Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (373) → Отвечает священник…

Отвечает священник…

№4 (373) / 22 января ‘06

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Диакон Андрей Кураев: «Церковь в мире людей»

 Вопрос:
 Читал«Божественную комедию» Данте. Насколько я понял, он в своём произведении отразилструктуру Рая и Ада, какими их видит католичество. А есть ли в православии делениеАда на круги и Рая на какие-то небесные сферы? Почему в православном видениизагробной жизни нет чистилища? Спасибо.

Иван Гермашев

 Отвечает архимандритТихон (Шевкунов)

 Для православногочеловека рай, Царство Небесное – это таинственное единение человека с Богом,когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богомчерез веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческогобытия. Именно ради этого – обожения человека – и воплотился, претерпел страданияи воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад – катастрофическое состояниеполного отторжения человеческой души от Бога.
 В католицизмеособый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а,скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожегона юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось(индульгенции).
 Такие представления,конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участичеловека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439,т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество.

 Вопрос:
 Как православие относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси?

Елена

 Отвечает иеромонахИов (Гумеров)
 Желание предугадать,предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакимиземными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира,неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующийясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях.Священное Писание нам показывает, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническимсилам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, онибольше чем люди могут рассчитывать и предугадывать события. Слово Божие указываетнам опасность обращения к этим силам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинаниемерзостью и дерзким преступлением (Втор.10–12; Мих.5:12). В книге пророка Даниилаговорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы онирассказали ему виденные им сны и объяснили. Св. Даниил сказал: «тайны, о которыхцарь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы,ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан.2:27). Чтобы Господьоткрыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению в целях нашей пользы.Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточноприбегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит очень высокая— духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяниядолго еще в душе остается болезненный след.
 Гадания,которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданийв иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотическиеигры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однаждысказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде ононам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекаетдемонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочныедни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими,ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраиваетсвоих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетнейтрадиции.

 Вопрос:
 Однамоя знакомая ходит в церковь и в тоже время увлекается нехристианским делом— то ли трансмедитацией, то ли какой-то магией, то ли не знаю, как он там правильноназывается. Когда я ей сказал: «Как ты можешь, это же лицемерие, грех какой!»,она мне ответила, что, дескать, нигде в Библии запрета на эти дела нет, заповедейтаких запрещающих тоже нет. И я даже не знаю, что ей ответить. Помогите, пожалуйста.Спаси Господи.

Дмитрий

 Отвечает иеромонахИов (Гумеров)
 СвященноеПисание любые формы гадания, колдовства, магии и проч. называет мерзостью и строжайше запрещает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев19:31).Во Второзаконии это запрещение повторяется: «Когда ты войдешь в землю, которуюдает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народысии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь,прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебники вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред ГосподомБогом твоим» (Вт.18:9–13). Занимающийся колдовством по Закону подлежал смертнойказни (Лев.20:6, 27). Об Иосии (4Цар.23:24) в Библии с похвалой говорится, что они очистили землю от всяких гадателей. Новозаветная Церковь восприняла из СвященногоПисания запрещение всех видов колдовства как сатанинского занятия и принялана VI Вселенском и других Соборах специальные правила: «Предающиеся волшебникам,или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших,и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословиии много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей,делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем,и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяемсовсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общениесвета ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы;или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром (2Кор.6:14–16)?»(61-е правило VI Вселенского Собора).
 И в нашевремя диавол соблазняет людей этим пагубным занятием. Такие люди становятсяпленниками демонических сил. Постепенно у них угасает духовное начало. Они становятсяневосприимчивы к Божественной истине. Эти люди не имеют ни воли, ни возможностейосвободиться от власти диавола. Часто у таких людей начинаются душевные расстройства.Возникает состояние, которое в духовной литературе называется одержимостью.Избавление от бесовских пут требует от человека решительного отречения от сатаныи искреннего покаяния. Пастыри должны проявить к ним чуткость и внимание, чтобыпомочь им вернуться к спасительной жизни в Церкви. Опыт показывает, что лечениепроходит нелегко, но при наличии доброй воли и решимости с помощью Божией можностать духовно полноценным человеком.

 Вопрос:
 Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Елена

 Отвечает иеромонахИов (Гумеров)
 В еврейскойдемонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женскогорода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносныхдухов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейскогосуществительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническоесущество насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищаетих, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждаетмужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.
 Ни в однойбиблейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14)говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ееколючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищемшакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками,и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение(lilith) и находить себе покой (Ис. 34:13–14). Из текста ясно, что речь идето животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждаетсяи текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященникомиудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческомтексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться),а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища. В русской Библии lilithрассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчикипоставили: ночное приведение, имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящеена человека страх.
 В некоторыхтрактатах Талмуда о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековыхиудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксацияэтого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8–10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшимспособом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащегобасню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Онсоздал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились.Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Онаотвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушалдругого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Богаи улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизмене пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.
 Миф этотабсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращениечеловека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной.Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. СвященноеПисание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2, 13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворениипрародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находитсярассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27).Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию) и местов истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительстванашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляяочень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Богсоздал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2,7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утвержденияединства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого.Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитанияпо всему лицу земли (Деян.17:26).
 Примитивнаябасня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себяинтеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время,когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избиратьсебе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятсяк басням (2Тим.4:3–5).

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Диакон Андрей Кураев: «Церковь в мире людей»

Книга самого известного в современной России миссионера, публициста и богослова диакона Андрея Кураева посвящена «неудобным» для открытого обсуждения проблемам, касающимся взаимоотношений Церкви и общества. С присущей автору смелостью и остротой он затрагивает различные аспекты жизни современного человека.

 
История

По высочайшему указу

 В Невьянском заводе практически со времен его основания сосредоточилось большоеколичество раскольников. С введением в 1800 году в России единоверия, оно постепенностало распространяться и на Урале.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс