Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Двадцатьдней провел в августе текущего года в Екатеринбургской епархии один из составителейкниги – энциклопедии о православных монастырях России Анатолий АлександровичФеоктистов. В нашем разговоре он поделился идеей национальной концепции объединениярусского народа именно на основах Православия, в том числе – возрождения монашескогослужения и святых обителей.
На Руси всегда любилимонастыри – духовные оплоты Православия. Верующие стремились совершать паломничествав обители, освященные молитвами многих поколений иноков, подвизающихся молитьсяза грешный мир. Очень благостно на душе от того, что в последние годы у россиянзаметно возрос интерес к молитвенной монастырской жизни, к просветительскойи миссионерской деятельности православных монастырей.
«Мне самому,еще в далеком детстве, удалось прикоснуться душой к родникам русской святости,совершая вместе со своими родителями поездки в Пюхтицы, в Псково-Печерский монастырь,на остров Валаам. Посещение этих обителей оставило огромный след в моей душе,во многом определило мой жизненный путь.
И ныне, как в минувшие века, люди идут в обители за духовной поддержкой, за наставлением.Посещение монастыря – лучший способ приобщения к Православию», – так писал ПатриархМосковский и всей Руси в предисловии к первому изданию книги-энциклопедии.
Книга «РусскаяПравославная Церковь. Монастыри» свидетельствует о возрождении монашества на Руси за последние десятилетия. Отрадно, что вышла она в год празднования великойдаты – 200-летия Рождества Христова. Составленная с любовью к Православию, этакнига не оказалась лишь справочным пособием – все пять лет она служит путеводителемпо древним нашим святыням, посещая которые верующие могут получить большую пользудля души.
Сейчас составляетсяновый вариант энциклопедического справочника, ибо за последние годы произошлибольшие изменения в жизни и возрождении монастырей. Многие переданы из поруганияСвятой Церкви, во многих ведутся большие восстановительные и строительные работы,возрождается монастырское хозяйство, расширяются сферы общественной деятельностимонастырской братии.
Вот, например,что писалось о монастырях Екатеринбургской епархии пять лет назад.
«Алапаевскиймужской монастырь в честь Новомучеников Российских. Основан 22 февраля 1995года, назван в память о членах императорского дома Романовых – жертвах жестокойрасправы красноармейцев в 1918 году. Раненые князья императорской крови Иоанн,Константин и Игорь Константинович, сын великого князя Павла Александровича –Владимир и сестра царицы Александры Федоровны – Елизавета Федоровна (основательницаМарфо-Мариинской обители) были сброшены живыми в рудник. Там же застрелили великогокнязя Сергея Михайловича. В монастыре находятся частицы мощей святых преподобномученицвеликой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
Нижнетагильскиймужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери преобразован в святуюобитель из прихода в 1998 году. Братия ведет просветительскую работу, занимаетсяхозяйственным обустройством.
Мужская обительв городе Екатеринбурге в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господняоснована 26 декабря 1995 года. Монастырь занимается просветительской деятельностью,открыты воскресные школы для взрослых и детей. Проводится хозяйственное обустройство.Храм был построен в 1880, а в 1930 закрыт, в нем размещался кинотеатр, а затемхудожественные мастерские. В 1993 храм был возвращен Церкви, на его базе и образованмонастырь, который нынче отмечает 10-летнюю годовщину начала деятельности.
Свято-НиколаевскийВерхотурский монастырь основан в 1604 на возвышенности в устье двух речек иеромонахомИоною из Пошехонья (Ярославская область), который ранее был священником. Онзаложил здесь деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Монастырьпользовался покровительством Бориса Годунова. До 18 века был единственным просветительскими миссионерским центром в Западной Сибири. В древнем храме св.Николая с 1704хранились мощи праведного Симеона Верхотурского. В 1716 году храм сгорел, но мощи сохранились и позже были перенесены в соборный храм Святого Симеона Верхотурского.
В 1917 годусвятая обитель была закрыта, а возрождение монастыря началось 15 лет назад,с 1 октября 1990. Сейчас в нем вновь находятся мощи святого праведника СимеонаВерхотурского и всея Сибири Чудотворца.
Свято-НиколаевскийТуринский монастырь во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца основанна берегу реки Туры, первоначально как мужской, затем – женский. После 1917года закрыт, возрожден 5 октября 1994 года. Занимается просветительской деятельностью.Имеется свое хозяйство».
Ново-Тихвинскийекатеринбургский монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Основан в 1799 году на восточном склоне Урала как женская община для вдов, сирот, девицна базе богадельни при екатеринбургском Успенском кладбищенском храме. Примонастыре до его закрытия был детский приют, школа, богадельня, странноприимныйдом, свечной завод, 18 рукодельных заведений и мастерских (золотошвейная, иконописная,живописная и др.) Возрожден в 1994 году, в настоящее время при обители действуютблаготворительная столовая, швейная мастерская. Монастырь занимается просветительскойработой, в том числе и в воинских частях.
При монастыреимеются подворья: Свято-Симеоновское в селе Меркушино, которое возрождено в 1997 году, и Свято-Игнатьевский скит в Екатеринбурге, с 1994 года.
Свято-Пантелеимоновскиймонастырь во имя Святого Великомученика Пантелеимона города Краснотурьинска.Восстановлен в 1990 как приход, с 19 декабря 1995 года преобразован в женскиймонастырь. Ведутся просветительская работа и хозяйственное обустройство.
Скорбященскийженский монастырь. Преобразован из прихода в городе Нижний Тагил в монастырьв 1998 году. При обители имеются храмы в честь Скорбященской иконы Божией Материи Вознесения Господня. Занимается просветительской деятельностью, организованохозяйство.
Спасскиймонастырь в поселке Елизавет города Екатеринбурга, освящен во имя ВсемилостивогоСпаса. Основан как приход в 1988 году, преобразован в монастырь в 1995 году.Занимается просветительской деятельностью, имеет свое хозяйство».
Монашескоежитие можно охарактеризовать как жизнь во Христе, со Христом и ради Христа.Подвижник, следующий за Христом и подражающий Ему, всегда пребывает в словеСпасителя «и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1, 2), исполняя Егозаповеди. Но монашеский уход из мира не означает гнушения миром, не есть осуждениедругого пути – пути работы в миру над его преображением, его христианизацией.Из пустыни монахи благословляют христианские города и веси, молятся за них,служат миру для его спасения.
Сведенияо монастырях, ведущих свою деятельность на территории Екатеринбургской епархии,войдут в 8-й том издания, который должен выйти в свет в 2006 году. По словамАнатолия Александровича, в настоящее время на выходе уже пятый том, полностьюподготовлен к печати шестой том, готовы материалы для формирования седьмоготома, в котором будут описания монастырей соседних в ними областей: Пермскойобласти, Удмуртии и Башкирии. Всего же в новом издании будет десять томов. В 9-й и 10-й том войдут монастыри Западной Сибири и Дальнего Востока.
Гость нашейЕпархии особо отметил высокую организацию работы на строительстве и восстановлениимонастырских зданий, которая ведется в уральских святых обителях. По словамАнатолия Александровича, «каждый строитель монастыря – герой нашего времени,потому что своей деятельностью он совершает ежедневный подвиг во имя Господа».В качестве примера А.А. Феоктистов привел несколько монастырей других епархий,где в течение 10–15 лет практически нет никаких сдвигов в восстановлении обителейи налаживании монастырского хозяйства. В уральских монастырях работают людисильные духом, крепкие телом – потому они так успешно решают поставленные перед ними задачи, – такой высокой оценки Анатолия Александровича Феоктистова удостоеныстроители и настоятели наших монастырей.
АнатолийАлександрович посетил 14 монастырей Екатеринбургской епархии, и о каждом у негоостались самые добрые впечатления. «Конечно же, монастыри в честь Святых ЦарственныхСтрастотерпцев на Ганиной яме и в честь Новомучеников и Исповедников Российскихв Алапаевске являются центром просветительско-миссионерской работы, и что-то другое в их деятельность добавить сложно. Идейно интересна деятельность монастыряв честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Пример божественного молитвенногослужения показывают насельники монастырей в честь Всемилостивого Спаса и Ново-Тихвинскойобители», – вот мнение нашего гостя о некоторых святых обителях Среднего Урала.
Без сомнения,что иночество с самого своего зарождения стало средоточием Православия, центромего духовной мощи, источником благодатной силы, оно оказывает большое влияниена жизнь Церкви. Монастыри, основанные великими преподобными отцами, являютсяпоистине светильником миру. Как говорил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов:«Монастыри – это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления;они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительнуюи спасительную влагу душам жаждущим».
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Депутаты Екатеринбургской городской думы — не против безвозмездной передачи Екатеринбургской епархии старинного церковного здания на проспекте Космонавтов, закрытого в годы богоборческой власти. Об этом сообщила пресс-служба городской Думы.
Екатеринбург,2 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В завершающую стадию вступило строительство нового здания храма во имя СвятогоАпостола Андрея Первозванного в поселке Шаля.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.