Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ПреподобномученицаЕвдокия, память коей совершается ныне, жила в конце I и в начале II века. Родиласьона в финикийском городе Илиополе (ныне Бальбек), по происхождению и вере быласамарянка и отличалась редкой красотой.
Увлеченная в порок разврата, она плениламногих своей красотой и чрез это нажила огромное богатство. Но Бог предвиделвозможность спасения Евдокии и привел ее ко спасению. В одном доме с Евдокиейжил христианин, — лишь тонкая перегородка разделяла их жилища. У сего христианинаоставался ночевать возвращавшийся с богомолья некто инок Герман. Инок, по своемублагочестивому обычаю, в полночь, проснувшись и помолившись, сел и начал громкочитать Священное Писание. Читал он о Страшном суде, о блаженстве праведникови мучении грешников. Из-за перегородки Евдокия услышала чтение, благодать Божиякоснулась сердца грешницы, она сознала свое греховное состояние и содрогнуласьпри мысли, что ее, как грешницу, после смерти, которая во всякую минуту можетпрекратить ее жизнь, ждет грозный суд Божий и мука вечная. Рано утром пригласилак себе Евдокия Германа и просила помочь ей избежать адского мучения. Германпосоветовал ей принять крещение, раздать все имение, которое нажито грехом,и удалиться в монастырь. Так и поступила Евдокия. В монастыре все силы своипосвятила она трудам и подвигам иноческой жизни. Скоро сделана была настоятельницейобители. Подвизалась святая Евдокия в обители 56 лет и многих из язычников обратилако Христу, за что и была усечена, по приказанию градоначальника Викентия, с радостью предав дух свой, очищенный покаянием и благочестивой жизнью, ХристуБогу.
Что, как не навеянное благочестивым чтением размышление о смерти, частном вслед за смертьюсуде Божием, весьма грозном для грешных и радостном для праведных, отрезвилоЕвдокию от порочной жизни и обратило ее на путь спасительного покаяния?
Дабы показать,что всякому человеку нужно не позднее помышление о смерти, для сего довольнопользоваться обыкновенным правилом благоразумия. Оно требует, чтобы мы старалисьпо возможности предусматривать будущие случаи, особенно важные или трудные для нас, и заблаговременно соображать и употреблять средства и способы, как бы встретитьих с пользой для себя или по крайней мере с безопасностью. Земледелец преждепосева думает о жатве и приспособляет посев к получению жатвы, сколь можно болееобильной. Летом помышляет он о зиме, и заботится, как бы обилием лета наполнитьскудость зимы. Не больше ли нужно всякому помыслить и позаботиться о том, как бы не пропустить лета жизни и приготовить потребное на бесплодную и суровуюзиму смерти, как бы в этой смертной жизни произвести добрый и благонадежныйпосев, дабы в решительное время воскресения и суда, пожать, как изъясняетсясвятой Иоанн Дамаскин, класы присно-живопитания или дабы самим нам прозябнуть,возрасти, процвести и созреть доброй пшеницей, которую жатели ангелы соберутв житницы небесные.
Но мы частопозволяем себе небрежность в соблюдении правил благоразумия, думая, что некотораяна время небрежность еще не беда. Поэтому надобно настоятельнее доказать вам,как необходима для нас мысль о смерти, и как опасно пренебречь и потерять ее.Так она необходима, что не только земная, смертная, но и райская, бессмертнаяжизнь не могла стоять без мысли о смерти. Бог сотворил человека в совершенстве,достойном всесовершенного Творца; ввел его в рай сладости; дал ему плод древажизни для нетления; от опасного древа познания добра и зла предохранил его заповедьюне вкушать от плода этого дерева. Но этого было не довольно. Райская жизнь не была бы безопасна: для ее охранения нужно было поставить грозного стража — помыслсмерти. В оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 17),— сказал Господь: и райская жизнь была безопасна, доколе стоял подле ее помыслсмерти. Но как скоро успел исконный человекоубийца лукавством своим удалитьот человеков мысль о смерти: не смертию умрете (Быт. 3, 4), тотчас и убил грехом жизнь райскую.
Итак, еслиты подкрепишь и оградишь себя благоразумным и благочестивым помышлением о смерти,как бдительной стражей: то, без сомнения, оно поможет тебе охранить себя, хотяне совсем от смерти, которая преступлением Адамовым вошла в мир и во всех человеков,зато от всего, что соделывает смерть страшной, бедственной, в полном смыслесмертью. Но если, пренебрегая мыслью о смерти, мимо ее будешь устремляться толькоза удовольствиями чувственными, за приобретениями земными, за мечтами твоеговоображения: то, наконец, вместо страха от одной мысли о смерти, которого тыубегал, внезапно и неизбежно встретишься с ужасами действительной смерти, не телесной только, которая есть более признак смерти, нежели самая смерть, но и смерти второй, духовной, вечной, идеже червь их не умирает и огнь не угасает(Мк. 9, 44).
Из этогоразмышления может возникнуть вопрос: будет ли мысль о смерти, которую некогдаСам Бог поставил оградой против вторжения в мир греха и смерти, будет ли онадовольно сильна и полезна, когда грех и смерть уже вошли в мир и в нем царствуют?— На это решительный ответ дает нам благочестивый ветхозаветный мудрец, которыйговорит: во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши(Сир. 7, 39).
Молитвамипреподобномученицы Евдокии да укрепит в нашей душе Господь спасительную памятьо смерти.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
БлаженныйНикола, Христа ради юродивый, память коего ныне, достиг Царства Небесного путемюродства. Святой Никола жил в г.
СвятойФеодот, память коего совершается ныне, проповедовал учение Христово (в концеIII и в начале IV-го в.) на острове Кипре, где и был поставлен епископом, в городе Киринее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.