Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (368) → «Подвиг святого Пантелеимона в контексте восприятия мученичества Древней Церковью». Доклад председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонс

«Подвиг святого Пантелеимона в контексте восприятия мученичества Древней Церковью». Доклад председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонс

№47 (368) / 15 декабря ‘05

Событие

 Докладпредседателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции«Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонскиесвязи».

 Дошедшеедо наших дней житие святого великомученика Пантелеимона, будучи достаточно позднимтекстом, к сожалению, не в полной мере передает дух эпохи, в которую пострадалСвятой.

В нем есть еще один изъян – в недостаточной мере представлено богословиемученичества, сформировавшееся в Церкви того времени. Восстановить эти упущенияжития нам помогают аутентичные свидетельства ранней Церкви: мученические акты,а также произведения ранних церковных писателей, посвященные мученичеству. На примере этих текстов мы сможем воссоздать ту атмосферу, в которой жил Святойи в которой он совершил свой подвиг. Мученические акты других святых и иныедокументы эпохи помогут нам лучше понять, что двигало святым Пантелеимоном,какие убеждения могли привести его к мученичеству, какое богословие за этимстояло.
 Итак, важнейшейчертой мученического подвига в древней Церкви было то, что он считался подражаниеммученичеству Христа. С самого раннего времени Церковь учила, что Христос естьпервый мученик и основоположник мученичества. Все прочие мученики были подражателямиподвига Христова. Так, святой Игнатий Богоносец просит христиан Рима: «Дайтемне быть подражателем страданий Бога моего» (Римлянам 6). Он пишет, что толькотогда сможет считаться настоящим учеником Христа, когда даже его тела мир не будет видеть (Римлянам 4).
 Также мученическийподвиг имел евхаристическое измерение, и я хотел бы здесь особо его подчеркнуть.Согласно сознанию Церкви той эпохи, мученики, во всем подражая Христу, приносилисебя в жертву, подобную жертве Христа. В частности, для святого Игнатия Богоносцамученичество есть событие евхаристическое. Как Христос предложил апостолам Своюплоть и кровь, так и Игнатий жаждет стать хлебом Христовым: «Я пшеница Божия:пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (Римлянам4). Для него желание мученичества за Христа равносильно желанию вкусить евхаристическоетело Христово: «Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который естьплоть Иисуса Христа, Сына Божия» (Римлянам 7). Поразительны также слова святогоепископа Смирны Поликарпа, обращенные к Богу перед мученической смертью: «Да буду принят я <…> днесь пред лицом Твоим в жертву тучную и благоприятную,как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовил, предвозвестил и совершил».Итак, Поликарп желает стать жертвой – подобной той, которую совершил Христос.За это он благодарит Отца словами, которые очень близки к евхаристическим молитвам:«За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, чрезКоторого [да будет] слава Тебе – с Ним и со Святым Духом – и ныне и в будущиевеки». Также Ориген считал, что, поскольку Христос пролил ради нас кровь, мыдолжны проливать ради Него свою кровь (Похвала мученикам, 41).
 Мученичествовсегда воспринималось Церковью как свидетельство. Поэтому и греческое слово,которым с самого раннего времени обозначается мученический подвиг – «martyrion»– буквально означает «свидетельство». Это прежде всего свидетельство действием,поступком, но также свидетельство пророческим словом. Свидетельство мученическогоподвига многогранно. Здесь я хотел бы привести лишь три его аспекта. Мученикисвидетельствовали перед своими братьями и сестрами во Христе о своей вере и как бы напоминали им о силе Христовой и истинности его обетований. Они такжесвидетельствовали перед внешним – в то время языческим – миром. Это было свидетельствоо том, что Христос есть Сын Божий, который умер и воскрес и пребывает средихристиан в основанной Им Церкви. В качестве примера такого свидетельства хотелось бы привести простые, но сильные слова, сказанные святым Поликарпом Смирнскимперед лицом проконсула, судившего его. На просьбу последнего: «Поклянись, и я отпущу тебя; похули Христа», – Поликарп отвечал: «Уже восемьдесят шесть летя служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшегоменя?» Наконец, в сознании Церкви, через мучеников проявлял Себя и свидетельствовалСам Христос.
 Одна из чертмученичества заключается в том, что мученики не боялись смерти. Нам нужно задуматьсянад этим. Говорить об отсутствии страха перед смертью стало во многом риторическойфигурой, однако когда человек реально сталкивается с опасностью умереть, тогдатолько он может оценить, насколько большого мужества требует иметь пренебрежениек смерти. С древности страх перед смертью был приписываем самой природе человека.Так, например, Еврипид говорил, что любовь к жизни является врожденным чувством– настолько же, насколько человеку присущ страх перед смертью (Фрагменты). Характерно,что любовь к жизни Еврипид ставил в один ряд со страхом быть лишенным солнечногосвета. Оба эти чувства являются для человека естественными. О естественном характерестраха перед смертью говорили и Отцы Церкви. Так, например, преподобный АнастасийСинаит характеризовал природную человеческую волю как любящую жизнь (по-гречески«philozoos») и ненавидящую смерть (по-гречески «misothanatos»). По мысли преподобногоАнастасия, человек любит жизнь потому, что любит бессмертие, полученное им в самом начале своего существования (Путеводитель 2). Наиболее важным свидетельствомтого, насколько естественной является любовь к жизни, есть моление Христа в Гефсиманском саду. Православное богословие однозначно свидетельствует, что страхХриста перед Голгофской жертвой был не призрачным, не дидактическим, как считалинекоторые еретики, но реальным. Христос по-настоящему боялся смерти. В этомстрахе, как, пожалуй, ни в чем ином, раскрылась вся подлинность Его вочеловечения.Тем не менее, Он превозмог страх и пошел на крестные муки, которые завершилисьсмертью на кресте. Тем самым Христос показал, что человек может превзойти своесобственное естество, стать выше него.
 Следуя Христу,мученики также превосходили свое человеческое естество. Отсутствие страха перед смертью у мучеников не было чем-то согласным с человеческим естеством. Не былооно и чем-то противоестественным, чем оно является в обычных условиях, ведькак мы сказали – не бояться смерти – это ненормально. Отсутствие страха перед смертью у христианских мучеников – это нечто, что превосходит человеческое естество,что возносит мучеников над законами естества. Иллюстрацией этих слов являетсяфрагмент из мученичества Пиония и с ним пострадавших – древнего памятника, дошедшегодо наших дней. Язычники убеждали святого Пиония принести жертву богам, приводяследующие доводы: «Послушай нас, Пионий, мы тебя любим. Есть много причин, по которым ты заслуживаешь жизни – за твой характер и твою праведность. Жить и видеть свет – это хорошо!» Как видим, эти слова перекликаются с приведеннымвыше фрагментом из Еврипида и отражают отношение к жизни, характерное для тойэпохи. Что же отвечает на это Пионий: «Я согласен с тем, что жить хорошо, но жизнь, к которой мы стремимся, лучше. То же справедливо и для света – единогоистинного Света. Все это воистину хорошо, и мы не убегаем от этого, как если бы мы стремились умереть или ненавидели Божии творения».
 Задумаемсянад этими словами. Мученик не отвергает тех максим, которые были и остаютсяобщепринятыми в человеческом обществе: жизнь, как и свет, является благом, котороечеловеку свойственно любить и от которых противоестественно отказываться. Но все же мученики отказываются и от первого и от второго. При этом ими движетне ненависть к миру и жизни, но любовь – к той жизни, которая превосходит временнуюжизнь, и к тому Свету, который ярче света солнца. Отказываться от жизни притаких предпосылках намного сложнее, чем если исходить из миро- и жизне-ненавистническихпозиций, которые были характерны для многих учений древности и которые встречаютсяи в наше время. Легко отдать жизнь, когда ее ненавидишь, когда считаешь ее злом.Еще проще при таких предпосылках забрать жизнь у другого. Но как сложно пожертвоватьсвоей жизнью, когда воспринимаешь ее как благо, как дар Божий, – а именно такотносились и продолжают относиться к жизни христиане.
 Для тогочтобы преодолеть страх перед смертью, требуется благодать Божия. Именно благодарятому, что во Христе человеческое естество было ипостасно соединено с божественным,Его человечество смогло стать выше страха перед смертью и страданиями. Мученикитакже, уподобляясь Христу, благодаря причастию Божественной благодати, получалисилу свыше на совершение своего подвига. Особое действие благодати Божией в мучениках отмечали многие христианские авторы. Некоторые сравнивали мучениковс пророками и считали их последователями последних. Так, в мученичестве Поликарпасвидетели его подвига говорят о нем как о «бывшем в наши времена учителе Апостольскоми Пророческом <…> Ибо всякое слово, исшедшее из уст его, или уже сбылось,или сбудется».
 Однако сказанноевовсе не означает, что действие Божественной благодати устраняло необходимостьчеловеческого участия в мученическом подвиге. Как у Христа во время Его Гефсиманскогоборения человеческое естество активно участвовало в принятии страданий, таки от мучеников требовалось их личное волеизъявление, предполагавшее огромноеличное мужество – от мучеников требовалась синергия, говоря богословским языком,с благодатью Божией, укреплявшей их на подвиг. Что же было главной движущейсилой, которая помогала мученикам сделать свой выбор? – Это была вера. Верав то, что Христос есть Бог и Своим воскресением Он победил смерть. Вот что –вера в воскресение Христово – давала мученикам силу принять смерть от гонителей.
 Не будемзабывать, что далеко не все, кто вставал на поприще мученического подвига, доходилдо конца. Было также множество павших, которые в результате уговоров, угрозконфискации имущества, наконец, пыток уступали гонителям и либо отрекались от Христа, либо приносили жертву языческим богам. В некоторых мученических актахтакое отречение христиан связывалось с их чрезмерной ревностью и самонадеянностью,с тем, что они сами проявляли инициативу, напрашиваясь на мученичество. Так,в актах Поликарпа сообщается: «Некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывшийиз Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себяи некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убежденийсклонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех,которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит». Таким образом, мученичествов древней Церкви хотя и воспринималось как свободный акт, однако при этом расценивалоськак ответный шаг мученика на обвинения против него, как смиренное принятие уготованнойему чаши страданий. Эта черта мученичества также связывает его с мученичествомХристовым.
 В связи с тем, что далеко не все могли понести тяжести мученического подвига и появилосьмножество павших, очень рано в христианской традиции появляется образ мученическоговенца, который увенчивает лишь тех атлетов веры, которые смогли преодолеть всепоприще мученичества. Многочисленность павших в ходе гонений вызвало большиепроблемы в Церкви. Церковь фактически разделилась на тех, кто категорическиосуждал павших и не хотел их возвращения в Церковь, и тех, кто верил в милосердиеБожие и готов был позволить падшим во время гонений вновь воссоединиться с Христоми Его Церковью. Противостояние между двумя подходами вызвало в первые три векахристианства большие нестроения и привело к различным разделениям и даже расколамвнутри Церкви. Тем не менее, в конце концов победила та точка зрения, что павшиево время гонений могут восстановить свое общение с Церковью, при условии принесенияими покаяния. Я хотел бы особенно отметить этот момент. Церковь – это милующаяМать. Именно такой ее образ мы встречаем в святоотеческой традиции уже в самыйранний период – период гонений. Она с готовностью принимает покаяние грешников.То, что в Церкви возобладало милосердное отношение к павшим, является еще однимсвидетельством в пользу того, что мученичество есть совершенно особый подвиг,требующий максимального напряжения сил, величайшей веры и мужества, так как расстаться с жизнью ради Христа – это есть нечто, что не заложено в человеческойприроде, но требует преодоления человеческого естества.
 Все приведенныевыше аспекты мученического подвига мы можем применить к святому Пантелеимону.Его страдания и смерть стали подражанием страданиям и смерти Христа. Они восходятк архетипу мученичества, которое претерпел Сам Христос. Будучи врачом и даруядругим здоровье и жизнь, святой Пантелеимон пренебрег своей собственной жизнью,отказавшись от нее ради наследования жизни вечной. Он преодолел присущий каждомучеловеку страх перед смертью и отсутствием света, выражаясь словами Еврипида,чтобы вечно лицезреть Свет Невечерний. Святой Пантелеимон не оставил после себяникаких текстов, поучений, богословских дискурсов. Его свидетельством сталаего жизнь и его смерть, которая привела его ко Христу и прославила во веки.Его мученичество стало наиболее красноречивой мартирией – свидетельством о еголюбви ко Христу и стремлению уподобиться Ему. Мученический подвиг святого Пантелеимонасобрал и нас сегодня, через 1700 лет после его кончины.
 Говоря о феномене христианского мученичества, под конец я хотел бы кратко затронуть однувесьма актуальную проблему современности – проблему терроризма. Террористы-смертники,которые взрывают себя и уносят множество невинных жизней, считают, что они совершаютмученический подвиг. Так считают и многие, кто их поддерживает или симпатизируетим. Однако какое разительное отличие имеют подобные террористические акты от мученичества христиан! Как мы имели возможность увидеть выше, христиане приносилив жертву Богу только свои жизни. При этом к прочему человечеству, пусть дажееще далекому от Христа, они питали не ненависть и презрение, но любовь и сострадание.Как правило, они были жертвами гонений со стороны государственной власти, невинноосуждались по ложным обвинениям и покорно принимали смерть от своих гонителей.Среди них не было самоубийц, которые своей волей отнимали жизнь у себя и у других,совершенно ни в чем не винных людей. Поэтому мученичество христиан – в нашидни это одно из наиболее убедительных свидетельств о ложности терроризма и техидеологий, которые его поддерживают.

Служба коммуникаций ОВЦС МП

 
Событие

Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие Участникам конференции «Почитание святого великомученика Пантелеимона и русско-афонские связи»

Досточтимые архипастыри, всечестные отцы, дорогие братьяи сестры! Сердечноприветствую вас – участников церковно-научной конференции, посвященной памятисвятого великомученика и целителя Пантелеимона. Настоящее ученое собрание, проводящеесяпо решению Священного Синода Русской Православной Церкви, завершает программумероприятий, посредством которых наша Церковь почтила в нынешнем году 1700-летнийюбилей мученической кончины этого глубоко почитаемого народом Божиим святого.

 
Архипастырь

Выступление архиепископа Викентия на VIII Екатерининских образовательных чтениях «Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство — общие задачи воспитания в школе»

Екатеринбург, 13 декабря, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии». Уважаемый Валерий Вениаминович, дорогие братья и сестры! НашиVIII Екатерининские образовательные чтения посвящены, в первую очередь рассмотрениютакого важного вопроса, как участие семьи, то есть родителей в духовно-нравственноми религиозном воспитании, которое доступно нам сейчас в рамках светской образовательнойсистемы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс