молиться о других подобных ему усопших, а после этого– молиться о всех усопших вообще.

 Грядущий СтрашныйСуд
 – Геронда,как очищается душа?
 – Если человекпотрудится в хранении и возделывании заповедей Божиих, если он совершает работунад собой, если он очищается от страстей, то его ум просвещается. Он возноситсяна высоту созерцания, и его душа становится такой, какой была душа человекадо падения первозданных людей. В таком состоянии человек будет находиться послевоскресения мёртвых. Однако, совершенно очистившись от страстей, человек можетувидеть воскресение своей души ещё до общего воскресения. Если это произойдет,то его тело будет ангельским, бестелесным и материальная пища его не будет заботить.
 – Геронда,а как будет происходить Страшный Суд?
 – На СтрашномСуде в одно мгновение будет открыто, в каком состоянии находится каждый человек.Каждый сам пойдёт в то место, которого он достоин. Каждый, как по телевизору,будет видеть и свое собственное непо-требство, и духовное состояние другого.Человек как в зеркало будет смотреться в своего ближнего и, приклонив голову,пойдёт на своё место. К примеру, невестка в жизни земной сидела перед своейсвекровью нога на ногу, а свекровь со сломанной ногой заботилась о её, невесткином,сыне – своём внуке. Если на Страшном Суде эта невестка увидит, что Христос помещаетеё свекровь в Рай, а саму её туда не берут, то она не сможет ничего возразитьи спросить Христа, почему Он это делает. Ведь та земная сцена будет стоять у неё перед глазами. Она будет помнить, как её свекровь со сломанной ногой ухаживалаза внуком, и не дерзнёт пойти в Рай. Да и сама она не сможет поместиться в Раю.А, к примеру, монахи увидят те трудности, те испытания, которые испытывали людимирские, увидят, как они их преодолевали. Если монахи жили неправильно, то они,потупив голову, сами пойдут в то место, которое засуживают. Монахини, которыене угодили Богу, увидят на Страшном Суде матерей-героинь, которые не давалимонашеских обетов, не имели тех благословений и благоприятных возможностей,которые имеют монахини, и, несмотря на это, подъяли подвиг и достигли высокогодуховного устроения. Как же, видя всё это, устыдятся монашки за мелочность и низость, которыми они занимались и от которых сами же мучались! Вот так, – говоритмне помысл, – пройдет Страшный Суд. То есть на Страшном Суде Христос не станетговорить: «Иди-ка сюда, что ты там натворил?» или «Ты пойдёшь в ад, а ты в Рай».Нет: каждый человек, сравнивая себя с другим, сам пойдёт на то место, котороеон заслуживает.

 Будущая жизнь
 – Геронда,я принесла сладости, чтобы Вы угостили сестёр.
 – Погляди-ка,как они радуются! В жизни иной мы будем говорить: «Каким же мы радовались глупостям!Как же нас тогда эти глупости волновали!» А сейчас, у-у-у, наше сердце простопрыгает от этих радостей.
 – Геронда,а как нам понять [суетность этих радостей] уже сейчас?
 – Если выпоймёте это сейчас, то не скажете так в жизни будущей. Что ни говори, но те,кто живут там, на Небе, живут хорошо. Знаешь, каким на Небе занимаются рукоделием?Непрестанным славословием Бога.
 – Геронда,почему мёртвое тело называется «останками»?
 – Потомучто тело – это то, что остаётся на земле после человека, после его смерти. Основнойчеловек – душа – уходит на Небо. На грядущем Суде Бог воскресит и тело человека,чтобы он был судим вместе с ним, потому что человек вместе с ним жил и грешил.В жизни иной все будут иметь одинаковое тело – тело духовное, все будут одинаковогороста: и маленькие, и высокие, все будут одинакового возраста: и юноши, и старики,и младенцы – поскольку у всех людей одинаковая душа. То есть в жизни иной у всех людей будет один и тот же ангельский возраст.
 – Геронда,а в будущей жизни те, кто будет находиться в аду, смогут ли видеть тех, ктобудет в Раю?
 – Представь,что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находитсяв этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находиться в аду, будут видетьтех, кто будет находиться в Раю. И это будет для них ещё большей мукой. И представьопять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте.Так же и находящиеся в Раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находитсяв Раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться Раем. Но в Раю «несть болезнь…».Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду – они даже не будутпомнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместес ними. «В той день погибнут вся помышления его», – говорит псалмопевец. Ведьесли находящиеся в Раю будут помнить о своих мучающихся в аду родственниках,то какой же это для них будет тогда Рай? И мало того: те, кто в Раю, будут думатьо том, что других людей [кроме тех, кто находится в Раю] нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будутпомнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчилиБога.
 Надо сказатьи о том, что количество радости, которую будет испытывать каждый человек в Раю,не будет одинаковым. У одного будет напёрсток радости, у другого – чашка радости,у третьего – целое озеро радости. Однако каждый будет чувствовать себя наполненным,и никто не будет знать – сколько радости, сколько божественного веселья испытываетдругой. Благий Бог устроил так, потому что, если бы один человек знал о том,что другой испытывает большую радость, чем он, то Рай не был бы Раем, потомучто тогда и в Раю начались бы [зависти, подобные земным:] «почему он испытываетбольшую радость, а я меньшую?». То есть каждый в Раю увидит славу Божию в соответствиис чистотой своих душевных очей. Однако эта острота духовного зрения [славы Божией]не будет определена Богом. Она будет зависеть от чистоты каждого отдельногочеловека.
 – А вот некоторые,Геронда, не верят в то, что существует ад и Рай.
 – Не верятв то, что есть ад и Рай? Но если нет Рая и ада, то как мертвые могут существоватьв небытии? Ведь они – души! Бог бессмертен [по естеству], а человек бессмертенпо Благодати. Следовательно, и в аду он тоже останется бессмертным. Кроме того,даже в сей земной жизни наша душа в какой-то степени переживает Рай или ад –в соответствии с тем состоянием, в котором находится. Если человека мучает угрызениесовести, если он испытывает страх, смущение, душевную тревогу, отчаяние или же одержим ненавистью, завистью и тому подобным, то он [ещё в земной жизни]живёт в адской муке. А вот если в человеке есть любовь, радость, мир, кротость,доброта и подобное этому, то он живёт в Раю. Вся основа – это душа. Ведь этоона чувствует и радость, и боль. Попробуй-ка подойди к умершему и начни говоритьему самые приятные для него вещи, к примеру: «Приехал твой брат из Америки»,или что-нибудь подобное этому. Он ничего не поймёт. Если же ты набросишься на него и переломаешь ему руки и ноги, то он тоже ничего не поймёт. Из этого следуетто, что в человеке чувствует не что иное, как душа. Разве всё это не заставляетзадуматься тех людей, которые сомневаются в существовании ада и Рая? Или предположим,что ты видишь прекрасный приятный сон. Ты радуешься, твоё сердце сладостно бьётся,и ты не хочешь, чтобы этот сон заканчивался. Ты просыпаешься, и тебе жалко,что ты проснулся. Или же ты видишь сон дурной. К примеру, тебе снится, что тыупал и сломал себе ноги, во сне ты страдаешь и плачешь. От страха просыпаешьсяс мокрыми глазами, видишь, что с тобой ничего не произошло и радостно восклицаешь:«Слава Богу, что это был сон!» То есть этому причастна душа. Видя дурной сон,человек страдает больше, чем он страдал бы в действительности, подобно томукак больной ночью страдает больше, чем днем. Так же, когда человек умрёт и пойдётв адскую муку, для него это будет более скорбным [чем то состояние адской муки,которую он, возможно, переживал на земле]. Представьте, что человек вечно переживаеткошмарный сон и вечно мучается. Тут и нескольких минут не можешь вытерпеть дурнойсон. А представь – Боже упаси! – находиться в скорби [вечно]. Поэтому в ад лучшене попадать. Что вы на это скажете?
 – Геронда,мы столько времени бьёмся, чтобы не попасть в ад. Так что же, по-Вашему, мытуда все-таки попадём?
 – Если у нас не будет ума, то попадём. Я нам вот чего пожелаю: уж если в Рай, так всем,а уж если в ад – так никому… Правильно говорю или нет? Будет очень неблагодарным,если после всего того, что Бог сделал для нас, людей, мы попадём в адскую мукуи Его огорчим. Да Боже упаси – чтобы не только человек в ад попал, но даже и птичка.
 Пусть БлагийБог даст нам доброе покаяние, чтобы смерть застала нас в добром духовном устроениии мы снова вернулись в Его Небесное Царство. Аминь.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Епархия

В селе Меркушино состоялся семинар по обсуждению «Стратегической программы образовательной деятельности»

Екатеринбург, 29 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Несколько дней назад в резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялось рабочее совещание руководителей епархиальных отделов и других структур.

 
Великий пост

В первой половине Великого Поста богослужения состоялись в небольших селах и деревнях Полевского района

 Екатеринбург,9 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Всю первую седмицу Великого Поста настоятель Покровского прихода селаКосой Брод Полевского района священник Андрей Аллес совершает чтение ВеликогоПокаянного Канона.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс