Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (381) → 5 апреля — память преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его

5 апреля — память преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его

№12 (381) / 22 марта ‘06

Церковный календарь

 СвятительНикон, память коего ныне, в молодых летах служил в римском войске начальникомотряда. Он был воспитан отцом в языческой вере, но мать его была христианка.

Она всеми силами старалась расположить сына своего к христианской вере, но всестарания ее были напрасны. Отпуская его однажды на войну, она на прощанье сказалаему: «Сын мой! Если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестнымзнамением, — и тогда не поразит тебя ни копье, ни меч». Вспомнил Никон словаматери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде, окруженный неприятелем,— совершил крестное знамение и — остался победителем… Впоследствии он обратилсяк Христу и был пресвитером, потом епископом; подвизался во Фракии, оттуда перешелв Сицилию, где и пострадал со своими учениками-иноками при Декии, в половинетретьего века.
 С того времени,как только мы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыклиосенять себя знамением святого креста. Это обычай всеобщий в православной Церкви,обычай всегдашний и самый древний: он несомненно ведет свое начало от временсвятых апостолов. Но, употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение,подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежит в основании этого благочестивогообычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне, в день священномученикаНикона, ис-пытавшего на себе спасительную силу крестного знамения, нам весьмаприлично, братия, размыслить о том, как мы должны изображать на себе крестноезнамение, чтобы оно могло оказать для нас свои спасительные действия.
 Прежде всего,мы должны совершать его с живой верою. Если мы не будем изображать на себе этознамение с верою во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения, – в такомслучае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будетлишено христианского смысла и останется неугодным Богу: без веры невозможноугодити Богу (Евр. 11, 6).
 Вот, например,с какой верою учили возлагать на себя спасительное крестное знамение святыеотцы. «Удались, – говорит святитель Григорий Богослов диаволу, – или низложутебя крестом, пред которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, креств моем шествии; крест в моем сердце, крест моя слава.
 Чтобы не воспламенялся в тебе гнев, прежде всего немедленно прибегни к Богу и моли Его,чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. А потом тотчас положи на себя знамениекреста, которого все ужасается и трепещет, и ограждением которого пользуюсья во всяком случае и против всякого».
 СвятительИоанн Златоуст учит: «Виждь, как вооружил последующего Ему воина небесный Царь!Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче — силу креста, знамение сущей над демонами победы».
 Должно, во-вторых,начертывать на себе знамение святого креста, по Заповеди православной Церкви,соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы.Когда мы начертываем на себе святой крест тремя перстами вместе, тогда самымсочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенениисебя крестным знамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, — и следовательно,самым сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая преждевсего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так в частности и при употреблении крестного знамения.
 «Наконец,должно возлагать на себе знамение святого креста так, чтобы действительно начертывалсяна нас крест, – и чтобы этот крест, по наставлению Святой Церкви, верхним концомсвоим касался нашего чела, нижним – нашей груди, или персей, боковыми – нашихмышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста, как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение святого креставо время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы темсамым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслямии познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями, и наши силы душевныеи телесные с их деятельностью. А поэтому как не рассудительно поступают те христиане,к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такойневнимательностью, поспешностью и небрежностью, что вовсе не начертывают на себе святого креста, а представляют движением своей руки как будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла!».
 Приведемздесь подлинными словами учение Церкви об образе совершения крестного знамения.В «Православном исповедании» на вопрос: как мы должны изображать на себе знамениечестного и животворящего креста, дается такой ответ:  «Должноизображать крест правой рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе,перенося руку на правое плечо и провождая до левого, говори: «и Святаго Духа».Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когдаизображаешь крест, можешь говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуйменя грешного. Аминь».
Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себявозлагаем, и будем возлагать его не только с живой верою, но и с величайшимблагоговением, какое подобает свя-щеннодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам Святая Церковь, будем возлагать его всегда с ясным представлениемв уме своем того самого креста, на котором был распят Владыка неба и земли и принес Себя в умилостивительную жертву правде Божией за наши грехи.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

4 апреля — память священномученика Василия, пресвитера Анкирского

 СвятойВасилий, память коего ныне совершают, был ревностный защитник веры Христовойи часто обличал в заблуждениях еретиков и язычников. При Юлиане отступнике за безбоязненную проповедь Христа он был подвергнут тяжким мучениям.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1апреля Мчч. Хрисанфаи Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра,сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612).Св. Иоанна исп. (1932); прмц. Матроны (1938).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс