Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
СвятойАртемий, память коего совершается ныне, был префектом в Египте в царствованиеИулиана-отступника. Когда, отправляясь на войну против персов, Иулиан был в Антиохии, то Артемий, прибыв туда же с войском египетским, был свидетелем возмутительногопреследования христиан Иулианом, который приписывал им сожжение языческого храмав Дафне, предместье Антиохии.
В озлоблении на неповинных в этом деле христианбогоотступник сжег их церковь в Антиохии и разрушил и другую, находившуюся близАполлонова капища, и, вообще, жестоко преследовал христиан, не щадя даже детей.Вознегодовал тогда на гонителя ревностный христианин Артемий, не в силах будучистерпеть неправды, и безбоязненно, открыто изобличил его в несправедливости.Раздраженный дерзновением Артемия властитель велел снять с него воинские одежды,обнажить его и мучить, пока он не принесет жертвы богам. Но, обливая своей кровьюземлю, Артемий проповедовал Иисуса Христа и великие чудеса Его. Перенес он и темничное заключение, где его томили голодом, и потом был подвергнут особенномуиспытанию: его положили на одну половину рассеченного камня, другой половиноюкоторого, опустив ее с высоты, раздробили члены мученику. Наконец, отсекли емуголову мечом. Это было около 361-го года.
Мы слышали,братия христиане, что великомученик Артемий неправедно был гоним неистовым царемза правду, – за то, что не мог равнодушно терпеть жестокости царя и безбоязненнои открыто обличил его в несправедливости. Мы видели также, что никакие угрозыи мучения не могли поколебать святого ревнителя правды, который безропотно и мужественно перенес мучения и самую смерть. Так поступают и все гонимые за правдуБожию истинные христиане, которым за то Господь обещает даровать Царствие Небесное:все они отличаются постоянством в добродетели, мужеством в перенесении самыхжестоких гонений и терпением в перенесении бедствий гонения. Рассмотрим же ближеэти свойства гонимых за правду.
Первое свойство,как мы сказали, которое являют всегда и неизменно люди действительно гонимыеза свои добродетели и правду, есть постоянство в правде. Кто искренно предансправедливости и любит добро, того нельзя ничем подкупить и заставить, чтобыон отступил от правды и покривил душою. Не могут обольстить его и отклонитьот правды никакие обещания земных выгод, – богатства, славы, почестей. Не можетон увлечься к измене добродетели и справедливости ни дружбою, ни родством, ни знакомством; не устрашат его никакие бедствия и даже самая смерть. Отсюда истинныератоборцы за правду всегда являют великое постоянство и твердость в добродетелии истине. Вот пример, взятый из истории Церкви. Когда греческий император КонстансII хотел склонить мужественного борца за православие Максима Исповедника к отречениюот своей православной веры и принятию ереси монофелитской, то, призвав его,сказал: «Мы желаем, чтобы Господь обратил к нам твое сердце. Мы с любовью примемтебя, с честью введем в церковь, поставим тебя на первом месте, и славен тыбудешь по всей вселенной, только отрекись от своей веры и пристань к нам, иботогда все соединятся с нами. Теперь же, взирая на тебя, упорствуют». На этопреподобный Максим отвечал царю: «Всех вас постигнет суд Божий; я не могу сделатьтого, что ты желаешь, не могу изменить истине и правде». Тогда царь стал убеждатьего, чтобы он, по крайней мере, молчал и не разглашал своего учения. «Молчатьоб истине значит отвергать ее», – отвечал ему преподобный. «В сердце своем веруй,как хочешь, – говорил ему царь, – мы тебе не мешаем». «Господь велит не однимсердцем веровать, но и исповедовать Его устами, – отвечал преподобный. – ИбоОн пред Отцем небесным отвержется того, кто отрекся от Него пред людьми».
Второе свойство,являемое людьми гонимыми за правду, есть мужество в перенесении гонений. Ктодействительно стоит за правду и истину и всем сердцем предан ей, тот не страшитсяникаких угроз и мучений и терпит их с радостью и охотно, – не страшится дажесамой смерти, потому что защищает не свои интересы, а интересы самой истиныи правды, как дело Божие, и убежден в своей правоте. Представим пример: святойМелетий избран был в епископа антиохийского с общего согласия как православных,так и еретиков ариан, и избирательный лист об этом, подписанный как православными,так и арианами, поручен был на хранение Евсевию, епископу Самосатскому. Но когдаМелетий, как ревностный защитник Православия, изгнан был арианами из Антиохиии осужден нечестивым императором Констанцием на заточение, то ариане, опасаясь,чтобы он снова не возвратился, потребовали у Евсевия возвращения им избирательноголиста. Но Евсевий им решительно отказал, потому что избрание подписано былои вручено ему на хранение как арианами, так и православными. Тогда ариане упросилиимператора, чтобы он употребил над ним свою власть. Но Евсевий отказал и императору,сказав: «Общего суда, мне вверенного, не отдам иначе, как когда все вверившие,собравшись воедино, потребуют от меня возвращения своего решения». Раздраженныйимператор вторично послал к нему своего чиновника с указом, повелев ему употребитьугрозы. Чиновник, подавая Евсевию указ императора, сказал, что в случае непослушанияон имеет повеление отрубить ему руку. «Итак, не нужно читать указа», – отвечалему Евсевий и, протянув ему обе руки, сказал: «Ты можешь исполнить приказанноетебе, потому что неправого повеления царя я не исполню».
Третье, наконец,свойство, являемое людьми невинно гонимыми за правду, есть терпение в пере-несениигонений. Не тот гонится невинно, кто сам подает повод к гонению. Не тот и терпитза правду, страдает невинно, кто, встречая неправду со стороны других людей,сам ожесточается, ненавидит и старается мстить, если не делом, то злословиеми порицанием. Это уже не есть терпение, ибо, кто мстит, тот не терпит, и чрезэто самое мщение он сам делается виновником своего гонения, а потому и гонитсяуже не невинно. Но тот действительно страдает и терпит невинно, кто, не подаваясам никакого повода к гонению, всякое гонение, всякое пресле-дование за то,что он не хочет изменить правде, переносит безропотно и терпеливо, без жалоб,без озлобления и мести, надеясь единственно на правоту своего дела и на Бога,Который рассудит всех по правде и воздаст каждому по делом его. Отсюда лю-ди,гонимые невинно и за правду, бывают всегда смиренны, безропотны и покорны волеПровидения.
Если Господуугодно будет послать нам скорби за правое дело, то да сподобит Он нас перенестьих по примеру святых угодников Божиих с постоянством, мужеством и терпением.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Прославляемыйныне святой Церковью, пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизниего известно весьма мало.
1ноября Прор. Иоиля(800 г. до Р. X.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесениемощей прп. Иоанна Рыльского (1238). Сщмч. Сергия пресвитера (1937).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.